ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Институт языка и литературы
Кафедра русской и зарубежной литературы
Контрольно–измерительные материалы по литературе
Учебно-методическое пособие
Тирасполь, 2009
УДК 82.0(07) (075.8)
ББК Ш5 р3я 73
К65
Контрольно–измерительные материалы по литературе: Учебно-методическое пособие / Сост.: И.А. Бавенкова, А.С. Винницкая, Г.Н. Николаева, Е.В. Потапова. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2009. – 00 с. (в обл.)
Пособие предназначено для самостоятельной работы и самоконтроля знаний студентов первого курса дневного и заочного отделений специальности «Филология» и «Журналистика». Оно содержит тестовые задания по учебным дисциплинам, имеющим экзаменационную форму контроля в период зимней и летней сессий, что поможет студентам при подготовке к текущим и итоговым модульным контрольным работам.
К тестовым заданиям прилагается рекомендуемая литература, список произведений для заучивания наизусть, а также перечень вопросов для подготовки к экзаменам.
УДК
ББК
составители:
И.А. Бавенкова, ст. преп.
А.С. Винницкая, ст. преп.
Г.Н. Николаева, ст. преп.
Е.В. Потапова, преп.
Рецензенты:
Л.И. Васильева, канд. пед. наук, доц. каф. русской филологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Б.Д. Челышев, канд. филол. наук, доц. каф. журналистики Института языка и литературы ПГУ им. Т.Г. Шевченко
Утверждено Научно–методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко
© Составление
Бавенкова И.А.
Винницкая А.С.
Николаева Г.Н.
Потапова Е.В., 2009
Тестовые Задания
по дисциплине «Введение в литературоведение»
1. Выберите правильную формулировку темы стихотворения А. А. Блока «На железной дороге»:
– тема жизни и смерти;
– тема любви и одиночества;
– тема поиска смысла жизни;
– тема разобщённости русского общества и трагической судьбы русского человека.
2. Идея стихотворения А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» заключена в том, что:
– народы не готовы к свободе;
– народам не нужна свобода;
– народам нужен пророк, чтобы достичь свободы;
– поэт-пророк должен проповедовать идеалы свободы.
3. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» имеет пафос:
– героический;
– драматический;
– сатирический;
– трагический.
4. Особенностью композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является:
– расположение его частей в хронологической последовательности;
– наличие одного рассказчика и лирических отступлений;
– принцип сюжетной симметрии;
– расположение частей в нехронологической последовательности.
5. Какое произведение А. П. Чехова имеет рамочную композицию?
– «Дама с собачкой»;
– «Ионыч»;
– «О любви»;
– «Хамелеон».
6. В стихотворении Н. А. Некрасова «Нравственный человек» использован такой композиционный приём, как:
– монтаж;
– повтор;
– противопоставление;
– усиление.
7. Какая разновидность повтора характерна для композиции стихотворения В. Высоцкого «Я не люблю»?
– кольцевая композиция;
– лейтмотив;
– припев;
– рефрен.
8. В стихотворении «Поэт» М. Ю. Лермонтов использовал:
– зеркальную композицию;
– кольцевую композицию;
– монтаж;
– усиление.
9. Определите тип проблематики в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»:
– национально-исторический;
– социокультурный;
– романный;
– философский.
10. Назовите произведение, в котором сюжет не совпадает с фабулой:
– «Господин из Сан-Франциско»;
– «Ионыч»;
– «Лёгкое дыхание»;
– «Смерть чиновника».
11. Предыстория героя в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» является:
– завязкой;
– кульминацией;
– развязкой;
– экспозицией.
12. Завязкой любовной сюжетной линии в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является глава:
– «Арест»;
– «Пугачёвщина»;
– «Разлука»;
– «Сирота».
13. Кульминацией пьесы А. Н. Островского «Гроза» является:
– беседа Кулигина и Шапкина;
– отъезд Тихона;
– признание Катерины Тихону;
– свидание Катерины и Бориса.
14. Основой драматургического конфликта пьесы М. Горького «На дне» является:
– любовный конфликт;
– семейно-бытовой конфликт;
– социально-исторический конфликт;
– социально-философский конфликт.
15. С образом рыбки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» связан мотив:
– искушения;
– любви;
– мечты;
– одиночества.
16. Назовите образы «двойников», с которыми связан мотив ученичества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
– Алоизий Могарыч – Иуда;
– Берлиоз – Каифа;
– Иван Бездомный – Левий Матвей;
– Мастер – Иешуа.
