Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов (стр. 31 из 34)

Алмонд Габриэл (род. 1911) – американский политолог, известен своими исследованиями политических систем, политической культуры, работами в области сравнительной политологии. Международную известность получил как один из родоначальников современных исследований политической культуры. Политическая культура определялась им как совокупность когнитивных, аффективных и оценочных ориентаций людей на политическую систему. В работе «Гражданская культура», написанной совместно с С. Вербой, он предложил следующие типы политической культуры: 1)»парохиальный», 2)подданический, 3)партиспарторный.

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ. Основные политические воззрения изложены в работе «Политика». Аристотель был уверен, что «государство по своей природе предшествует индивиду». Эта умеренность вытекла из его общефилософской концепции: «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Он писал, что человек «по природе своей существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живёт вне государства, - либо недоразвитое в нравственном отношении существо, либо сверхчеловек». Аристотель предложил типологию государства, в основу которой было положено два основания: во-первых, чьи интересы защищает государство, - интересы всего общества или корыстные интересы правителей; во-вторых, сколько людей участвуют в принятии управленческих решений. В итоге он выделил шесть типов государства: монархию, аристократию, политию, тиранию, олигархию и демократию.

Арон Раймон (1905-1983) – французский философ, политолог, социолог и публицист. Один из создателей теории индустриального и постиндустриального обществ, считал, что политика играет главенствующую роль по отношению к экономике. Он выделял две группы политических режимов: конституционно-плюралистические, отличающиеся существаованием нескольких партий, конституциональными правилами выбора правителей и конституциональным характером реализации власти; тоталитарные, предоставляющие одной партии монопольное право на политическую и государственную деятельность и наделяющее государство исключительным правом на силовое воздействие, ведущее к огосударствлению хозяйственной деятельности и идеологическому террору.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) – идеолог и практик международного анархизма. Принимал активное участие в революционных движениях в Западной Европе и в России. Главным злом на земле Бакунин считал государство, поэтому последовательно выступал за его уничтожения путём народной революции. Его идеалом было такое общество, где реализовывались бы свобода личности, а согласование интересов осуществлялось посредством общин, олицетворяющих народное самоуправление и вместе образовывающих вольную русскую федерацию.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – публицист, политический мыслитель, революционер-демократ. Выступал против идеологии славянофильства, против идеализации патриархальности старой Руси, считал, что капитализм прогрессивнее патриархальных порядков, хотя так же не является идеальным общественным строем. Выступал за радикальную отмену крепостного права, был сторнником народной революции.

Бердяев Н.А. (1874-1948) – видный русский религиозный философ. Свои идеи он изложил во множестве работ: «Смысл истории», «Судьба человека в современном мире». Идеалом Бердяева осталась Православная Россия, в которой, как он считал, был высок уровень осознания свободы, понимания того, что история Отчизны живёт в душе у каждого русского. Он считал, что коммунизм в России можно создать на основе русского национального характера, а не на материальной основе, как считали марксисты.

Боден Ж. (1530-1596) – юрист по образованию и по складу ума. Свои политические идеи он развил в работе «Шесть книг о государстве» (1577). Отвергал аристотелевскую концепцию возникновения государства путем перерастания семьи в селение, и, наконец, Баден утверждает, что, при всем сходстве с семьей, государство, формируя обширное сообщество, основано не на инстинкте, а на силе. В семье – это власть отца семейства, первоначально возникающая из почитания старших. В государстве авторитет называется суверенитетом, который является продуктом силы.

Бурдье Пьер (род. 1930) – французский социолог, политолог. Создал концепцию «конструктивистского структурализма», утверждающую что развитие общества можно описывать как процесс взаимовлияния субъективных моделей восприятия, мышления, поведения (габитуса – в терминологии Бурдье) и объективных социальных структур. В основе концепции Бурдье лежит топологический подход, когда социальный мир представляется в виде многомерного пространства, построенного по принципам дифференциации и распределения свойств (видов «капитала»), способных придать их владельцам силу и власть.

Вебер Макс (1864 – 1920) – немецкий социолог, разработавший теорию социального действия, концепцию «понимающей социологии», занимался социологией религии, экономической социологией. Его теоретико-методологические взгляды легли в основу современных научных представлений о власти, господстве, лидерстве, бюрократии, политической стратификации и т.д. Вебер рассматривал политику как автономную социальную сферу, хотя и связанную с экономикой и культурой общества. Он выделял три вида политического господства: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. Его заслугой является создание социологической концепции легитимности политической власти. Вебер был сторонником идеи, что главной исторической тенденцией развития общества является нарастание рациональности. Наилучшим образом рациональность проявляется в формализации властных и управленческих отношений в обществе. Вебер так формулирует принципы идеального типа бюрократии: компетентность, эффективность, разделение функций и т.д.

Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель. В основе его рассуждений о государстве лежит посылка о «естественном состоянии людей», которое характеризуется «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное из тщеславного самолюбия, права всех на всё». Результатом этой «естественной склонности» становится волна всех против всех, в которой, по мнению Гоббса, не может быть победителей. Выход из такой ситуации есть только один – создание общества на договорной основе. Но так как общество может покоится только на согласии интересов, то для поддержания такого согласия, искусственного по своей сути, необходимо было, чтобы «кроме договоров было ещё и нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим является общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу». Олицетворением этой общественной власти становится государство, которому люди передают право осуществлять управление делами общества. «Государство, - пишет Гоббс, - есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты». На место законов природы государство ставит законы общества.

Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855) – русский учёный и общественный деятель. Был убеждённым западником, активно выступал против крепостного права, произволом властей. Вёл полемику со славянофилами, критиковал их за идеализацию прошлого русского народа, говорил об общности исторического развития России и Западной Европы. Движущей силой истории считал возникающие в обществе противоречия, а главным путём их разрешения – нравственное совершенствование.

Даль Роберт Алан (род. 1915) – американский политолог. Основное внимание в своих работах уделял проблемам демократии, создал концепцию «полианархии», которая является, по его мнению, наиболее развитой формой демократического устройства современного общества, отличающегося следующими чертами: широко распространившимся, близким к универсальному, избирательным правом; правом участвовать в общественных делах; справедливо организованными выборами, в которых исключено всякое насилие и принуждение; надёжной защитой свободы выражать своё мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологией и т.д.; существованием альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля; высокой степенью свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных организаций, включая, и что особенно важно, оппозиционные политические партии; относительно высокой зависимостью правительства от избирателей и результатов выборов.

Дарендорф Ральф (род. 1929) – немецкий социолог, политолог. Порядок и конфликты, по мнению Дарендорфа, - это две взаимодополняющие стороны общественной жизни. Он считает, что порядок в обществе поддерживается благодаря системе властных отношений, обеспечивающих разделение людей на управляющих и управляемых. Однако это разделение одновременно является источником постоянных конфликтов, так как управляющие и управляемые борются и конкурируют между за дефицитные ресурсы – власть и авторитет. Неодинаковы доступ к ресурсам порождает противоположность интересов индивидов, борьба за ресурсы, за лидерство, власть и престиж делают неизбежным и всеобщим социальный конфликт. Дарендорф выделяет три этапа в развитии конфликта. На первом происходит нарастание недовольства, аккумуляция неудовлетворённости; на втором осуществляется осознание интересов, организуются группы по защите этих интересов; на третьем начинаются конфликтные взаимодействия, обретающие различные, в том числе и разрушительные, формы.