Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов и магистрантов специальности «История» Павлодар (стр. 8 из 39)

Мусурманов З. в кандидатской диссертации «Массово-политическая работа партийной организации Казахстана среди тружеников сельского хозяйства в 1953–1958 гг.» (1963) показал расширение и укрепление культурно-просветительских учреждений в связи с освоением целинных земель, массово-политическую работу учреждений в мобилизации трудящихся на подъём сельскохозяйственного производства [62].

Работа колхозных партийных организаций по реализации задач освоения целинных и залежных земель исследована в кандидатской диссертации Андреева Е.Г. «Колхозная партийная организация в борьбе за укрепление и рост общественного производства. 1953–1957 годы (по материалам Казахстана)» (1958) [63].

Алдабергенов А. в кандидатской диссертации «Деятельность партийной организации Казахстана по дальнейшему подъему сельского хозяйства в районах голодной степи (1953–1962 гг.)» (1964) рассмотрел не целинные районы, но подъём сельского хозяйства в рассматриваемом регионе по производству хлопководства и животноводства связан с сентябрьским (1953 г.) Пленумом и по времени совпадает с целиной [64].

Акмурзаев С. А. в кандидатской диссертации «Борьба трудящихся Западного Казахстана за подъем общественного животноводства (сентябрь 1953 – 1966 гг.ивотноводства ()трудящихся Западного Казахстана за подъем общественнного тана ())» (1968) за отправную точку развития животноводства отметил сентябрьский (1953 г.) Пленум и целинный период [65]. В диссертации исследован рост материально-технической базы животноводства, укрепление колхозов и совхозов кадрами, повышение материального благосостояния животноводов.

В 1966 году Досмаилова С. защитила кандидатскую диссертацию «Борьба партийных организаций Северного Казахстана за дальнейшее развитие сельского хозяйства (1956–1961 гг.) (На материалах партийных организаций Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Павлодарской и Целиноградской областей)» (1966) [66]. Рассматриваемые в диссертации хронологические рамки представляют продолжение целинной кампании, рассмотрены проблемы усиления партийного руководства сельскохозяйственным производством, массово-политическая работа партийных организаций на селе, процесс интенсификации сельского хозяйства, электрификации и механизации в земледелии и животноводстве.

Искакова Д. А. в кандидатской диссертации «Деятельность Коммунистической партии Казахстана по руководству движением за коммунистический труд в колхозах и совхозах республики (1958–1965 гг.)» (1969) [67] раскрывает формы и методы идеологической и организаторской работы партийных организаций. Также рассматривается пропаганда и внедрение достижений и передового опыта, работа партии по повышению идейно-политического, культурно-технического уровня сельских тружеников.

Нуртазенов Т. К. в кандидатской диссертации «Деятельность Коммунистической партии Казахстана по осуществлению в жизнь принципа материальной заинтересованности в сельском хозяйстве (1953–1958 гг.)» (1968) [68] рассмотрел претворение в жизнь утверждённого сентябрьским (1953 г.) Пленумом принципа материальной заинтересованности, который во время освоения целинных земель получил широкую практику. Показаны такие формы материального стимулирования, как авансирование, дополнительная оплата. Внедрялись формы морального стимулирования в виде нанесения красных звёздочек на корпуса комбайнов, кабины машин. Как результат практики материального стимулирования показан рост общественного производства и повышение материального и культурного уровня сельских тружеников.

Морозов В. О. в статье «Совершенствование оплаты труда колхозников (1953–1958 гг.)» (1972) [69] отмечал прогрессивное значение на экономике колхозов новые формы оплаты труда и поощрений. Например, переход к денежной оплате труда без начисления трудодней.

Исторические труды 1970-80-х гг. на теоретической и фактической основе превозносили курс освоения целинных земель количественными показателями, доказывая его эффективность. В монографиях Тулепбаева Б. А. [20], Турсунбаева А. Б. [70], Баишева С. Б. [71], Ковальского С. Л. и Маданова Х. М. [72], Ашимбаева Т. [73], в диссертации Дутбаевой В. В. [74] и др. также повторяются отмеченные нами выше положительных итоги.

Тулепбаев Б. А. в монографии «Торжество ленинских идей социалистического преобразования сельского хозяйства в Средней Азии и Казахстане» (1971) также подтверждает отмеченные нами доводы, называя Казахстан по итогам целины «крупнейшей зерновой и животноводческой базой страны» [20, с. 353].

Доктор исторических наук Турсунбаев А. Б. в книге, рассчитанной на широкий круг читателей с публицистическим названием «Под знаменем Октября» (1977) в отличие от предыдущих исследователей пошел еще дальше: «В результате освоения целинных и залежных земель Казахстан по производству пшеницы догнал, а в 1956–1959 гг. перегнал Канаду. По производству зерна на душу населения в настоящее время Казахская ССР занимает первое место в СССР и оставила позади развитые капиталистические страны» [70, с. 109].

