Адыгейский государственный университет
Филологический факультет
Центр изучения литературных связей и лингвистики
Кафедра литературы и журналистики
Хаткова И.Н.
Возникновение
и развитие русского исторического
романа 30-х годов XIX века
Учебно-методическое пособие
по спецкурсу
Майкоп
2002
УДК 82.015 (078)
ББК 83.3 (2 = Рус) 5 я 73
Х – 25
И.Н. Хаткова. Возникновение и развитие русского исторического романа 30-х годов XIX века.
Учебно-методическое пособие по спецкурсу
Редактор: кандидат филологических наук Шишхова Н.М.
Объяснительная записка
Историческая тема занимает видное место в развитии мировой литературы. Литература не только сообщала какие-то сведения по истории – она также стремилась определить место русской истории в мировой, открыть смысл существования человека и человечества.
Главную роль в развитии исторической темы играл и продолжает играть жанр исторического романа. Гибкая и объемная форма исторического романа наиболее широкие возможности для воспроизведения исторического прошлого. Общеизвестным является тот факт, что исторический роман оказал огромное воздействие на развитие искусства, эстетической мысли, на процесс развития реализма в мировой литературе.
Проблема определения исторического романа как жанр относится к числу самых спорных в литературоведении. Непременным объективным признаком исторического романа является изображение исторический событий, сыгравших определенную роль в данную эпоху, наличие образов реальных исторический деятелей, принимавших участие в этих событиях, а также соединение исторической достоверности с художественным вымыслом.
Но необходимо учитывать и субъективное начало – в определение исторического романа входят не только указанные объективные признаки, но и характер отношения писателя к тому, что он изображает в своем произведении. Если писатель создает произведение, в котором воссоздает облик современных ему людей, хотя в нем и фигурируют реальные исторические лица, это произведение будет романом о современности. Для определения жанра исторического романа существенно, что сам автор изображаемую им действительность понимает как действительность историческую, ставшую уже историей. Поэтому предметом исторического романа обычно и является историческое прошлое, понимаемое как уже завершившаяся в своем развитии определенная эпоха. Таким образом, в романе данного типа всегда ощущается дистанция между писателем и темой во времени, ощущается исторический подход к предмету со стороны художника, смотрящего на то, что он изображает как исследователь, воссоздающий прошлое.
Бурное развитие исторического романа происходит в XIX веке. Это было обусловлено возраставшим интересом общественной мысли. к проблемам истории человечества.
Историческое прошлое стало тогда для русских писателей поистине неиссякаемым источником тем и мотивов. И дело не только в том что русская история богата значительными и драматическими событиями, которые невольно привлекали внимание русских писателей, а легендарное "призвание варягов", монгольское нашествие, кровавая опричнина Ивана Грозного, великие реформы Петра I, грозные народные восстания Разина и Пугачева в самом размахе и динамике исторических коллизий являли богатейшую сюжетную почву для художественной литературы. При всем событийном богатстве русская история была впервые глубоко осмыслена в XIX веке. И это с наибольшей силой и глубиной отразилось не в специальных исторических исследованиях, а в художественной литературе.
Можно сказать, что в первой половине 1830-х годов русскую литературу захлестнул поток, "несметная масса" исторических романов. На смену романтической поэме байроновского типа, господствовавшей в 1820-х годах (творчество Пушкина, Баратынского, Козлова, Лермонтова), приходит исторический роман, другой продуктивный жанр романтической литературы. Причиной является тот факт, что бурное развитие романтизма обусловило повышенный интерес к национальной культуре и, вследствие этого, соответственно к национальной истории. Теперь кумиром романтиков вместо Байрона становится Вальтер Скотт, выпускавший с 1814 года по одному – два исторических романа ежегодно и создавший классическую модель этого жанра. Следовать этой модели оказалось сравнительно не трудно, повальная мода на исторические романы заполонила все европейские страны, включая Россию. "Вальтер Скотт увлек за собой целую толпу подражателей …" – писал А. С. Пушкин в 1830 году.
Предметом исследования в данном спецкурсе является возникновение и развитие русского исторического романа в литературе 30-х годов прошлого века на обширнейшем историко-литературном материале.
