Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов (стр. 17 из 34)

Четвертый участник. Каждый народ имеет свои традиции, национальный инстинкт и дух, согласно которым он строит свою жизнь, ни на кого не оглядываясь. Мы должны идти своим путем, исполнять наше историческое предназначение. В России действительно нет демократических тра­диций. У нее нет демократических основ и опыта. Но это не означает, что Россия чужда цивилизации. Однако ее национальный дух остается чужд Западу.

Пятый участник. Говоря об отсутствии демократических традиций в истории России, мы забываем о периоде начала XX в. Именно тогда начался расцвет политических партий, появились первые гражданские и политические свободы, и прежде всего — свобода сло­ва. Эти годы показали, что русское общество, политическая культура русского народа способны к изменениям, к прорыву. Несмотря на то, что доминирующей в России оста­валась и остается этатистская политическая культура, с середины 1960-х гг. продолжает оформляться политическая контркультура, носителем которой первоначально высту­пало диссидентское движение. Я думаю, нет никакой исторической заданности для воз­врата российского общества к торжеству автократической политической культуры.

Шестой участник. Мне представляется, что главная проблема российской политической культуры заключается в неспособности интерпретации ценностей, т. е. в отсутствии ме­ханизма формирования новой системы ценностей, адекватной новым социальным от­ношениям. В России же развитие новых общественных отношений осуществлялось на основе ранее сложившегося культурного богатства. Это всегда приводило российское общество к духовному и политическому расколу. Развитие общества невозможно без осознания необходимости интерпретации ценностей и преодоления на этой основе раскола.

Седьмой участник. Исследования, проведенные российскими учеными, показывают, что наиболее глубокая социокультурная линия разлома проходит между сторонниками свободной инициативы и государственного патернализма (т. е. рыночной модерниза­ции и традиционализма). К этому расколу можно добавить еще три: западничество/са­мобытность, демократия/авторитаризм, элитарность/социальность. Однако сохраняется достаточно большая часть населения, которая занимает во многом неопределенную или противоречивую позицию. Эта часть является носителем так называемого разорванно­го сознания. Подводя итог, могу сказать, что социокультурное и политическое размеже­вание в современной России не имеет биполярного характера.

Восьмой участник. С 1991 по 1996 г. мы провели исследование, целью которого было изуче­ние политической культуры местных национальных лидеров в восьми республиках бывшего Советского Союза, шести центральноевропейских государствах, четырех за­падноевропейских и в Турции. На основе полученных результатов нами была создана карта политической культуры региональных элит европейских стран. Образно картину политической культуры обследованных регионов можно представить в виде четырех ступеней. На самой верхней ступеньке — Швеция и Западная Германия. Небольшая ступенька — Восточная Германия. Следующая, более покатая ступень — запад Польши, Чехия, Венгрия, Австрия. Последняя ступень охватывает восток Польши, Беларусь, Украину, Россию и простирается по направлению к Средней Азии и Тихому океану. Таким образом, облик политической культуры российских региональных элит (а они являются своеобразным зеркалом общества) чрезвычайно отличается от характера политической культуры местных элит европейских государств. Думается, что значи­тельное своеобразие российской политической культуры будет сохраняться и в истори­чески продолжительной перспективе.

Девятый участник. В 1993-1994 гг. группа российских социологов провела исследование, аналогичное тому, которое проводилось в большинстве стран Западной Европы и Се­верной Америки коллективом зарубежных исследователей. Полученные нами данные были сравнены с результатами международного исследования. По результатам иссле­дования нами были построены шесть кластеров обществ, наиболее сходных между со­бой по характеру доминирующих в них ценностей. В первый кластер вошли Норвегия, Дания, Швеция, Исландия, Ирландия, Нидерланды, Канада и США. Второй кластер образуют Великобритания, Бельгия и ФРГ. Третий Италия, Португалия и Испания. Четвертый кластер объединил Чехию, Восточную Германию, Польшу, Словакию. В пя­тый кластер была включена Венгрия, а Россия была выделена в шестой. Несмотря на самые низкие показатели удовлетворенности жизнью в целом, в России наиболее высок уровень межличностного доверия. Напомню, что последний показатель интерпретиру­ется Р. Инглхартом как индикатор высокой укорененности ценностей демократии в об­ществе. В то же самое время в российском обществе традиционно сильны ориентации левой и левоцентристской направленности. Эти данные, как мне кажется, не позволяют однозначно говорить ни об автократичности российской политической культуры, ни о ее идентичности западной.

