Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов (стр. 30 из 34)

Свобода политическая — совокупность прав личности на участие в управлении государством и в выборах правительства; свобода иметь, высказывать, распространять свои политичес­кие взгляды, а также действовать соответствующим образом.

Сепаратизм (от лат. separatus — отделенный) — теория и практика некоторых групп населения, направленная на выход из данной страны и создание нового государства. Сепаратизм проявляется в различных формах, в том числе и в форме насильственных действий.

Социализация политическая — процесс усвоения челове­ком норм и традиций, способствующих формированию необходимых качеств и свойств для адаптации к данной политической системе и выполнению там определенных функций и ролей; всестороннее включение граждан государства в систему поли­тических отношений.

Стереотип политический — устойчивое и упрощенное представление о политическом строе, конкретных субъектах по­литики, ситуации. Выражает привычное отношение к политическим реалиям.

Субкультура в политике — совокупность однородных ценностных ориентаций и соответствующих им форм политической активности отдельных групп граждан, значительно отличаю­щихся от распространенных в данном обществе.

Субъекты политики — действующие в сфере политики лица, социальные группы, институты. В число субъектов вхо­дят граждане, социальные слои, нации, народности, общественно-политические организации, в том числе партии, движения, конфессиональные и демографические группы, государства, народ, общество в целом. Будучи субъектами политики в одной из политических систем (или подсистем), они выступают в качестве объектов политики по отношению к, другим политичес­ким системам (или подсистемам). Состав субъектов политики, формы, методы и средства их взаимодействия, цели, задачи определяются спецификой политики, а также экономически­ми, социальными, духовно-идеологическими условиями.

Суверенитет (от фр. souverainete — верховная власть) —первичная и высшая власть. В области публичного права это означает способность разрабатывать и принимать основной закон — конституцию тем или иным субъектом суверенитета. В политическом смысле понятие суверенитета означает, полную независимость данного государства от иностранных держав (внешний суверенитет), а также исключительную компетенцию на национальной территории (внутренний суверенитет). В этом последнем случае центральная власть имеет право делегировать часть своих прерогатив местным территориальным коллективам, что обеспечивает целостность и неделимость государства. Носителем ("субъектом") суверенитета может быть народ (народный суверенитет), нация (в западноевропейском смысле этого слова), монарх (суверенен "милостью божьей'').'.

Таксономия – систематизация, классификация.

Территория — часть, земной поверхности, на которой при­меняются нормы, принятые властями конкретного государства.

Различается территория как пределы государства и террито­рия как составной элемент государства. Во всяком случае, тер­ритория является пространственной рамкой компетенции госу­дарственной власти.

Теократический режим — государство, в котором власть находится в руках священников или жрецов.

Технократия — тенденция, наблюдаемая во многих госу­дарствах, при которой решающая власть оказывается в руках чиновников, якобы располагающих высокой компетентностью, не ссылающихся на социологические факторы, не ответствен­ных перед избирателями и народными представителями.

Террор – политика устрашения, подавление противников насильственными методами, вплоть до физического уничтожения.

Тоталитаризм (от лат. to.talis — весь, полный, целый) — 1) одна из форм государства, характеризующаяся полным (то­тальным) контролем государства над всеми сферами обществен­ной жизни, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомысля­щих; 2) доктринальная, философская, политическая или идео­логическая претензия единой власти полностью поглотить всю национальную жизнь (религиозную, экономическую, политическую, художественную, профсоюзную и т. д.), навязав всем единомыслие и единое мировоззрение.

Традиционализм — политическое поведение, ссылающееся на прошлое. Часто используется как синоним консерватизма.

Угнетение — действия, которыми личность, группа или правительство злоупотребляет своей властью (возможностями) для осуществления с помощью силы господства над какой-либо социальной или общественной группой: ограничение личных свобод в области экономики, политики, культуры, идеологии и т. п.Установка политическая — 1) в широком смысле — социально-психологическая предрасположенность, готовность субъекта политики действовать определенным образом, обусловленная его интересами, целями, ценностями и мотивацией поведения; 2) в узком смысле — директивная рекомендация, определяющая направленность, способы и средства политической деятельности.

