Лазурский Александр Федорович (1874 – 1917) — русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер („эндопсихика“), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру („экзопсихика“). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности.
Лайнг (Laing) Рональд (1927, Глазго, Шотландия – 1992) — английский психиатр, психолог, один из основателей антипсихиатрии. Окончил университет, работал в качестве психиатра в армии, затем в клинике в Газго. В 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Лондонском университете. С 1957 г. работал в качестве профессора в Тавистокской клинике. Трактовал психопатологию в контексте изменения способа бытия индивида. Так, по его мнению, шизофрения представляет собой особую стратегию, к которой индивида прибегает, чтобы адаптироваться к неблагоприятной жизненной ситуации. В качестве основного метода использовал герменевтику, как погружение во внутренний мир психотика.
Лакан (Lacan) Жак (13.04.1901, Париж — 9.09.1981, Париж) — французский философ, основатель структурного психоанализа. Основывался на идеях З. Фрейда об особом значении речевой деятельности в диагностике и лечении психических заболеваний. При анализе бессознательного, которое считал структурированным как язык, использовал методы структурной лингвистики, антропологии, риторики, топологии.
Ламетри Жюльен Офре де (1709 – 1751) — французский философ–материалист, врач, развивавший представления о необходимости эмпирического исследования психической жизни. Предлагал материалистическое решение психофизической проблемы, в соответствии с которым психические функции трактовались как обусловленные особенностями мозговой и телесной организации индивида. На основании данных о стадиях развития человеческого эмбриона, о регенерации у животных, о вымерших видах животных предлагал рассматривать психику в ее эволюционном развитии, подводящем к возникновению сознание у человека. Трактовал потребности живого организма к качестве движущей силы поведения, в соответствии с чем пришел к заключению, что, чем интенсивней потребности, тем более развиты умственные способности.
Ланге (Lange) Карл Георг (4.12.1834, Вордингборг – 25.5.1900, Копенгаген) — датский медик, физиолог, философ. Получил общее образование в Метрополитен–школе (1853), затем — медицинское (кандидат медицины,1859), с 1860 г. по 1862 г. работал врачом в госпитале Фредерика, в 1863 г. принял участие в экспедиции по Гренландии для анализа распространения заболеваний, затем опять работал ассистентом в госпитале Фредерика под руководством Е. Далерупа (1863–1866) и военным врачом в госпитале Альминделиг (1866–1867).
С 1867 г. по 1868 г. Ланге продолжил свое образование: обучался гистологии у К.Дж. Эберта и Г. Фрея в Цюрихе, физиологии у М. Шиффа во Франции. Провел исследования бульбарного паралича (1868), хронического полиомиелита (1874).
C 1875 г. Ланге — доцент патоанатомии, читал лекции о воспалительной патологии, затем о маниакально–депрессивном психозе („Om periodiske Depressionstilstande“, 1886), с 1885 г. — профессор Копенгагенского университета, почетный доктор Лундского университета (1893).
Особую известность ему принесла его периферическая теория возникновения эмоций („Om Sindsbevaegelser“, 1885) — сосудо–двигательная теория эмоций, в которой ведущую роль он отводил сомато–вегетативному компоненту. В ней эмоции трактуются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов висцеральных органов (такая трактовка эмоционального процесса очень близка взгляду Кеннона на роль кровообращения в распределении адреналина). Эту теорию Ланге выдвинул, не будучи знакомым с теорией У. Джемса (1884), поэтому она получила название теории Джемса–Ланге.
Ланге (Lange) Фридрих Альберт (28.9.1828, Вальд близ Золингена – 21.11.1875, Марбург) — немецкий философ–неокантианец, экономист и психолог.
Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (1848–1851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э. Бобриком.
В 1851 г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии („Quastiones metrical“) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (1852–1855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог.
В 1855 г. в Бонне он защитил диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам педагогики, психологии, философии („Uber Zusammenhang der Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener Zeitalter“), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию, с 1859 г. — старший преподаватель в гимназии Дуйсбурга.
Знакомство с историком философии Ф. Юбервегом открыло для него глубину учения И. Канта. Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861 г. Ланге по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга. Из–за своих выступлений в защиту прав рабочего класса (редактор газеты „Rhein– und Ruhr– Zeitung“, 1863) и свою книгу („Die Arbeitsfrage“, 1865, в рус.пер.: „Рабочий вопрос“, СПб., 1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866 г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г. Винтертур.
В 1869 г. Ланге снова защитил диссертацию для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в университете Цюриха, с 1873 г. он — профессор Марбургского университета.
Считается одним из основателей Марбургской школы неокантианства, учитель Г. Когена. Отстаивал, вместе с Г. Гельмгольцем, позиции физиологического идеализма. Перед основой работой своей жизни („Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart“, 2 Bd., Iserlohn, 1866–1875, в рус. пер.: „История материализма и критика его значения в настоящее время“, СПб., 1899) Ланге поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И. Канта. По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И. Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействие с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению.
Одним из первых пытался использовать в психологии математические методы(„Die Grundlagen der mathematischen Psychologie. Eine Versuch zur Nachweisung des grundlegenden Fehlers bei Herbart und Drobisch“, 1865).
Ланге Николай Николаевич (1858 – 1921) — русский психолог, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам.
Лацарус (Lazarus) Мориц (15.09.1824 – 14.04.1903) — немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов. Профессор в Берне (1860) и Берлине (1873–96). Вместе с Г. Штейнталем основал журнал „Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft“. Основываясь на атомизме И. Гербарта, развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой „народного духа“. „Народный дух“ находит свое проявление в языке, нравах, учреждениях и пр. Эти взгляды развивал в дальнейшем В. Вундт.
Лебон (Le Bon) Гюстав (7.05.1841, Ножан–ле–Ротру – 15.12.1931, Париж) — французский философ–идеалист, социолог, антрополог. Доктор медицины. Стремился найти доказательства неравенства человеческих рас. Физиологические, анатомические и психологические различия между народами ведут к непониманию между ними и конфликтам. Упадок цивилизации связывал с наступлением „эры масс“, когда все будет решать толпа, инициируемая отдельными „вожаками“. Считал, что „духовное единство толпы“ предопределяет характер поведения входящих в нее людей. Их поведение становится бессознательным, а они сами — эмоциональными, рационально неконтролируемыми, догматичными, нетерпимыми, безответственными. Разделял толпу на разнородную (уличные сборища) и однородную (секты, классы).
Леви–Брюль Люсьен (1857 – 1939) — французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления. Проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. Для такого мышления, по его мнению, характерны нечувствительность к противоречиям, непроницаемость для опыта, подчиненность закону „партиципации“ (сопричастия). Вместе с тем, пралогическое мышление не исчерпывает собой все сферы проявления интеллекта первобытного человека. В практических, например, действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности, как, например, в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе. Работы Леви–Брюля внесли большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где умственные операции людей разных времен и культур считались тождественными.