ГЕРБАРТ ИОГАНН (1776 – 1841) — немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. В качестве элементов сознания рассматривал представления. Для объяснения их статики и динамики, в частности их силы, ясности, говорил о необходимости применения математики. Согласно Гербарту, в сознании можно выделить три области: ясного сознания, „просто“ сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы („пороги“). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом, а также — обратный переход представления в область бессознательного, получивший название „вытеснения“.
ГЕРИНГ (HERING) ЭВАЛЬД ФОН (5.8.1834, Альтгерсдорф – 27.1.1918, Лейпциг) — немецкий физиолог и психолог.
Получил медицинское образование в 1853–1858 г.г. в Лейпцигском университете, защитил докторскую диссертацию по вопросам зоологии, в это время у Геринг появился особый интерес к общебиологическим проблемам; затем работал практическим врачом и ассистентом в поликлинике, под руководством Э.Г. Вебера подготовил диссертацию о бинокулярности пространственного восприятия для замещения должности доцента, с 1862 г. он — приват–доцент физиологии в Лейпцигском университете, с 1865 г. — профессор медицины, физики и физиологии в медико–хирургической академии Иосифа в Вене, здесь совместно с Й. Брейером изучал рефлекторное изменение дыхания при раздражении блуждающего нерва („Selbststeuerung der Atmung“), что явилось одним из первых опытов изучения принципа обратной связи, столь важного для возникшей значительно позднее кибернетики. Им были проведены исследования связи изменения уровня кровяного давления и степени внимания („волны Траубе–Геринга“).
В 1870 г. Геринг принял приглашение работать в университете Праги (здесь стал первым ректором Немецкого университета в 1882 г.), в 1895 г. возвратился в Лейпциг, где стал преемником К. Людвига. Член немецкой академии наук (1869), иностранный член–корреспондент Петербургской АН (1905).
Геринг — пионер экспериментальной психологии восприятия. По методологическим установкам ориентировался на субъективный сенсорный опыт (наблюдение и описание). Первоначально по многим вопросам разделял позиции Г. Гельмгольца, но затем стал его классическим оппонентом, развивающим нативистическую теорию.
Занимаясь феноменом константности восприятия, Геринг экспериментально установил, что черный уголь на ярком солнце может отражать больше света, чем белая бумага на рассвете, и все же восприниматься черным, что объяснял „периферическими факторами“, в противоположность „бессознательным умозаключениям" Гельмгольца, такими как зрачковый рефлекс, сетчаточная адаптация к свету, одновременный контраст. При этом он фактически дал описание латерального торможения: световое раздражение приводит не только к определенной химической реакции на соответствующем участке сетчатки, но так же и к противоположной реакции на соседних участках.
Наделял саму сетчатку глаза способностью пространственного видения, по его мнению, восприятие глубины в условиях диспарантности обусловлено тем, что нейроны внутренней части сетчатки и внешней откалиброваны на восприятие разной степени глубины („Beitrage zur Physiologie“, Lpz., 1861). Развивал теорию цветового зрения (1875),в которой цветоразличение объяснялось процессами диссимиляции и ассимиляции, происходящими в трех типах клеток сетчатки, ответственных за восприятие трех качеств (белое–черное, красное–зеленое, желтое–синие).
Открыл оптическую иллюзию („звезда Геринга“) — при наложении этой фигуры, образованной прямыми, пересекающимися в одной точке, на параллельные линии, те воспринимаются искривленными. Рассматривал память, следуя в этом взглядам К.Г. Каруса, не только как психическую, но и как общеорганическую функцию (всякий раздражитель оставляет физиологический след, который может быть воспроизведен), проявляющуюся в форме наследственности, характеризовал инстинкт как память вида. Благодаря своим феноменологическим и нативистическим установкам оказал существенное влияние на К. Штумпфа и гештальтпсихологию в целом.
