Смекни!
smekni.com

Оглавление (стр. 20 из 35)

Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм (5.1.1889, Бинген – 15.2.1961, Бирмингем) — немецко–английский психиатр. Получил образование в университетах Гейдельберга, Кельна, Мюнхена (доктор медицины). Работал как приват–доцент в Гейдельбергском университете, с 1929 г. — внештатный профессор, работал в Гейдельбергской психиатрической клинике вместе с К. Ясперсом и Х.В. Грюлем под руководством Ф. Ниссля и К. Вильманнса. Защитил диссертацию на тему „Феноменология ненормального чувства счастья“. Вместе с К. Берингером, Э. Штраусом и В. Ханзеном основал в 1928 журнал „Monatschrift der Nervenarzt“. В 1933 эмигрировал в Англию. Основал там психиатрические исследовательские центры в Бирмингеме в 1955, в Лондоне и Дамфри, Шотландия, в 1959. Считается одним из основателей современной английской психиатрической школы, развивал феноменологический подход к психическим заболеваниям, проводил исследования иллюзий, галлюцинаций, шизофрении, органических психозов и психотерапии.

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир – 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) — англо–американский психолог, основатель гормической психологии.
После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св. Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г. изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне.
В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э. Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак–Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он — преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э. Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности „Physiological Psychology“, 1905, и „Body and Mind: A History and Defense of Animism“, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии.
В 1920 г. Мак–Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак–Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии.

Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ („An introduction to social psychology“, L,1908, рус. пер. „Основные проблемы социальной психологии“, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его „гормической психологии“ как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению Мак–Дугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.

В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, из–за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях.

Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен Мак–Дугалл на термин „склонность“ — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что–либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию.

Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность (удивление) — еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, — агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания.

По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции.
Опираясь на учение Ч. Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью. Критиковал теорию Джемса–Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно–эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое „эготическое“, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности.
Мак–Дугалл — один из начинателей социально–психологических исследований, ввел само понятие „социальная психология“ (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение — как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп („душа группы“), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе („The group mind“, Cambridge, 1920).

Как и его предшественник, У. Джемс, Мак–Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж. Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая („The Frotiers of Psychology“, L., 1934).
На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена „множественной личности“, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У. Олпорт, Г.А. Мюррей, Р.Б. Кеттелл, Ф. Лерш).

Маслоу Абрахам Харольд (1908 – 1970) — американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей:

1. Физиологические;
2. Потребности в безопасности;

3. Потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
4. Потребность в уважении и признании;

5. Потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.

При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, сред которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность. В дальнейшем видоизменил свою модель мотивации на основе идеи о качественном различие двух классов потребностей: потребностей нужды и потребностей развития.

Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия – 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) — австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ — представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848 г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как „бездарный“, продолжил образование в семье. В 1853 г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г. Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855 г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию („Uber elektrische Entladung und Induktion“ (1860)), с 1861 г. Мах — приват–доцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств („Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens“, 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864 г. он — профессор математики, затем, с 1866 г. — профессор физики, с 1867 г. — профессор университета Праги, где выполнял функции декана (1872–1873) и ректора (rector magnificus) (1879–1880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883 г. по 1884 г. Мах — ректор пражского Немецкого университета. С 1895 г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й. Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата. Выступал непримиримым противником О. Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898 г. Мах был вынужден устраниться от дел из–за инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913 г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни.