("Повесть временных лет" по Лаврентьевскому списку,
легенда [Испытание вер])
Перевод.
В год 6495 (987).Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары (Болгарами, точнее было бы булгарами, в легенде именуются мусульмане. ВVІІ-ІХ веках булгарами назывались тюркские племена, которых привёл с войной на древнее государство южных славян хан Аспарух), говоря: "Прими веру нашу". Затем приходили немцы и хвалили веру свою. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, ругая все законы, а свою веру восхваляя, и многое говорили, рассказывая о начале мира и бытии мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они о другом свете: если кто, говорят, перейдёт в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что вы посоветуете? Что ответите? И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, узнай, какая у них служба и кто как служит богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их". Они же отправились и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: "Идите ещё к немцам, высмотрите и у них всё, а оттуда идите в Греческую землю". Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: "Зачем пришли?" Они же рассказали ему всё. Услышав их рассказ, царь обрадовался и в тот же день сотворил им честь великую. На следующий день послал к патриарху, так говоря ему: "Пришли русские испытать веру нашу, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу бога нашего". Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошёл с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение, службу архиерейскую, престояние дьяконов и рассказав им о служении богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: "Идите в землю вашу", и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же всё, что было с ними", и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Нехороша их вера. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знаем – на небе или на земле мы были, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, - знаем только, что там бог пребывает с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты такой, ибо каждый человек, если вкусить сладкого, не возьмёт потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Сказали же бояре: "Если бы плоха была вера греческая, то не приняла бы твоя бабка Ольга его, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где ты захочешь".
2. Аще кто переимет холопа чюжаго или робу и дасьть весть господину его, то взяти ему переима гривна кун; не будеть ли его, то платити ему 4 гривныи за холоп, а пятая переемная ему, а будеть роба, 5 гривен, а 6 за переем отходить.
("Русская правда").
3. Днесь весна красуеться, оживляющи земное естьство: бурнии ветри, тихо повевающе, плоды гобьзують и земля, семена питающи, зеленую траву ражаеть. Весна убо красная вера есть Христова яже крещением поражаеть человечьское пакыестъство, бурнии же ветри грехотворений помысли, иже покаянием претворшеся на добродетель душеполезныя плоды гобьзують: земля же естьства нашего, акы семя слово божие приимши и страхомъ его присно болящи, дух спасения ражаеть.
("Слово в новую неделю по пасце" Кирилла Туровского).
4. Ярославнын глас слышит: зегзицею незнаемь, рано кычеть: полечю, рече, зегзицею по Дунаеви; омочю бебрян рукав в Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцем его теле. Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: о вьтре! вьтрило! чему Господине насильно вееши? Чему мычеши Хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю, на моея лады вои? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелеючи корабли на сине морь? Чему Господине мое веселие по ковылию развея?
Ярославна рано плачеть Путивлю городу на забороле, аркучи: О Днепре словутицю! Ты пробил еси каменныя горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял еси на себе Святославли носады до плъку Кобякова: възлелей господине мою ладу к мне, а бых не слала к нему слез на море рано. Ярославна рано плачет в Путивль на забрале, аркучи: светлое и тресветлое слънце! всем тепло и красно еси: чему господине простре горячюю свою лучю на ладе вои? в поле безводне жаждею имъ лучи сьпряже, тугою им тули затче.
("Слово о полку Игореве")
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Литературный язык эпохи Московского государства (ХІV – начало ХVІІ в.) и Петровской эпохи (ХVІІ в.) (2 ч.)
Тексты для анализа.
1. Се яз, Есип Ондреевич, купил есми у Ивана у Злобы у Ондреева сына у Степановича у Басаровитинова его село Ваганово в Володимирьском уезде, отца его куплю и з деревнями с- Ывешеневым да з Бурьдуковым и со всем с тем, что к тому селу потягло ис старины и к деревням земли и луги и лес, и с лугом Назарьевским, куды ис того села из деревень топор, и плуг, и коса, и соха ходила.
(Из грамот. Купчая, конец ХV века).
2. Уже бо брате стук стучить и гром гремить в славне городе Москве, то ти брате не стук стучить, ни гром гремить, стучить сильная рать великого князя Ивана Дмитриевича, гремять удалци золочеными шеломы, черлеными щиты, седлаи брате Ондрей свои борзи комони, а мои готови напреди твоих оседлани, уже бо всташа сильнии ветри с моря, прилелеяша тучю велику на устъ Днепра, на русскую землю. Ис тучи выступи кровавыя облока, а из них пашютъ синие молнъи, быти стуку и грому велику межю Дономъ и Днепромъ… идетъ хинела на русскую землю, серие волци воють. То ти были не серие волци, придоша поганые татарове, хотятъ проити воюючи, взяти всю землю, тогда же гуси гоготаше, и лебеди крилы въсплескаша. То ти не гуси гоготаша, ни лебеди крилы въсплескаша се бо поганъи Мамай приведе вои свои на Русь. Птици небесныя пасущеся под синие оболока: ворони граютъ, галици свои речи говорятъ, орли восклегчютъ, волци грозно воютъ, лисици часто брешютъ, чаютъ победу на поганых.
(Слово о Куликовской битве Софония Рязанца "Задонщина")
3. … У вдовы началник отнял дочерь, и аз молих его, да же сиротину возвратит к матери: и он, презрев моление наше, и воздвиг на мя бурю, и у церкви, пришед сонмом, до смерти мене задавили. И аз лежа мёртв полчаса и болши, и паки оживе божиим мановением. И он, устрашася, отступился мне девицы. Потом научил ево дьявол: пришед во церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах, а я молитву говорю в то время.
Таже ин начальник, во ино время, на мя разсвирепел, прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки огрыз персты, яко пёс, зубами. И егда наполнилась гортань ево крови, тогда руку мою испустил из зубов своих и, покиня меня, пошёл в дом свой. Аз же, поблагодаря бога, завертев руку платом, пошел к вечерне. И егда шел путем, наскочил на меня он же паки со двема малыми пищальми и, близ меня быв, запалил ис пистоли и, божией волею, на полке порох пыхнул, а пищаль не стрелила.
(Из "Жития" протопопа Аввакума; 70-е годы ХVІІ в.)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
Литературный язык конца ХVІІ – начала ХVІІІ века. Учение М.В.Ломоносова о трёх стилях.
Тексты для анализа.
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженства сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрую рукою
Свое богатство по земле.
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты,
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит, -
Но краше в свете не находит.
Елизавета и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише
И зрак прекраснее рая.
Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя, приняв, облобызала: