ГЮРДЖИЕВ ГЕРГИЙ ИВАНОВИЧ (1877, Армения – 1949) — мистик. Работал в Фонтенебло, близ Парижа, в США. Был знаком с эзотерическим знанием суфийского ордена Накшбенди. Развивал учение о четырех телах человека, каждое из которых вырастает из предыдущего в результате сознательной работы. Это тела: физическое, астральное, ментальное, причинное (в суфийских аллегориях эти тела выражены в образах повозки, коня, возницы, господина). В человеческом организме существуют особые центры, каждый из которых соответствуют той или иной функции (мышлению, эмоциям, движениям, инстинктам). На основе этих представлений, предложил систему индивидуального развития. Первое, что необходимо сделать индивиду, — пробудиться, чему препятствует его отождествление (маска). Но даже если он осознал то, что спит, он ничего не может сделать в одиночку, необходимы коллективные усилия.
ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (31.08.1930 – 1998) — отечественный психолог. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ, затем — аспирантуру. С 1959 г. по 1983 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АП СССР, в дальнейшем — в качестве директора. Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, вице–президент АПН СССР, почетный член Национальной академии образования США. Член редколлегии журналов „Вопросы психологии“ и „Психологический журнал“. Создатель психологической школы, продолжившей традиции культурно–исторической теории Л.С.Выготского и теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным. В 1950–х гг. вместе с Элькониным приступил к работе по проектированию новых возрастных норм психического развития. Было показано, что среднестатистические нормы умственного развития школьника порождаются существующей системой обучения, основанной на натуралистическом подходе к развитию. Дал логико–психологическое обоснование теории развивающего обучения. В соответствии с его идеей, что в действии человека всегда наличествует со–знание другого человека, развитие ребенка рассматривается им как происходящее в контексте двух типов отношений: ребенок — предмет — взрослый (в этом случае отношение ребенок — взрослый опосредствовано предметом) и ребенок — взрослый — предмет (в этом случае отношение ребенок — предмет опосредствовано взрослым). Главная особенность „разумного мышления“ состоит в том, что оно базируется на теоретических понятиях, содержанием которых — в отличие от житейских (эмпирических) понятий — является не наличное бытие, а бытие опосредованное, рефлектированное. Эти понятия выступают одновременно и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, т.е. как особые мыслительные действия. На основе гегелевско–марксового понимания отношения логического и логического в становлении индивидуального сознания, принципа деятельности, принципа всеобщности идеального бытия были определены основные понятия развивающего обучения (развитие рефлексии и воображения, возрастная специфика развития и др.) и спроектированы основные педагогические технологии, нашедшие практическую реализацию прежде всего на базе московской экспериментальной школы N 91.
ДАНЛАП (DUNLAP) КНЕХТ (1875 – 1949) — американский психолог. Специалист по общей, социальной психологии, психологии религии.
ДАРВИН ЧАРЛЬЗ (1809 – 1882) — английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В психологической области занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций („Выражение эмоций у животных и человека“, 1872).
ДЕЖЕРИН (DEJERINE) ЖЮЛЬ ЖОЗЕФ (3.8.1849, Женева – 26.2.1917, Париж) — французский невролог, психиатр и психотерапевт. Работал с 1874 г. ассистентом врача, с 1879 г. — врачом, с 1885 г. приступил к преподавательской работе, с 1901 г. он — профессор гистологии. Параллельно с многочисленными неврологическими и патоневрологическими работами развивал свой метод „изоляции“, предназначенный для лечения психоневрозов в групповой негипнотической психотерапии. Не будучи знаком с учением З.Фрейда, обосновал схожие представления на роль эмоций в происхождении психических заболеваний, в частности истерий, по этому вопросу выступал решительным противником П.–Ш. Дюбуа и его метода рационального убеждения. Указывал на большое значение врача и его переживаний в исцелении пациента, постулировал необходимость веры пациента во врача. Одним из первых указал на целительную роль простого слушания врачом пациента.
ДЕКАРТ PEНE (1596 – 1650) — французский философ и естествоиспытатель. Исходил из того, что наиболее достоверным для исследователя является его собственное мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических процессов от непсихических. На этом основании он пришел к отрицанию наличия души у животных, которые являются лишь „рефлекторными автоматами“. В основу решения психофизической проблемы Декарт положил идею взаимодействия: душа, имеющая одним из основных своих атрибутов мышление, и тело (природа), характеризующееся протяжением, могут соединиться в человеке лишь с помощью третьей, божественной субстанции.