В 1977 г. по теме совхозов Казахстана защитил докторскую диссертацию «Совхозы Казахстан 1946–1970 гг.» Ф. К. Михайлов [29]. Историк обосновывал преимущества высокомеханизированных государственных предприятий в производстве зерна, основной упор делался на создание зерновых совхозов. Созданные совхозы пополнялись механизаторскими кадрами из местного населения и прибывших из других республик, кадры готовились в системе профессионально технического образования. Под совхозами следует понимать не только производственные предприятия, но и жилищные здания, культурно-бытовые объекты. В совхозах форсированным темпом шло жилищное строительство с коммуникациями, электричеством, радио, ведь первые новоселы ютились в палатках и вагончиках.

Баишев С. Б. в монографии «Социально-экономическое развитие Советского Казахстана» (1979) [71] выделяет главу «Социально-экономические итоги освоения целинных земель в Казахстане», представляющую классический образец советской историографии рассмотрения интересующей нас проблемы. Изобильно превалируют количественные данные и приведены примеры успехов в частности по совхозам.

Книга Л. И. Брежнева «Целина» составила основной курс официальной историографии по обсуждаемой теме [75].

Дахшлейгер Г. в книге «Маршрутом социального прогресса» (1978) процесс освоения целинных и залежных земель берёт за начало производственного и социального подъёма в Казахстане, что в последующем получило еще большее развитие [76].

Перманентное явление противопоставления и соревнования социалистического и капиталистического строев во всех сферах, в том числе в сельском хозяйстве, политизирует работы советских историков. Идеологическая вставка об основательности и правильности курса партии и преимуществах социалистического строя наполняет итоговый вывод исторических публикаций.

Советская историографическая традиция насыщена статистическими данными, погоня за количеством становится единственным лейтмотивом. Очевидно, это отчасти может объясняться методологическим понятием об интенсификации хозяйства. Как правило, интенсификация – это, прежде всего, повышение эффективности производства. Увеличение площадей обрабатываемых земель как признак экстенсивности и использование передовой техники, что можно назвать интенсификацией, инвестирование и концентрации квалифицированных трудовых резервов можно назвать принципом «социалистической интенсивности», либо сочетанием экстенсивного и интенсивного факторов в социалистическом сельскохозяйственном производстве.

Руднев В. Д. в брошюре «Экономика освоенной целины» (1979) пишет о синтезе экстенсивности и интенсивности в освоении целинных земель. По мнению Руднева, экстенсивность проявлялась в расширении сельскохозяйственного производства, увеличении сельхозпредприятий, а интенсивность проявлялась в возрастании выхода продукции с единицы земельной площади «за счет увеличения доли пашни в сельхозугодьях, повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, применения более эффективных средств производства и более квалифицированных рабочих» [77, с. 20]. Подобный вариант представлял синтез двух форм сельскохозяйственного производства, экстенсивность в таком случае не воспринималась как отсталая форма, которую требуется заменить более прогрессивными методами земледелия.

Однако по сравнению со странами Запада в то время эффективность производства трудящихся в сельском хозяйстве Союза выглядит крайне низким [44, с. 257, 275].

В отчетном докладе на ХХ съезде партии Н. С. Хрущев говорил: «… Некоторые товарищи могут спросить, правильно ли мы делаем, осваивая целинные земли в районах, подверженных засухе. Изучение имеющихся данных показывает, что даже при периодических засухах ведение зернового хозяйства в Казахстане, Сибири и на Урале выгодно и экономически оправдано. Если из пяти лет мы будем иметь только два хороших по урожайности года, один средний и два неурожайных, то при тех сравнительно небольших затратах, которые требуются для выращивания зерновых культур в данных условиях, можно вести зерновое хозяйство с большой выгодой и получать дешевый хлеб» [51, с. 17]. Такой принцип и вошел в основу всей кампании, планировалось, максимально распахав земли, в 2-3 года собрать колоссальный урожай.

Крупномасштабные распашки земель, последовавшие эрозия почв и импорт зерна, мало убеждают в действительной интенсивности советского сельского хозяйства. Историки, находящиеся в эйфории от первых урожаев, под установку партии описывали результаты целины как объект восхищения. «Головокружение от успехов» исключало критический взгляд. Принцип классовости затмевал детальное рассмотрение объективных реалий. Соревнование с капиталистическими странами и утверждение целинного опыта как достижение социалистического строя, подтверждавшееся количеством, не оставляло надлежащего внимания на проблемы истощения земельных ресурсов.