Смекни!
smekni.com

История русского литературного языка (стр. 4 из 9)

"Мне полно тех побед, - сказала, -

Для коих льется крови ток.

Я россов счастьем

услаждаюсь,

Я их спокойством не

меняюсь

На целый запад иль восток.

М.В.Ломоносов. Эпиграмма на Зубницкого.

Безбожник и ханжа, подметных писем враль!

Твой мерзкий склад давно и смех нам и печаль:

Печаль, что ты язык российский развращаешь,

А смех, что ты тем злом затмить достойных чаешь.

Но плюем мы на срам твоих поганых врак:

Уже за тридцать лет ты записной дурак;

Давно изгага всем читать твои синички,

Дорогу некошну, вонючие лисички;

Никто не поминай нам подлости ходуль

И к пьянству твоему потребных красоуль.

Хоть ложной святостью ты бородой скрывался,

Пробин, на злость твою взирая, улыбался;

Учения его и чести и труда

Не можешь повредить ни ты, ни борода.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.
"Новый слог" Н.М.Карамзина и взгляды А.С.Шишкова на развитие литературного языка (первое десятилетие ХІХ в.). Зависимость особенностей литературного языка от эстетики и поэтики литературного направления (сентиментализм, романтизм, реализм и др.).

Н.М.Карамзин. Из "Писем русского путешественника". Тверь, 18 мая 1789 г.

Расстался я с вами, милые, расстался! Сердце моё привязано к вам всеми нежнейшими своими чувствами, а я беспрестанно от вас удаляюсь и буду удаляться!

О, сердце, сердце, кто знает, чего ты хочешь? – Сколько лет путешествие было приятнейшею мечтою моего воображения? Не в восторге ли я сказал самому себе: наконец ты поедешь? Не в радости ли просыпался каждое утро? Не с удовольствием ли засыпал, думая: ты поедешь? Сколько времени не мог ни о чём думать, ничем заниматься, кроме путешествия! Не считал ли дней и часов? Но – когда пришёл желаемый день, я стал грустить, вообразив в первый раз живо, что мне надлежало расстаться с любезнейшими для меня людьми в свете и со всем, что, так сказать, входило в состав нравственного бытия моего. На что ни смотрел – на стол, где несколько лет изливались на бумагу незрелые мысли и чувства мои, на окно, под которым сиживал я, подгорюнившись в припадках своей меланхолии, и где так часто заставало меня восходящее солнце, на готический дом, любезный предмет глаз моих в часы ночные – одним словом, всё, что попадалось мне в глаза, было для меня драгоценным памятником прошедших лет моей жизни, не обильной делами, но зато мыслями и чувствами обильной.

В.В.Маяковский. Стихотворения.

В области лексики: слова социально-экономического характера (империализм, безработица); неологизмы (задолицая полиция, глыбил пуза касс); изобразительные средства – эпитеты, метафоры, сравнения; устойчивые выражения - отрывки из песен, частушек, поговорок и пословиц.

В области морфологии: превращение несклоняемых имён существительных в склоняемые (Ромеев и Джульетт); изменение нормативного способа словообразования (слонянья кость, тигрячий); образование степеней сравнения от относительных прилагательных и от причастий (ураганней, американистей, сделаннее); образование глагольных форм от междометий, звукоподражаний (нацикали, тиндинлинкал); образование отыменных глаголов (размедведил, сгитарьте); образование глаголов от собственных имён (муссолиниться, церетелить); употребление слов во множественном числе вместо единственного (сдохнут Парижы, Берлины, Вены); образование слов с собирательным значением (бараньё, дамьё, лошадьё); образование сложных слов вместо описательных выражений (прижаблен – прижат как жаба, испешеходить – исходить пешком); новые слова для обозначения техники будущего (аэросипеды, электросамобратель); предлоги как самостоятельные слова (вода/ и под/ и над…); образование новых слов путём прибавления к нормативным формам различных приставок (изласкало, взрумянились, разнедоумённый); трансформация устойчивых сочетаний (Не всё то золото, что хозрасчёт).

В области синтаксиса: пропуск необходимых членов предложение (Если Марс, и на нём один сердцелюдый, то и он сейчас скрипит про то ж) – в придаточном предложении пропущено сказуемое; инверсия; восклицательные и вопросительные предложения и др.

М.А.Шолохов. "Поднятая целина".

Охарактеризуйте особенности речи С.Давыдова, М. Нагульнова, Щукаря.

С.Давыдов: агитационно-пропагандистская лексика и фразеология; сочетание публицистической лексики с бытовой; отражение прошлого (служба во флоте) и характерные черты речи рабочего; лексическая и интонационная гибкость речи в разговоре с разными людьми.

М.Нагульнов: экспрессивность и эмоциональность речи М.Нагульнова, сочетание разнообразных лексических пластов (просторечие, диалектизмы, революционно-политическая лексика, иностранная лексика, канцеляризмы); юмористический тон речи; синтаксическое богатство.

Щукарь: несоответствие поступков словам как источник юмора в изображении Щукаря; разнородность лексических элементов в языке Щукаря и их значение для создания комического образа Щукаря-рассказчика; фольклорные образы и приёмы в речевом юморе Щукаря.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.
Анализ языка поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник" и стихотворения "Зимнее утро".

Тексты для анализа.

Медный всадник.
Петербургская повесть.
1833

На берегу пустынных волн

Стоял он дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслась; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогога чухонца;

И лес неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.
И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто лет и, юный град

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов и топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И пред младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.
Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное течение,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичья лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царский дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье…

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ.

Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно.

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет.

И ель сквозь иней зеленеет.

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу.

Друг милый предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса недавно столь густые.

И берег, милый для меня.

План анализа.

1. Выделить тематические части вступления к поэме "Медный всадник", стихотворения "Зимнее утро" и озаглавить их.

2. Как связана лексика каждой части с ёё темой?

3. Особенности построения предложений в зависимости от темы каждой части.

4. Явления аллитерации и ассонанса в каждой тематической части.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6 .
Тенденции развития современного русского литературного языка.

Тексты для анализа.

1. Каждый в Латвии сегодня знает значение слова "апатрид". Это человек, не имеющий гражданства.

В переводе с языка "бухгалтерского" акцепт означает подтверждение предприятия-потребителя о получении им заказанной продукции. Акцептовано – значит принято, принято – значит оплачено.

Профессиональный киллер. По-русски – убийца.

Дословно "зомби" означает "живой мертвец". Понятие это пришло с острова Гаити, где существовал да, пожалуй, и поныне существует целый культ "зомби".