Тема 3. Российская политическая традиция: истоки,
социокультурные основания, историческая динамика.
Основные понятия и персоналии: «русская идея», славянофильство, западничество, русский революционный радикализм, евразийство, почвенничество, неомонархизм, «русский византийзм», консерватизм, либерализм, марксизм; А.С.Хомяков, И.С.Киреевский, К.С.Аксаков, Б.Н.Чичерин, К.П.Победоносцев, В.Н.Татищев, Ф.Прокопович, Н.М.Карамзин, А.И.Герцен, Н.А.Бердяев.
План семинара.
1. Возникновение и развитие политической мысли в Древней Руси. («Слово о Законе и Благодати Иллариона»; «Поучения к детям» Вл.Мономаха; «Моление Даниила Заточника»; деятельность И.Грозного).
2. Специфика российской политической мысли (православие, соборность, заимствование идей, всевластие князя).
3. Основные направления развития российской политической мысли:
1) Влияние идей французского просвещения (В.Н.Татищев, И.Т.Посошков, Ф.Прокопович);
2) Либеральная политическая мысль (М.Сперанский, П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, П.И.Новгородцев);
3) Консервативная политическая мысль (Н.М.Карамзин, Н.Я.Данилевский, К.П.Победоносцев);
4) Славянофилы и западники (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, братья Аксаковы, Н.В.Станкевич, Т.М.Грановский, К.Д.Кавелин).
4. Революционный радикализм в русской политической мысли (А.Н.Радищев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский).
5. Ленинский этап в развитии русской политической мысли.
Основные проблемы для изучения и обсуждения.
При работе по теме «Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика». следует уяснить:
· различия западной и российской политической мысли;
· особенности культурной среды, в которой формировались политические идеи;
· основные направления развития российской политической мысли: русский консерватизм, политический радикализм, либеральная политическая мысль;
· политическая мысль русского зарубежья.
Методический комментарий:
Рекомендуемые формы проведения занятия. Занятие может носить комбинированный характер: сообщения, обсуждение, элементы дискуссии, контрольные задания по основным проблемам изучаемой темы. Подготовка к данному занятию продолжает работа со словарем, изучение первоисточников.
Темы рефератов, докладов, сообщений.
Контрольные вопросы, задания, тесты.
1. В чем смысл понятия «патернализм»?
2. Назовите важнейшие проблемы, которые нашли отражение в древнерусских летописях трактатах.
3. Разъясните смысл концепции «Москва — Третий Рим».
4. В чем суть полемики между Иваном Грозным и А. Курбским?
5. Сформулируйте основные идеи русского консерватизма и назовите имена его наиболее ярких представителей.
6. Раскройте суть политических воззрений К. И. Леонтьева. Почему его концепцию принято называть «византизмом»?
Прокомментируйте его слова из знаменитого трактата «Византизм и славянство»: «Основы нашего как государственного, так и домашнего быта остаются тесно связаны с византизмом».
7. Какую идею К. П. Победоносцев считал «великой ложью»? Аргументируйте его позицию.
8. Что представлял собой план Сперанского? Почему М. М. Сперанского можно считать основателем русской политико-правовой традиции?
9. Как вы понимаете выражение «правительственный либерализм»? Кого можно отнести к его представителям?
10. Разъясните смысл понятия «консервативный либерализм». Прокомментируйте высказывание Б. Н. Чичерина: «Те, которые не хотят ни железного властителя, ни буйства революционных страстей, могут желать только прогресса умеренного и постепенных преобразований».
11. В чем своеобразие российской цивилизации в трактовке П. Я. Чаадаева? Как понимать строки в его первом письме сочинения «Философические письма»: «Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого».
12. Дайте развернутую характеристику взглядов славянофилов и западников. Почему полемика между сторонниками и противниками европейского пути развития России продолжается по сей день?
13. В чем суть знаменитой триады С.С. Уварова? Почему ее принято называть теорией официальной народности?
14. Объясните смысл концепции всеединства, разработанной В. Соловьевым? Какова, с его точки зрения, историческая миссия России?