Зада спецкурса состоит в том, чтобы исследовать влияние творческого наследия Вольтера Скотта на идеи, образы, структуру русского исторического романа, отметив также и не меньшее значение национальной основы исторического жанра, представленной древнерусскими летописями, "Словом о полку Игореве", "Историей государства Российского" Карамзина.
Охватить все явления русского исторического романа избранной эпохи показалось, на наш взгляд, нецелесообразным. Избранные для анализа произведения обладают тем преимуществом, что наиболее интересны с точки зрения рассматриваемой проблемы, дают возможность восстановить истинную картину идейно-эстетического развития исторического романа и, наконец, представляют большую художественную ценность.
Спецкурс адресован прежде всего студентам филологического факультета, а также самому широкому кругу читателей, интересующихся русской историей и историей русской литературы.
Содержание спецкурса
и распределение часов
Темы Количество часов
1. Введение: типология
Романов В. Скотта 1
2. На пути к историческому роману:
русская историческая повесть 3
3. Исторические романы М. Н. Загоскина 2
4. Исторические романы Ф. В. Булгарина 2
5. Исторические романы К. П. Масальского 1
6. Творчество Н. А. Полевого 1
7. Исторические романы И. И. Лажечникова 4
8. Реалистический исторический
роман А. С. Пушкина 2
В начале XIX (1810-1830-е гг.) века не было в Европе более популярного автора, чем Вальтер Скотт. За 17 лет (1814 по 1831) писатель написал и опубликовал 26 романов, каждый из которых становился крупнейшим событием культурной жизни Европы.
Представляется интересным отметить определенные закономерности, по которым строились романы английского писателя.
Романы Скотта возникают на гребне увлечения национальной историей. Писатель создал синтез художественного вымысла и исторической достоверности. Эта историческая достоверность опиралась на превосходное знание "местного колорита". Отсюда особое значение у Скотта археологических и этнографических подробностей: нравы, обычаи, костюмы, климат и т.д. Важнейшим приемом, необходимым в художественной конструкции романа, является научная скрупулезность, внимание к историческим документам, специальным разысканиям. Это своеобразная "игра в историю".
Протагонист романов Скотта
Судьба героя Скотта тесно связана с крупным историческим событием, являющимся центральным в произведении. Главным героем избирается не исторический деятель, а вымышленное лицо. Как правило, он всегда наделен некоторыми общими почти для каждого романа чертами: молод, красив, благороден, умен, добр. Определяющую роль в сюжете романов Скотта играет любовь, которая организует действие.
Скоттовский герой всегда отличается некоторой пассивностью. Независимо от своего желания и своей воли он попадает в какие-то сложные ситуации, часто влеком обстоятельствами. Вместе с тем эта странная пассивность героя помогает Скотту прояснить важнейшую идею его романов. Скоттовский протагонист всегда отличается умеренностью, толерантностью. Он чужд фанатизма, его политические убеждения никогда не бывают крайними. Человеческая жизнь всегда важнее для него, чем национальные и политические разногласия. Так сам автор проявляет себя приверженцем "мудрости, учености и умеренности".
Исторические персонажи в романах Скотта
Создавая жанр исторического романа, Скотт должен был в изображении той или иной эпохи воссоздать исторических личностей, известных читателям.
Обычно известные исторические деятели появляются на периферии романов Скотта, никогда не становясь главной пружиной занимательного романного повествования.
Исторические персонажи оказываются втянутыми в приключения главного героя. История незаметно, естественно, "домашним образом", по замечанию Пушкина, выходит на страницы скоттовского романа.
Некоторые формальные приемы построения
скоттовского романа
Сохраняя свое инкогнито, Скотт, даже подписываясь под своими произведениями собственным именем, все равно называет условную фигуру издателя. Это своего рода литературная игра, любимым приемом которой являются таинственные рукописи, неизвестно откуда взявшиеся и случайно доставшиеся вымышленному автору-издателю.
Значительную часть текста занимают разговоры, диалоги, подробный рассказ действующих лиц о событиях. Романист стремился запечатлеть живые картины прошлого с их человеческими характерами. Каждый из диалогов представляет собою готовую драматическую сцену.
Скотт до совершенства довел эпиграф. Эпиграф изымает текст из повседневности и реальности и включает его в литературу. Это уже нечто заведомо выдуманное, искусственное и потому предваряемое другим таким же искусственным литературным текстом.