Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие Тирасполь, 2009 удк 82. 0(07) (075. 8) Ббк ш5 р3я 73 (стр. 4 из 5)

2. Античная мифология. Этапы развития, основные мифологические циклы и их характеристика.

3. Сюжетно-композиционное своеобразие «Илиады» Гомера.

4. Сюжетно-композиционное своеобразие «Одиссеи» Гомера.

5. Люди и боги у Гомера: гомеровское искусство; стиль поэм.

6. Гомеровский вопрос.

7. Дидактический эпос Гесиода «Труды и дни» – общая характеристика.

8. Жанровые формы греческой лирики. Архилох, Мимнерм, Солон.

9. Мелос. Песни Алкея, Сафо.

10. Творчество Анакреонта. Понятие «анакреонтическая лирика».

11. Переход от лирики к драме. Античный театр.

12. Эсхил. Сюжетно-композиционное своеобразие трилогии «Орестея».

13. Софокл. «Антигона», «Царь Эдип». Мировоззрение трагика периода расцвета афинской демократии.

14. Трагедии Еврипида как отражение кризиса афинской демократии. «Медея», «Ипполит».

15. Аристотель как философ и теоретик переходной эпохи; Аристотель о катарсисе.

16. Социально-политическая комедия Аристофана «Лисистрата».

17. Аристофан. Тема воспитания и морального аспекта в творчестве. «Облака», «Лягушки».

18. Античная литература эпохи Эллинизма; Афины – центр комедиографии и философии: эпикуризм, стоицизм, кинизм.

19. Происхождение комедии в Древней Греции.

20. Новоаттическая комедия. Менандр «Третейский суд».

21. Греческий роман поздней античности. Лонг «Дафнис и Хлоя». Понятие хронотопа.

22. Литература Древнего Рима, её особенности, периодизация.

23. Театр в Риме. Комедия Плавта «Горшок».

24. Ораторское искусство в Риме. Цицерон.

25. Философская и дидактическая поэма Лукреция. «О природе вещей»; философия Эпикура в поэме.

26. Римский александризм; поэты-неотерики. Любовная лирика Катулла.

27. Вергилий. «Буколики», «Георгики» – основная тема, идея; историко–литературный контекст.

28. Сюжетно-композиционное своеобразие «Энеиды» Вергилия.

29. Гораций – основные темы в творчестве. «Эподы». «Сатиры». «Оды».

30. Творчество Овидия. «Любовные элегии», «Скорбные элегии» – общая характеристика. «Наука любви» особенности поэмы.

31. Овидий. «Метаморфозы» – жанр. Превращение в римской литературе.

32. Сенека. Краткая характеристика творчества.

33. Римская литература II века н. э. – закат античной мифологии. Апулей «Золотой осел».

34. Переход от античного язычества к христианству.

Тестовые задания

по дисциплине «Древнерусская литература»

1. За что летописцы прославили княгиню Ольгу?

– за месть древлянам;

– за «хождение» в Царьград;

– за воспитание Святослава;

– за любовь к мужу Игорю.

2. В каком городе Савва Грудцын исцелился от бесовского наваждения?

– Орле;

– Казани;

– Москве;

– Киеве.

3. Кто из бывших союзников вызывал у Аввакума наибольшее негодование?

– Федор Ртищев;

– Никон;

– Стефан Вонифатьев;

– Борис Нелединский.

4. Аввакум был знаком лично с царем:

– Алексеем Михайловичем;

– Михаилом Федоровичем;

– Федором Алексеевичем;

– Иоаном Грозным.

5. Какое произведение относится к XII веку?

– «Повесть о Петре и Февронии»;

– «Слово о полку Игореве»;

– «Житие» протопопа Аввакума;

– «Повесть о Горе-Злочастии».

6. К какому жанру относится «Повесть временных лет»?

– к новелле;

– летописи;

– житию;

– исторической хронике.

7. Древнерусская литература возникла на территории:

– Суздальского княжества;

– Московского княжества;

– Владимирского княжества;

– Киевского княжества.

8. «Повесть временных лет» написана на:

– русском языке;

– древнерусском языке;

– старославянском языке;

– древнегреческом языке.

9. Героем «Жития» протопопа Аввакума является:

– сам автор;

– другой человек;

– вымышленное лицо;

– собирательный образ.

10. После какого события, по летописной легенде, Олега прозвали Вещим?

– после смерти;

– после взятия Царьграда;

– после того, как он стал киевским князем;

– после предсказания своей смерти.

11. Сколько раз Аввакума отправляли в ссылку?

– два;

– три;

– четыре;

– один.

12. Какое животное упоминается в «Слове о полку Игореве»?

– волк;

– медведь;

– заяц;

– осёл.

13. К какой реке обратилась Ярославна в «Слове о полку Игореве»?

– к Дунаю;

– Днепру;

– Дону;

– Донцу.

14. «Повесть о Шемякином суде» была написана:

– в XII веке;

– XIV веке;

– XVII веке;

– XVIII веке.