15. Какое значение имеет понятие «общинный коллективизм» в концепциях русских революционеров-демократов и народников? Разъясните положение А. И. Герцена, согласно которому русский народ всем ходом своей истории был подготовлен к социализму.
16. В чем суть коммунистической теории Маркса—Ленина? Почему на практике она привела к результату, противоположному декларируемым целям?
17. В истории политической мысли имеется известная работа под названием «Политика», написанная в России. Кто ее автор?
A) Михаил Бакунин;
Б) Николай Бердяев;
B) Юрий Крижанич.
19.Что объединяет эти имена: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Ж. Прудон:
A) теоретики сильной государственной власти;
Б) теоретики анархизма;
B) теоретики правового государства.
20.Один из указанных российских мыслителей отвергал евроцентристскую схему развития мировой истории. Кто это?
A) М. Сперанский;
Б) Н. Данилевский;
B) Б. Чичерин.
21.Установите соответствие авторов и их идей (концепций).
1) Филофей А) безгосударственное уст-
ройство
2) Н. Данилевский Б) теория культурно-
исторических типов
3) М. Бакунин В) идея «Москва — третий
Рим».
22.Соотнесите мыслителей и их идеал политического устройства в России:
1) Н. Карамзин А) конституционная монар-
хия
2) Н. Муравьев Б) парламентская республика
3) П. Пестель В) самодержавная монархия.
23.Что объединяет эти имена: Н.М. Карамзин, И.А. Ильин,
Э. Берк?
A) представители либерального направления в политической мысли;
Б) теоретики правового государства;
B) представители консервативного направления в политической мысли.
24.Соотнесите авторов и название их работ:
1) М. Бакунин А) «Государство и революция»
2) В.И. Ленин Б) «Русская правда»
3) П. Пестель В) «Государственность и анархия»
4) Н. Бердяев Г) «Судьба России».
25.Установите соответствие имен и направлений политической
мысли:
1) Н.Я. Данилевский А) либерализм
2) В.И. Ленин Б) социализм
3) Н.Н. Алексеев В) славянофильство
4) Б.Н. Чичерин Г) евразийство.
26.Кто в этом ряду «лишний»?
A) М. Сперанский;
Б) М. Бакунин;
B) Б. Чичерин?
27.Что объединяет эти имена: А. Герцен, Г. Плеханов, В. Ленин?
A) теоретики правового государства;
Б) теоретики социализма;
B) сторонники особого пути развития России.
Дискуссия «Возможные пути модернизации России»
Аргументируйте позицию каждого из участников дискуссии. Сформулируйте свою точку зрения по данной проблеме.
Первый участник. Россия — самобытная цивилизация, она развивается особым путем. Попытки заимствовать европейские ценности пагубны для страны.
Второй участник. Модернизация России возможна лишь на основе приобщения к европейским ценностям, европейской политической культуре.
Третий участник. Россия — особое цивилизациоппо-культурное образование, однако, сохраняя свою самобытность, собственную политическую культуру, страна способна модернизироваться на основе либеральных ценностей. При всех изменениях Россия останется Россией.
Первый участник. В Московской Руси существовала гармония общественных сил, у царя была «сила власти», а у народа — «сила мнения». Петр I, насаждая европейские институты, разрушил эту гармонию, и страна стала двигаться по ложному, губительному для нее пути.
Второй участник. Петр I — великий реформатор, благодаря которому Россия сделала первый в своей истории модернизационный рывок. Однако особенностью российской модернизации всегда был ее авторитарный характер: движение к либеральным ценностям осуществлялось авторитарными методами. Нынешний курс, избранный руководством страны, также можно назвать авторитарной модернизацией.
Третий участник. Авторитарная модернизация не приведет страну к стабильности и процветанию. Авторитарное правление не в состоянии создать эффективную политическую и экономическую систему. Коррумпированное государство, бедность, ярко выраженное социальное неравенство — неизбежный его результат, что многократно доказано историей самой России, а также других как европейских, так и неевропейских государств. Что же касается Петра I, то его политика не имела ничего общего с либеральной модернизацией. Историк М. Фонвизин справедливо заметил: «Если Петр старался вводить в России европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации — дух законной свободы и гражданственности — был ему, деспоту, чужд и даже противен».