17. Укажите, какой из фрагментов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является лирическим отступлением:
– «Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток…»;
– «В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…»;
– «Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он…»;
– «Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – всё кипит…».
18. Кто из названных персонажей является антигероем?
– Беликов;
– Болконский;
– Данко;
– Чацкий.
19. Героем-резонёром в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является:
– Дикой;
– Кабанов;
– Кудряш;
– Кулигин.
20. Внесценическим персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является:
– Глаша;
– полусумасшедшая барыня;
– сестра Бориса;
– Феклуша.
21. Литературное направление, с которым связано творчество В. А. Жуковского:
– классицизм;
– реализм;
– романтизм;
– сентиментализм.
22. Литературное направление, в произведениях которого строго соблюдается принцип «трёх единств» Н. Буало, называется:
– классицизмом;
– реализмом;
– романтизмом;
– сентиментализмом.
23. Для романтического метода произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» не характерно:
– жизненно правдивое изображение действительности;
– мотив судьбы, рока;
– основной структурный элемент поэмы – поединок;
– тема свободы – несвободы.
24. Жанр произведения «Горе от ума» А. С. Грибоедов определил как:
– драму;
– комедию;
– поэму;
– трагедию.
25. Жанр произведения «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский определил как:
– балладу;
– книгу;
– поэму;
– эпопею.
26. Жанр произведения «Мёртвые души» Н. В. Гоголь определил как:
– повесть;
– поэму;
– рассказ;
– роман.
27. Жанрово-видовой формой стихотворения А. С. Пушкина «Пущину» является:
– ода;
– послание;
– эпиграмма;
– эпитафия.
28. Владимир Ленский, герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», пишет Ольге Лариной:
– мадригалы;
– оды;
– поэмы;
– элегии.
29. «И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен», – в этой фразе А. С. Пушкин использовал:
– метафору;
– метонимию;
– сравнение;
– эпитет.
30. «А на погосте том – ни деревца», – в этой фразе А. Т. Твардовский использовал:
– архаизм;
– историзм;
– омоним;
– профессионализм.
31. «…Рожденный в сословии бедном, рано понял необходимость проложить себе дорогу и набить деньгу», – в этой фразе использована:
– градация;
– метафора;
– метонимия;
– идиома.
32. «Как я сяду поеду на лихом коне
За Москву реку покататися», – в этой фразе М. Ю. Лермонтов использовал:
– аллегорию;
– метафору;
– метонимию;
– эпитет.
33. «Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:
– аллегорию;
– градацию;
– гротеск;
– оксюморон.
34. «В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев», – в этой фразе Б. Л. Пастернак использовал:
– гиперболу;
– метафору;
– метонимию;
– сравнение.
35. Вид тропа, противоположный гиперболе, называется:
– аллегорией;
– гротеском;
– литотой;
– оксюмороном.
36. «Не жалею, не зову, не плачу», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:
– градацию;
– инверсию;
– параллелизм;
– эллипс.
37. «Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси», – в этой фразе Б. Л. Пастернак использовал:
– аллитерацию;
– алогизм;
– реминисценцию;
– реплику.
38. «И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, – плакал ребенок», – в этой фразе А. А. Блок использовал:
– анафору;
– градацию;
– параллелизм;
– эллипс.
39. «Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:
– антитезу
– градацию
– параллелизм
– эпифору
40. «На камни пламенного мола
Матросы вышли из кают», – в этой фразе Н. М. Рубцов использовал:
– архаизм;
– неологизм;
– профессионализм;
– фразеологизм.
41. Определите разновидность повтора:
«Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!»
– анафора;
– кольцо;
– стык;
– эпифора.
42. «Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн», – в этой фразе Н. М. Рубцов использовал:
– аллитерацию и ассонанс;
– анафору и эпифору;
– инверсию и параллелизм;
– кольцо и стык.
43. Совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихов, подчеркивающее ритм произведения, называется:
– ассонансом;
– рифмой;
– стопой;
– строфой.
44. Группа стихов, образующих единство, называется:
– размером;
– рифмой;
– стопой;
– строфой.
45. Строфа, в которой шесть стихов связаны перекрёстной рифмой, а два заключительных – парной, называется:
– катреном;
– секстиной;
– октавой;
– сонетом.
46. Определите стихотворный размер: