Рылеев в своей поэме противопоставил Мазепу Петру I. В этой оппозиции для поэта было важно, что Петр был царем, следовательно, "тираном", носителем идеи "самовластья". Поэтому борьба Мазепы с Петром становится "борьбой свободы с самовластьем", борьбой за свободу.
Пушкин в "Полтаве" подошел к конфликту Мазепы с Петром с прямо противоположных позиций. Для Пушкина прав Петр, укреплявший и расширявший Российскую империю. Мазепа же – злобный, коварный, "презирающий свободу", готовый "кровь лить как воду" "изменник русского царя".
Отношение Булгарина к этим проблемам сложнее и интереснее. Естественно, Булгарин, в соответствии с уже прочно сложившимся мифом, прославляет Петра, изображает его работником на верфи, обучающим мастерового тесать бревна или поучающим своей дубинкой проворовавшегося чиновника. В то же время он очень смело и ясно говорит о том, что Петр действовал вопреки мыслям, желаниям и чаяниям русского народа.
Автор, сочувствующий преобразованиям Петра и европеизации России, объясняет противодействие народа его деятельности национальной спесью и присущей русским уверенностью в превосходстве своем над иностранцами.
Так же осторожно подходит Булгарин к изображению восстания Мазепы против Петра. Не имея способности изобразить всю сложность ситуации в живых художественных образах, Булгарин подходит к проблеме исторически. Он говорит о местном украинском патриотизме, существовавшем в XVII – XVIII вв. С одной стороны, казаки ненавидели поляков, с которыми их разделяла вера и память об их прежнем государстве. С другой – казаки не любили русских, стоявших в образе жизни и образовании ниже украинцев и угрожавших их вольности, давним привилегиям. С точки зрения Булгарина, в то время украинцы были правы.
С этой позиции и изображена в романе попытка Мазепы выступить против Петра. Стремясь защитить интересы Украины, ее внутреннюю независимость, Мазепа вступает в союз со шведским королем Карлом XII, противником Петра I, и польским королем Лещинским. Этот союз представлялся Мазепе залогом благоденствия родины. Но с точки зрения большинства казаков, чужеземцы, союзники поляков, были врагом более сильным, чем русские. Этим объясняется отпадение половины войска от Мазепы.
Таким образом, в политической и идеологической концепции своего романа Булгарин менее односторонен, чем Рылеев и Пушкин. Он следует принципам Скотта в большей степени, чем другие писатели.
В повествовательную ткань романа органично вписаны блестящие батальные сцены, живые описания быта и нравов давно прошедшей эпохи. Писатель обращался к обширной историографии на разных языках. Булгарин считал важной частью и непременным условием исторического романа документализм.
Следование роману Скотта проявляется и в форме булгаринского произведения, разделенного на главы, каждая из которых снабжена эпиграфом.
Несколько сложнее обстоит дело с сюжетным построением романа. Главных героев эпохи – Петра I и Карла XII – в соответствии с принципами скоттовского повествования Булгарин убирает на периферию своего романа. Но свой роман он назвал "Мазепа", что никогда не встречалось у Скотта. Он никогда не называл свои романы именами исторических лиц и не делал их главными героями. У Булгарина Мазепа тоже не является протагонистом, он лишь организует действие, вокруг него движутся все персонажи романа, он направляет события.
Главная сюжетная линия посвящена отношениям Огневика и Натальи. Именно Огневик и может рассматриваться как главный герой романа.
Он молод, красив, умен, доверчив, оказывается между двумя враждующими историческими лицами: Мазепой и полковником Палеем.
Как это бывает с героями Скотта, Огневик оказывается между двумя женщинами: блондинкой и брюнеткой. Как правило, герой любит блондинку, но брюнетка, более страстная, пылкая, темпераментная, не только более приходится по нраву читателям, но заставляет колебаться и задумываться слабохарактерного героя скоттовских романов.
Однако вся эта вальтер-скоттовская атмосфера и беспорядочное нагромождение авантюрных ситуаций, зловещих приключений и кошмаров, свойственных европейскому готическому роману, не сделало "Мазепу" значительным явлением русской исторической беллетристики.
4. Исторические сочинения
К. П. Масальского
"Стрельцы"
В 1832 году появился первый исторический роман К. П. Масальского
"Стрельцы". По своему образованию, начитанности, знанию языков молодой писатель был хорошо подготовлен к такой работе.
Роман повествует об известном стрелецком бунте в мае 1682 г. и охватывает в целом еще шесть лет после эти событий. Автор в своей работе опирается на исторический материал: свидетельства летописей, записки современников, многотомные "Деяния Петра Великого" И. И. Голикова. Он обильно цитирует эти материалы в тексте романа. Масальский достаточно верно воссоздает исторические события, что было важнейшим принципом исторического романа Скотта.
Как и английский писатель Масальский любит ссылаться на исторические документы, обсуждать в примечаниях источниковедческие проблемы.
В романе можно найти и такие формальные приемы скоттовского повествования, как тщательно подобранные к каждой главе выразительные стихотворные эпиграфы из русских поэтов: Державина, Карамзина, Ф. Глинки, Жуковского, Пушкина. Встречаются в романе и диалогическая, как в драматическом произведении, форма изложения. Это тоже идет от Скотта, любившего вводить в свои романы прямую речь персонажей и длинные диалоги.
Стремление подчеркнуть истинный исторический колорит своего романа обусловило наличие в книге обильных бытовых реалий XVII в.
Характерны для Масальского и часто встречающиеся у Вальтера Скотта фольклорные вставки.
Главным героем романа является Василий Бурмистров, офицер Сухарева стрелецкого полка. Его имя как противника бунта упоминается в исторических документах. Однако о личности его читателю не было ничего известно, и Масальский имел полное право сделать из него молодого романтического героя вальтер-скоттовского типа. Вообще Масальский считал, что действующее главное лицо может быть вымышленное или историческое, в последнем же случае лучше изображать такое лицо, судьба которого не объяснена историей, чтобы читателю не была заранее известна развязка романа.
Казалось, герой вовлечен в бурные исторические события, судьбы героев определяются судьбами страны, любовное приключение также вписывается в исторические катаклизмы. Но на самом деле Бурмистров не принимает никакого участия в стрелецком бунте. Пока происходят важные судьбоносные для России события: стрелецкий бунт, хованщина, воцарение Петра, – главный герой или сидит в тюрьме, или скитается неведомо где. Таким образом, воспользовавшись моделью Скотта, Масальский не сумел слить воедино частную жизнь героя с могучим движением истории.
Только в финале романа сделана попытка соединить на короткое время обе линии. Главный герой выполняет поручение Петра и царь устраивает его женитьбу. Можно сказать, что в соответствии со сложившимся мифом Петр является в романе как "бог из машины" и быстро и решительно развязывает все узлы: дарит жене Бурмистрова жемчужное ожерелье, назначает его самого полковником и т. д.
"Регенство Бирона"
Масальский остаются верен найденным приемам и в небольшом романе "Регенство Бирона" (1834).
Все исторические персонажи отодвинуты не периферию повествования: сам Бирон, его брат Карл, герцог Леопольд Брауншвейгский, отец императора – младенца, дочь Петра Елизавета и др.
В центре повествования – люди незнатные и неименитые: поручик, капитан, купцы. Все они подвергаются смертельной опасности, потому что в той или иной степени вовлечены в борьбу с Бироном, три недели правления которого (октябрь– ноябрь 1740 г.) и охватывает повествование.
Именно в этом романе Масальский, следуя моделям В. Скотта, сумел лучше построить сюжет. Его герои с первых страниц оказываются вовлеченными в центральную интригу. Роман, в котором судьба героев определяется успехом или провалом государственного переворота, до последнего момента держит читателя в постоянном напряжении.
Но крупные, яркие человеческие характеры не удались Масальскому. Это относится и к историческим личностям, проходящим по роману бледными тенями. Невыразителен и главный герой, молодой, влюбленный, храбрый и честный поручик Возницын.
К. Масальский не сыграл заметной роли в становлении русского исторического романа. Но его попытки усвоить сюжетную типологию романов Вальтера Скотта представляют, несомненно, определенный интерес.
5. Творчество Н. А. Полевого
Автором исторического романа является и Н. А. Полевой (1796 - 1846), замечательный издатель журнала "Московский телеграф", литературный критик, писатель и публицист. Будучи сам автором "Истории русского народа", Полевой, по собственному признанию, "посвятил себя занятию отечественной истории с самой юности". Он превосходно знал источники, владел приемами исторической критики, был начитан в литературе. В этом отношении он превосходил своих современников и написал роман, опираясь на превосходное знание русской истории в лучших традициях Вальтера Скотта.
Сам Полевой считал, что для писателя исторического жанра "потребны высший патриотизм и высшие взгляды, которые, соединясь с мелким изучением местности и потребностей, могут верно преобразить нам прошедшее". Эти творческие принципы писатель с большой художественной силой воплотил в своем историческом романе "Клятва при гробе Господнем".
"Клятва при Гробе Господнем"
Сюжет романа взят из эпохи борьбы за великое княжение на Москве между внуками Дмитрия Донского в середине XV века.