Какая из приведенных характеристик российской политической культуры пред­ставляется вам наиболее корректной и теоретически приемлемой? Сформулируйте свою точку зрения на характер развития российской политической культуры. Способна ли она к трансформациям и изменениям?

Тема 11. Политическое поведение и участие.

Основные понятия темы: политическое поведение, политическое участие, абсентизм, автономное участие, электоральное участие, политический протест, политический хэппенинг.

План семинара.

1. Сущность и типы политического поведения.

2. Теории политического участия.

3. Электоральное поведение в России.

4. Политический протест.

Основные проблемы для изучения и обсуждения.

Следует уяснить по разделу «Политическое поведение и участие»:

· понятие политического участия;

· специфика политического участия в различных политических режимах;

· автономное и многофункциональное участие;

· мотивы политического участия;

· политический протест.

Методический комментарий:

Рекомендуемые формы проведения занятия: семинарское занятие может носить комбинированный характер: использование деловой игры «Хочу быть губернатором», дискуссии, ответы на контрольные вопросы, выполнение определенных заданий.

Темы рефератов, докладов, сообщений.

1. Политический абсентизм российской молодежи.

2. Политическое поведение в странах незападной цивилизации.

3. «Корни» и «крона» политического терроризма.

Контрольные вопросы, задания, тесты.

1. Какие из типов политического поведения относятся к протестным?

а) политический хэппенинг; б) демонстрации; в) электоральное участие;

г) лоббистская деятельность; д) повиновение законов; е) распространение политических анекдотов; ж) подписание петиций; з) митинги.

2. Почему лица с более высоким уровнем образования демонстрируют большую политическую активность?

3. Сравните политическое участие при тоталитаризме и демократии по следующим критериям:

а) уровень участия; б) тип участия; в) возможные мотивы участия; г) формы политического участия.

4. Укажите причины участия молодых людей в политике в качестве агитаторов, пропагандистов и доверенных лиц кандидатов в депутаты: а) высокий интеллектуальный потенциал;

б) стремление компенсиро­вать низкую самооценку: в) рациональные интересы; г) определенная политическая идентификация: д) стремление повысить материальное благосо-

стояние: е) сублимация.

5. Назовите основные причины, побуждающие отдельных индивидов участвовать в террористической деятельности.

6. Попытайтесь сформулировать систему личных интересов, которая могла бы побудить вас принять участие в избирательной системе.

7. Багдадский халиф Гарун-аль-Рашид любил, переодевшись бедняком, прогуливаться по улицам столицы и слушать разговоры простых людей. Однажды, будучи на базаре, он услышал разговор, из которого узнал о готовящемся заговоре и о роли в нем визиря. Вернувшись во дворец, он велел казнить неверного ему подданного и радикально изме­нил проводимую политику. Можно ли рассказ человека, столь сильно повлиявший на политические события, назвать политическим участием?

8. Какой из типов политического поведения относится к конвенциональному участию?

а) подписание конвенций, петиций, воззваний;

б) полный отказ от любых форм политической активности;

в) конформистский тип политического поведения;

г) участие в деятельности, направленной против существующей политической системы;

д) легальное и регулируемое законом политическое .поведение?

9. Попытайтесь объяснить, почему лица с более высоким образованием демон­стрируют большую политическую активность?

10.Опросите ваших знакомых, не принимавших участие в выборах, почему они в день го­лосования не пришли на избирательный участок. Попытайтесь выявить причины их аб­сентеизма.

Основная литература:

Буренко В.И. Политология. Учебник. М., 2005.

Василик М.А. Политология. Учебное пособие. М., 2005.

Василик М.А. Политология. Хрестоматия. М., 1999.

Гончаров Д. В. Теория политического участия. М., 1997.

Ирхин Ю.В. Политология. Учебник. М., 2006.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005

Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2004.

Шестопал Е. Б. Политическая психология: Учебник для вузов. М., 2002. Гл. 13.

Дополнительная литература к теме для подготовки

рефератов, докладов, контрольных работ, сообщений:

Левчик Д. А. Политический хэппенинг. // Социс. 1996. № 8.

Петухов В. Политическое участие россиян: характер, формы, основные тенденции. // Власть. 1999. № 1.