Ультиматум – категорическое требование, не допускающее споров и возражений и содержащие угрозу применения мер воздействия в случае невыполнения требований.

Учредительная власть — правомочность определенного органа, чаще всего особым образом и специально выбранного, устанавливать конституционные нормы; Эта власть может быть устанавливающей, когда она принимает конституцию государства, до сих пор ее не имевшего (или после возникновения нового общественного строя); она может быть изменяющей, когда речь идет о поправках, иногда весьма существенных, к действующей конституции.

Фанатизм – непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности.

Федерация – одна из форм государственного устройства, при которой несколькими государственными образованиями создается одно государство при сохранении их определенной политической и юридической самостоятельности.

Фракция— 1) партийная группа в одной из палат парла­мента (см. Парламентские партии); 2) объединение единомыш­ленников, отстаивающих свои взгляды и тактику в рамках той или иной партии. Возникает и складывается в результате дей­ствия ряда объективных и субъективных причин: сложность политической и общественной жизни, различия в оценках, различия в методах решения проблем, личное соперничество лидеров. В определенных условиях сторонники схожих взглядов организуются в оформленные объединения. Как правило, процесс идет от обособления идейно-политических тенденций к формированию идейных групп, регулярно выступающих со своей более или менее целостной платформой; затем может сформироваться и фракция, имеющая свое постоянное член­ство, дисциплину, программу, платформу, лидеров и даже руководство.

Центр — политическое движение (или совокупность не­скольких группировок), претендующее на равно удаленность от "крайних" движений, чаще всего — от консерватизма правых и "экстремизма", приписываемого левым. Претендует на по степенное и умеренное проведение преобразований, умерен­ность и взвешенность политических решений. Центр в этом смыс­ле наблюдается в партиях самого различного типа (от социал-демократов либералов).

Ценности политические – понятие, применяемое для обозначения сущности политических явлений, процессов, действий в плане их соответствия или несоответствия интересам общества, социальных групп, индивида, например, свобода, равенство, справедливость.

Шантаж – вымогательство путем угрозы, запугивания, разглашения компрометирующих, позорящих сведений в целях достижения определенной материальной или иной выгоды.

Шовинизм – крайняя степень воинствующего национализма, основанного на проповеди национальной исключительности, национальной вражды и ненависти.

Электорат (от лат. elektor — избиратель) — контингент избирателей, круг людей, которым предоставлено право участвовать в выборах данного органа или конкретного должност­ного лица.

Элита — (от лат.eligere — отбирать и фр. elite — избранное, лучшее, отборное) — группа людей, имеющих высокое положение в обществе, обладающих престижем, властью, авторитетом.

Эмансипация – освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, от предрассудков.

Этакратия – господство, власть государства в жизни общества.

Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству все сферы общественной жизни.

Персонали

Августин Аврелий (354-430) – выдающийся христианский теолог, мыслитель, создатель первой христианской философии государства и царств – божьего и земного. Божий град – это место, где живут те, кто своим поведением заслужили у бога спасение и милосердие, земной – это люди алчные, самолюбивые, забывшие о боге. Зримым представителем божьего града на земле является церковь, занимающая высшее положение, и государство должно служить церкви. И хотя земной град тоже установлен богом, но его жители не имеют привилегированного положения. Главным условием принадлежности к граду божьему является смирение и покорность перед богом и перед церковью.

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – русский публицист, поэт, политический мыслитель, один из идеологов славянофильства и панславизма. Выступал за отмену крепостного права, за буржуазно-либеральные реформы в России. В 1870-е годы становится видным идеологом панславизма, т.е. пропагандистом идеи об избранности славянских народов. Преимущества славянской культуры объяснил высокой духовностью православной веры и уникальностью религиозной миссии России в мировой истории.

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) – русский философ, политический мыслитель, идеолог славянофильства. Выступал с идеей преобразования России на самобытных началах, считал, что реформы Петра I внесли раскол в общество. Аксаков разработал теорию «негосударственности» русского народа, вел активную пропаганду славянофильских идей, выступал за отмену крепостного права и проведение некоторых буржуазно-либеральных реформ.