15. К жанру древнерусской литературы назидательного характера относится:

– житие;

– поучение;

– слово;

– летопись.

16. Жанр древнерусской литературы, рассказывающий о жизни святых:

– житие;

– поучение;

– слово;

–повесть.

17. Жанр древнерусской литературы, рассказывающий о каком–то значительном событии:

– житие;

– поучение;

– слово;

– историческая хроника.

18. «Золотое слово» Святослава включено:

– «Слово о Законе и Благодати»;

– «Слово о полку Игореве»;

– «Поучение Владимира Мономаха»;

– «Слово о погибели Русской земли».

19. Замысел автора «Слова о полку Игореве»:

– рассказать о неудачном военном походе;

– призвать к единению князей;

– указать на необходимость защиты Отечества;

– показать силу духа русских людей.

20. Автором «Слова о полку Игореве» является:

– Мусин-Пушкин;

– Владимир Мономах;

– автор неизвестен;

– Нестор.

21. Святые Борис и Глеб благословили на битву в устье реки Ижоры:

– Александра Невского;

– Дмитрия Донского;

– князя Игоря;

– Владимира Мономаха.

22. Древнейший тип книжного почерка называется:

– скоропись;

– стенография;

– устав;

– полуустав;

23. В число основных запретов в древнерусской литературе входил:

– запрет на переводы;

– запрет на тему любви как страсти;

– запрет на стих;

– запрет на смех.

24. К официальной агиографии не относились:

– жития;

– воинские повести;

– патеричные рассказы;

– апокрифы.

25. Первым оригинальным русским жанром является:

– хроника;

– хронограф;

– летопись;

– житие.

26. Какие из сказаний включены в состав «Повести временных лет»?

– «Сказание о Белгородском киселе»;

– «Сказание о Мамаевом побоище»;

– «Сказание о Кожемяке»;

– «Сказание о Магмет-Салтане».

27. В XVII столетии в русской литературе впервые появились:

– воинские повести;

– бытовые повести;

– стихотворные произведения;

– патеричные рассказы.

28. В русской драматургии сюжет притчи о блудном сыне возник:

– в XII веке;

– XVII веке;

– XV веке;

– XVII веке.

29. Вставьте в соответствии с требованиями литературного этикета слова, отсутствующие в следующей цитате: «Сей князь Александр родился от отца …………., и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии»:

– доблестного и счастливого;

– храброго и сильного;

– известного и славного;

– милосердного и человеколюбивого.

30. «Слово о полку Игореве» переводили и перекладывали на русский язык:

– А. И. Соболевский;

– В. А. Жуковский;

– А. М. Панченко;

– Н. Заболоцкий.

31. В «Хождении за три моря» Афанасия Никитина ясно усматриваются черты:

– «плетения словес»;

– предвозрождения;

– барокко;

– эллинизма.

32. «Княже мои, господине! Аз бо не в Афинех ростох, ни от философоф научихся, но бых падая аки пчела по различным цветомъ и оттуду избирая сладость словесную и совокупляя мудрость, яко в мех воду морскую», – так пишет:

– Владимир Мономах;

– Андрей Курбский;

– протопоп Аввакум;

– Даниил Заточник.

33. О каком из князей в «Повести временных лет» говорится: «И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда»?

– о Вещем Олеге;

– Владимире;

– Игоре;

– Святославе.

34. Кому были адресованы следующие слова: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле. Пойди замуж за князя нашего за Мала»?

– Ярославне;

– Ольге;

– Анне;

– Февронии.

35. С жизнью какого святого связано отсутствие «деревянного масла, чтобы залить в лампады», меда «для князя и спутников его», муки «чтобы испечь хлеб для братии»?

– Сергия Радонежского;

– Стефана Пермского;

– Феодосия Печерского;

– Даниила Заточника.

36. Кому принадлежат слова: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»?

– Святославу;

– Владимиру Мономаху;

– Ярославу Мудрому;

– Даниилу Заточнику.

37. «Рождение же мое в Нижегородских пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати – Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаще пития хмелнова; мати же моя постница и молитвеница бысть, всегда учаше мя страху божию», – так рассказывает о себе:

– Савва Грудцин;

– Фрол Скобеев;

– протопоп Аввакум;

– Ульяния Осоргина.

38. О какой героине идет речь в цитате: «Она же остаточное дело воздуха того шьяше, уже бо единого святого риз не дошив, лице же нашив и воста и вотче иглу свою в воздух и преверте нитию, ею же шиаше»?

– о Февронии;

– об Ульянии Осоргиной;

– об Аннушке Нардин–Нащокиной;

– о Марии.

39. Кто из персонажей переодевался в девичий убор?

– Молодец («Горе-Злочастие»);

– Фрол Скобеев;

– Савва Грудцин;

– Шемяка.

40. Кто является автором «Комедии притчи о блудном сыне»?

– Симеон Полоцкий;

– Сильвестр Медведев;

– Епифаний Премудрый;

– Нестор.

Рекомендуемая литература

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. – М., 1966.

2. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В. В. Кусков. – М., 1986.