Смекни!
smekni.com

Оглавление (стр. 28 из 35)

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго – 12.1.1967, Техас) — американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженер–электрик, был командирован компанией „West Electric“, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете Мак–Гилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р. Йеркса. С 1933 г. по 1937 г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г. Орандж–Парк, Флорида, с 1937 г. по 1938 г. он — ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938 г. — ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942 г. — полный профессор и декан факультета психологии. С 1964 г. Спенс занимался преподавательской деятельностью как профессор в университете Техаса. Работал по заказам военных ведомств. Ученик и сотрудник К.Л. Халла. Большое внимание уделял методологическим вопросам: построение теории, по его мнению, возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на результаты исследований Э. Толмена, Спенс обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей „стимул–реакция“, возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект приобретает „побуждающее влияние“ на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная К.Л. Халлом, была преобразована Спенсом в следующее выражение: E = (D + K) * H, где E — потенциал пробуждения реакции, D — сила влечения, K — привлекательность объекта, H — прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого–либо влечения, а есть лишь его стимулирование „привлекательностью“ объекта. Тем самым Спенс ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности, тревожности, которой он стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико–ассоциативной концепции влечения. Его понимание тревожности — тревожность как приобретенное влечение („Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning“, „Psychol. Bulletin“, 1964, 61) — была положена в основу разработки Дж. Тейлор в 1952 г. опросника диспозициональной тревожности („Manifest Anxiety Scale“, J.A. Taylor).

Спенсер Герберт (1820 – 1903) — английский философ и психолог. Автор книги „Основы психологии“ (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного процесса.

Спиноза Барух Бенедикт (1632 – 1677) — нидерландский философ. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах, где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность тела к действию

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард (10.09.1863, Лондон – 17.09.1945) — английский статистик и психолог. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Предложил двухфакторную теорию человеческого интеллекта, а также психического в целом.

Спитц (Spitz) Рене Арпад (29.1.1887, Вена – 14.9.1974, Денвер, Колорадо) — немецко–американский психоаналитик и психиатр. Образование получил в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910 г. прошел учебный психоанализ у З. Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, с 1930 г. по 1932 г. — в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933 г. эмигрировал сначала в Париж (1933–1938), затем в США, где работал в Нью–Йорке (1940–1956) и в Денвере (с 1957). Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект „госпитализма“). Спитц констатировал, что нормальная потребность в контакте появляется у ребенка в 6 мес., и, если в это время происходит отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требует мать или того, кто может ее заменить, через месяц у него появляется реакция бегства, если к нему кто–то подходит, еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние воздействия сводятся до минимума, он уже не кричит, исчезают все мимические выражения. При этом в психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение „депрессии зависимости“ („Hospitalism: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early choldhood“, in: „The Psychoanalytic Study of a Child“, vol. 1, N.Y., 1945; „The influence of the Mother– Child Relationship and its Disturbances“, in: „Mental Health and Infant Development“, 1956, Vol. 1 (K. Soddy, ed)). Изучал восприятие младенцами человеческого лица, определяя те его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка. Пытался трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсознание начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы „Я“ („The smilling response: the contribution to the ontogenesis of social relations“, „Genetic psychological monografs“, 1946, N 34, p. 57–125 (совм. с Wolf K.)). Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует перцептивному и когнитивному („The First Year of Life. A Psychoanalytic Study of Development of Object Relations“, N.Y., 1965).

Стаут (Stout) Георг Фредерик (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем – 1944) — английский философ–идеалист, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано. После окончания частной школы учился с 1879 г. в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884 г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св. Иоана, в 1891 г. сменил К. Робертсона в качестве редактора „Mind“ (до 1920), с 1994 г. он — преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896 г. по 1898 г. — преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898 г. по 1903 г. — внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника „Personal Idealism“, L., 1902. С 1903 г. до своей отставки в 1936 г. он — профессор логики и метафизики в университете Св. Эндрю, здесь создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к своему сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете. Здесь много сил отдал на подготовку молодых философов. Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, рефлексии и интроспекции: Стаут был последователь метода интроспекции в том виде как его обосновал Р. Авенариус („Analytic Psychology“, V. 1–2, L., N.Y., 1896, в рус. пер. „Аналитическая психология“, т. 1 , Пг., 1923). Выступал решительным противником естественно научных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что Стаут отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело, и экспериментальное исследование не может изолировано выделить ни то, ни другое. В след за своим учителем Дж. Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф. Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития Стаут перешел с позиций прагматизма к реализму и, затем, к религиозной философии. В 1930–х г.г. выступал решительным противником эмерджентной эволюции.

Стернберг (Sternberg) Сол (род. 30.8.1933, Нью–Йорк) — американский психолог. После окончания колледжа получил образование в Гарвардском университете (бакалавр, 1954; магистр, 1958; доктор философии по социологии, 1960), с 1958 г. по 1959 г. работал в Совете социальных исследований, с 1959 г. по 1960 г. — член Национального научного фонда в Кембридже, с 1960 г. по 1961 г. — преподаватель психологии в Пенсильванском университете, с 1961 г. по 1964 г. — ассистент профессора, с 1964 г. — член технического руководства Центра исследования поведения и статистического обеспечения „Bell Telephone Laboratory“ в Марри Хилл, ведущий специалист исследовательской группы группы процесса человеческих коммуникаций. Известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов.

Тард (Tarde) Габриель (12.03.1843 – 13.05.1904) — французский социолог и криминалист. В 1893–96 гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции. С 1900 г. — профессор новой философии в Коллеж де Франс. Общественные отношения сводил к отношениям между индивидами. Основными процессами социального развития считал изобретение и подражание. Подражание реализуется в форме обычаев и моды, при усвоении которых происходит социализация индивида. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Анализируя эффект толпы, констатировал, что индивид в толпе имеет такие свойства, как чрезмерная возбужденность, потеря сознательного контроля и индивидуальности.