Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов (стр. 5 из 34)

1) Аристотель А) «Государство»

2) Платон Б) «О законах»

3) Цицерон В) «Политика»

17. Как известно, Аристотель выделял шесть форм правления (три правильные и три неправильные). Укажите среди них три правильные формы правления?

1) монархия; 2) аристократия; 3) тирания;

4) олигархия; 5) демократия; 6) полития.

18.Как известно Платон выделяет совершенные и несовершенные формы правления. К несовершенным — Платон относит четыре фор­мы правления:

Тимократия, Олигархия, Демократия? .

Укажите форму правления, следующую у Платона после

демокра­тии?

А) монархия; Б) аристократия; В) тирания

19.Укажите критерий, на основе которого Аристотель делит все
государства на правильные и неправильные:

А) правление на основе закона и противозаконное правле-

ние;

Б) в чьих интересах правят властвующие.

20.Кому из мыслителей принадлежит формулировка: «Человек - су­щество политическое»?

A) Конфуций;
Б) Августин;

B) Аристотель.

21.Один из указанных древних мыслителей выступал против частной собственности. Кто это?

A) Аристотель;
Б) Платон;

B) Цицерон.

22. Кому из древних мыслителей принадлежит следующее высказывание: «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучщий государственный строй»?

А) Платон;

Б) Аристотель;

В) Цицерон.

23.Установите соответствие авторов и их работ:

1) Августин А) «Правление государей»

2) Фома Аквинский Б) «О граде Божием»

3) А. Данте В) «Монархия»

24.Укажите двух авторов, известных политических мыслителей Нового времни:

A) Ш. Монтескье;
Б) Ж. Боден;

B) Ж.Ж. Руссо;

Г) Н. Макиавелли.

25.Установите соответствие авторов и их идей (теорий):

1) Ш. Монтескье А) теория народного суверенитета

2) Ж.Ж. Руссо Б) теория государственного суве-

ренитета

3) Т. Гоббс В) теория разделения властей

26.Установите соответствие авторов и их работ:

1) Ж.Ж. Руссо А) «О духе законов»

2) Ш. Монтескье Б) «Общественный договор»

3) Н. Макиавелли В) «Государь»

4) Т. Гоббс Г) «Левиафан»

27.Укажите имена двух мыслителей, отстаивающих идею разделе­ния властей.

A) Т. Гоббс;
Б) Дж. Локк;

B) Ж.Ж. Руссо;
Г) Ш. Монтескье.

28.Укажите соответствие работ и идей (теорий), которые в них разрабатывались:

1) «О духе законов» А) Теория государственного

суверенитета

2) «Государь» Б) Цель оправдывает средства

3) «Левиафан» В) Теория народного

суверенитета

4) «Общественный

договор» Г) Теория разделения властей

29.Укажите трех авторов периода Возрождения (Реформации).

A) Т. Гоббс;

Б) Н. Макиавелли;

B) М. Лютер;

Г) Т. Мор.

30.Кто мог высказать следующее суждение: «Государство — это «некий заговор богатых» против бедных?»

A) Т. Гоббс;
Б) Т. Мор;

B) Н. Макиавелли.

31.Кто является основателем либерализма как идейно-политического направления?

A) Т. Гоббс;
Б) Т. Мор;

B) Дж. Локк.

32.Кто является основателем консерватизма как идейно-политического направления?

A) Г.В.Ф. Гегель;
Б) Э. Берк;

B) И. Кант.

33.О ком А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» написал следующие слова: «Защитник вольности и прав»?

A) Дж. Локк;

Б) Ш. Монтескье;

B) Ж.Ж. Руссо.

Основная литература:

Буренко В.И. Политология. Учебник. М., 2005.

Василик М.А. Политология. Учебное пособие. М., 2005.

Василик М.А. Политология. Хрестоматия. М., 1999.

Ирхин Ю.В. Политология. Учебник. М., 2006.

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов вузов. М., 2005.

Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 1997.

Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2004.

Дополнительная литература к теме для подготовки

рефератов, докладов, контрольных работ, сообщений:

Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. Вып.1; М. 1994.

Антология мировой политической мысли. М., 2003.

Анохин А.М. Политические идеи и концепции в истории общества. М., 2003.

Борисов Л.П. Очерки истории политических учений. Учебное пособие. М., 1997.

Симуш П.И. История политических учений. М., 1996.

Табл. № 2

Политическая мысль Древнего Рима (Цицерон).

Из наследия римских мыслителей особого внимания заслуживают идеи Цицерона, изложенные в работах "О государстве" и "О законах", где он попытался сформулировать механизмы усовершенствования Римского государства.

Согласно Цицерону:

٧ государство есть "соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов";
٧ в основе их согласия лежат присущие человеческой природе качества - разум и справедли­вость, которые составляют естественное право, высший, истинный закон;
٧ истинный закон - это "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга...";
٧ наилучшим является смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (свободу народа).

Политические учения Средневековья и эпохи Возрождения. Табл. № 3

Христианская политическая доктрина

В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Оно исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для того, чтобы покарать или вознаградить людей.

Основы христианской политической доктрины, изложенные в работе мыслителя Средневековья Августина (354 - 430) "О граде Божьем":

Взгляды богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274):

٧ вся история человечества - это борь­ба между "градом Божьим" (его насе­ляют праведники и ангелы, а высшим выражением является Церковь) и "гра­дом земным" Орешники и дьяволы); ٧ светская власть, в свою очередь, должна сле­довать христианским заповедям и не угнетать на­род; в противном случае свержение тирана явля­ется правомерным;
٧ единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели; ٧ возмущение народа против власти монарха яв­ляется смертным грехом, поскольку равносильно выступлению против Бога;
٧ взятие готами в 410 году священно­го города Рим произошло потому, что он превратился в "град дьявола". ٧ несмотря на божественную природу государ­ственной власти, ее приобретение и использова­ние зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации оп­ределяются самими людьми;
٧ государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной.

Табл. № 4

Общая характеристика политических теорий

Нового времени

Общая характеристика политических теорий

Нового времени (XVI – XIX веков):

٧ они отражали требования зарождавшейся буржуазии и обосновывали противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений;
٧ были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства;
٧ исходили из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства);
٧ все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Теория «общественного договора» и ее основные положения.

Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену теории божественного происхождения государства. Идеологическим обоснованием необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

Основные положения теории:

Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778), хотя их интерпретации смысла общественного договора отличались друг от друга.
٧ в ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального мироздания;
٧ для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор, означающий переход от естественного состояния общества (когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти – эгоизм, жестокость) к цивилизованному, то есть к государственно-организованному существованию.

Табл. № 5