ГЕФФДИНГ (HOFFDING) ХАРАЛЬД (11.04.1843 – 2.06.1931) — датский философ–идеалист, историк философии, психолог. С 1883 г. — профессор университета в Копенгагене. В 1915 г. оставил преподавательскую деятельность. Опирался на идеи Канта, Шопенгауэра, Гегеля. Выделял три периода развития философского сознания (анимизм, платонизм, позитивизм). Трактовал сознание как высшую форму биологического развития. Предполагал, что свойства отдельных психологических элементов определяются совокупностью связей и отношений, в которые они включены. Ему принадлежит методологическая установка, получившая наименование шага Геффдинга.
ГИБСОН (GIBSОN) ДЖЕЙМС ДЖЕРОМ (1904 Макконелсвилл, Огайо, США – 19.12.1979 Итака, Нью–Йорк) — американский психолог, один и основателей экологической психологии. С 1922 по 1928 г. получил образование в Принстонском университете, ученик Э.Б. Хольта, автора моторной теории сознания. Преподавал в Смит–колледже до начала второй мировой войны, затем занимался вопросами обучения летному делу на военных базах в Техасе и Калифорнии. Затем работал в Корнелльском университете. Специалист по проблемам восприятия. Разрабатывал основы новой науки, названной им экологической оптикой, цель которой является анализ того, как организм видит окружающую среду, в которой активно действует. В его подходе признавалось, что не только отдельные ощущения, но и целостные образы обусловлены особенностями внешней стимуляции.
ГИЛФОРД (GUILFORD) ДЖОЙ ПОЛ (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска – 1976) — американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (1918–1924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (1924–1926, доктор философии, 1927), позже — снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920 г. по 1924 г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924 г. по 1926 г. — в Корнеллском университете, с 1926 г. по 1927 г. он — преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927 г. по 1928 г. он — ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928 г. по 1940 г. — ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно — директор Отдела образовательных исследований (1938–1940), с 1940 г. по 1967 г. — профессор психологии университета Южной Калифорнии. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов.
Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности. Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению „кубической модели структуры интеллекта“, в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба („Analysis of Intelligence“, N.Y., 1971 (совм. с Hoepfner R.)).
Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан „Тест университета штата Юж. Калифорнии“, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуально–специфических черт. В соответствии с этим разработал тест „Обзор темпераментов“, позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность („Fourteen dimensions of temperament“, „Psychological Monogr.“, 1956, 70 (совм. с Zimmerman W.S.)).
В результате факторно–аналитического исследования, первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях) („Personality“, N.Y., 1959). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов („A factor analysis study of human interests“, „Psychological Monogr.“, 1954, 68 (et al.)).
ГОББС ТОМАС (1588 – 1679) — английский философ–материалист, создатель психологической модели, в которой элементы сознания (актуальные ощущения и представления как их следы) связываются друг с другом по их смежности в пространстве или во времени. Считал психические процессы феноменальным отражением мозговых процессов. Полагал, что в силу изначального, природного равенства людей, различная выраженность человеческих способностей может быть обусловлена только условиями воспитания и активностью самого субъекта.
ГОКЛЕНИУС (Goclenius атинизированное от Gockel — петух) РОДОЛЬФ (1.3.1547, Корбах – 8.6.1628, Марбург) — представитель поздней протестантской неосхоластики, последователь учения Ф. Меланхтона. Получил образование в Марбурге (доктор медицины, 1601; доктор физики, 1608; доктор математики, 1612). Ввел в научный оборот термин „психология“ (1590), подхваченный его учеником О. Кассманом (1594). Создатель „Философского словаря“ („Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter“, Fransofurti, 1613), где впервые ввел в оборот такие понятия, как „онтология“, „антиномия“. В плане психологических воззрений различал внешнее причинение (affectio externa), которое испытывается субъектом в силу внешней причины, и внутреннее причинение (affectio interna), проистекающее из начал, лежащих в самой душе.