ДЕССУАР (DESSOIR) МАКС (8.2.1867, Берлин – 19.7.1947, Кенигштейн, Таунус, Германия) — немецкий эстетик и психолог. Последователь В. Дильтея. Еще в гимназии у него проявились способности и к искусствам (игра на скрипке),и к естественным наукам, в это же время зародился интерес к пограничным вопросам психологии и физиологии. После окончания гимназии в 1881 г. учился в университетах Вюрцбурга и Берлина (доктор медицины, доктор философии, 1889). С 1891 г., Дессуар работал в Берлинском университете в качестве приват–доцента, в 1893 г. защитил диссертацию („Psychologischen Skizzen“) для замещения должности доцента, с 1897 г. он — экстраординарный профессор, с 1920 г. до своей отставки в 1934 г. — ординарный профессор Берлинского университета. В 1947 г. снова приступил к преподавательской деятельности в качестве профессора во Франкфурте.
Дессуар — основоположник критического анализа парапсихологических феноменов, с 1885 г. он приступил к систематическим наблюдениям за медиумами, что позволило ему сделать обобщающие выводы о сущности этих явлений на основе понятия подсознательного. („Vom Jenseits der Seele: Die Geheimwissenschaften in kritischer Betrachtung“, 1917). Ввел в употребление сам термин „парапсихология“.
Вместе с Э. Утицем основал школу эстетики, известную под названием „всеобщей науки об эстетике“. Эстетику Дессуар понимал значительно шире, чем искусство, включая в нее природу и повседневную жизнь, но и искусство, по его мнению, основывается не на одном лишь эстетическом чувстве, а также и на религиозных, социальных и политических воззрениях.
С 1906 г. он стал издавать журнал „Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft“, центральный орган формалистической эстетики. По его инициативе в 1913 г. был организован 1–й Интернациональный конгресс эстетики. В работе „Эстетика и всеобщая наука об искусстве“ („Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft in Grundzuge“, Stuttgart, 1906) разделил искусства на два вида, на подражательные искусства, имеющие реальные формы (пространство и время искусства), и свободные искусства, имеющие иррелевантные формы (архитектура или музыка).
ДЖЕКСОН (JACKSON) ДОНАЛЬД ДЕ АВИЛА (2.1.1920, Окленд, Калифорния – 1968, Пало Альто) — американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитическое образование получил в г. Честнут Лодж, шт. Мэриленд под руководством Фриды Фромм–Рейхманн, большое влияние на него оказал Г.С. Салливен. В начале своей деятельности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959 г. организовал в Институте ментальных исследований г. Пало Альто, Калифорния, группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж. Викланд, Дж. Хейли, позже В. Сатир. Предложил теорию гомеостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симптомам). Рассматривая шизофреническую симптоматику, пришел совместно с Г. Бейтсоном к формулировке гипотезы „двойной связи“ (double bind) о роли несовпадения вербальных требований и эмоционального контекста в этиологии шизофрении. Пытался трактовать взаимоотношения психотерапевта и пациента как борьбу за власть.
ДЖЕМС (JAMS) УИЛЬЯМ (1.11.1842, Нью–Йорк – 16.08.1910) — американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“, или „личности“ им были выделены:
1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;
2. Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей;
3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активности Я.
Джемс также является автором периферической теории эмоций. Оказал существенное влияние на исследования психологов Чикагской школы, в которую входили Дж. Дьюи, Дж. Энджелл, Дж.Г. Мид.
ДЖОНС (JONES) ЭРНЕСТ (1.01.1879, Уэлс – 11.02.1958, Лондон) — английский психоаналитик. Медицинское образование получил в Лондоне. Вскоре познакомился с психоанализом. Стал одним из самых верных учеников и друзей З.Фрейда. Читал курс психоанализа в качестве приглашенного профессора в Канаде и США. На протяжении 22 лет президент Интернационального психоаналитического общества. Автор биографии Фрейда (Sigmund Freud. Leben und Werk. 1957).