Смекни!
smekni.com

Оглавление (стр. 26 из 35)

Рудик Петр Антонович (1893 – 29.11.1983) — отечественный психолог. Родился в семье крестьянина. В 1915 г. окончил философской отделение историко–филологического факультета Московского университета. С 1919 г. работал в Центральном институте физической культуры, где создал кафедру психологии. Доктор психологических наук, профессор, член–корреспондент АПН СССР. Один из инициаторов развития психологии спорта в России. Занимался проблемами психологии личности спортсмена, психологических особенностей физических упражнений, производственной гимнастики и спортивной тренировки, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоционально–волевых процессов.

Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева – 2.7.1778, Эрме–нонвиль, близ Парижа) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы.

В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д. Дидро, затем — с Д‘Аламбером, П. Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании „Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел“, 1751–1780 г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, „Рассуждения о науках и искусствах“, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его „Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми“ (1755) и „Юлия, или Новая Элоиза“ (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства.

Его книга „Эмиль, или О воспитании“ (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из–за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером.

С 1766 г. по 1767 г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д. Юм, но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770 г. он — в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот.

После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791 г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из–за того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум.

Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма — если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в „Исповедании веры савойского викария“, вставленного в роман „Эмиль…“. Руссо — один из теоретиков концепции „общественного договора“, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму.

Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в „Прогулках одинокого мечтателя“ (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности „культурных“ наций „простой и чистый“ нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв „Назад, к природе!“).

По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей.

Рэдфорд (Radfrd) Джон (род. 1934) — английский психолог. Получил историческое и литературное образование в Беркбекском колледже в Лондоне. Основал отделение психологии при Лондонском северо–восточном политехническом институте. Член Британской социологической ассоциации. Основал английскую ассоциацию преподавателей психологии. Специалист по проблемам психологии творчества, социальной и педагогической психологии.

Рюдин (Rudin) Эрнст (19.4.1874, Св.Галлен, Швейцария – 22.10.1952, Мюнхен) — немецкий психиатр и генеолог. После окончания гимназии в Св. Галлене получил образование в университетах Женевы, Неаполя, Дублина, был ассистентом у Э. Блейера в Цюрихе, у Э. Крепелина в Гейдельберге, у Г. Оппенгейма в Берлине, затем приступил к самостоятельной работе, с 1900 г. в тюремной больнице Моабит (Берлин), в психиатрической больнице в Базеле, с 1907 г. работал научным ассистентом в психиатрической клинике Мюнхена, где в 1909 г. стал главным врачом и защитил докторскую диссертацию для замещения должности доцента по теме психических нарушений при заключении под стражу („Uber die klinischen Formen der Seelenstorungen bei zu lebenslandicher Zuchthausstrafe Verurteilten“). С 1911 г. приступил к работе над проблемой наследственности и семьи, которая сделала его одним из наиболее авторитетных представителей психиатрических исследований наследственности, прежде всего шизофрении. С 1916 г. руководитель генеалогическо–демографической отделения Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене, с 1925 г. по 1928 г. — ординарный профессор в Базеле, с 1928 г. — директор института генеалогии и демографии Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене. Принял участие в разработке медицинской части комментариев к национал–социалистическому „Закону о стерилизации душевно больных молодых людей“ (19.7.1933), а также в его практической реализации, чем бесповоротно скомпрометировал себя в глазах научной общественности.

Саймон (Simon) Герберт Александр (род. 15.6.1916, Милуоки, шт. Висконсин) — американский экономист, социолог, психолог, один из основателей когнитивной психологии. Обучался в Чикагском университете (бакалавр искусств, 1936, доктор философии, 1943), в дальнейшем защитил докторскую диссертацию по праву в Монреальском университете Мак–Гилла (1970). С 1936 г. по 1938 г. работал в качестве научного ассистента в Чикагском университете, с 1939 г. по 1942 г. он — начальник учебного отдела Калифорнийского университета, с 1942 г. по 1945 г. — ассистент профессора политических наук Иллинойского технологического института, с 1945 г. по 1947 г. — ассоциативный профессор, с 1947 г. по 1949 г. — профессор. Одновременно с этим, с 1945 г. по 1965 г. он — профессор администрирования и психологии университета Карнеги в Питтсбурге, с 1965 г. — профессор компьютерных наук и психологии, с 1949 г. по 1960 г. — декан факультета индустриального управления, с 1957 г. по 1977 г. — декан Высшей школы индустриального администрирования. Нобелевская премия по экономике (1978). Проводил новаторские разработки по применению количественных методов в социологии, экономке и управлении. На основе компьютерной метафоры деятельности мозга создал ряд машинных моделей мышления. Вместе с А. Ньюэллом и Дж. Шоу, используя результаты психологических исследований О. Зельца, разработал компьютерные программы „Логик–теоретик“ и „Универсальный решатель проблем“, основанные на допущении, что эвристическая деятельность человека протекает так же, как и процесс вычислений, или выполнение программ. В своих моделях Саймон постулирует наличие одного центрального процессора (счетчика), имеющего доступ к внешнему миру, кратковременной и долговременной памяти. Эти модели были апробированы на материале доказательства геометрических теорем, решения криптоарифметических задач и игры в шахматы. Саймон — один из основателей социологического моделирования и применения кибернетики для анализа группового поведения людей: пытался количественно описать отношения, возникающие в малых группах.