Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по античной литературе Часть Iдля студентов Iкурса филологического факультета (стр. 15 из 16)

Составляющие одну из примечательных особенностей романа Гелиодора философско-религиозные тенденции не представляют собой каких-либо целенаправленных доктрин или течений, позволяющих трактовать его роман как философский или религиозный трактат. Гелиодор, владеющий хорошим риторическим образованием, стремится как можно лучше продемонстрировать характерные философские тенденции своего времени. Присущая Гелиодору склонность к обилию религиозно-мифологических и философских рассуждений в его романе предопределила тот успех, которым его произведение пользовалось в эпоху византийской империи.

Русский перевод романа Гелиодора появился впервые в XVIII в. под заголовком: “Образ невинной любви, или страшное приключение эфиопской царевны Хариклеи и Феагена фессалянина”. Этот перевод сделан с латинского языка. С латинских, французских и немецких изданий неоднократно переводились на русский язык романы других авторов, как, например, “Похождения Кереа и Каллирои” Харитона, “Торжество супружеской любви над злосчастиями, или приключения Аврокома и Анфии” Ксенофонта Эфесского. В 1896 г. появился оригинальный перевод романа Лонга “Дафнис и Хлоя”, сделанный Д.Мережковским. Большинство греческих романов переведены с греческого языка только в XX веке.

Литература

Тексты

1. Александрийская поэзия / В ст. статья М.Е.Грабарь-Пассек М.: Худож. лит.,1972.

2. Античный роман (Ахилл Татий, Лонг, Петроний, Апулей) / В ст. статья С.В.Поляковой М.: Худож. лит.,1969.

3. Греческая эпиграмма / В ст. статья Ф.А.Петровского М.: ГИХЛ, 1960.

4. Греческая эпиграмма / Издание подгот. Н.А.Чистякова Спб.: Наука, 1993.

5. Греческий роман (Харитон, Лонг, Гелиодор) / В ст. статья М.Томашевской М.: Правда,1988.

6. Лукиан. Избранное / В ст. статья И.М.Нахова.. М.: Худож. лит. 1987.

7. Менандр. Комедии. Фрагменты. / Изд. подгот. В.Н.Ярхо.. М.: Наука, 1982.

8. Менандр. Комедии; Герод. Мимиямбы; Феофраст. Характеры / В ст. статья К.П.Полонской.. М.: Худож. лит. 1964.

9. Плутарх. Сочинения / Вст. статья А.Ф.Лосева. М.: Худож. Лит, 1983.

10. Феокрит. Мосх. Бион: Идиллии. Эпиграммы / Изд. подгот. М.Е.Грабарь-Пассек М.: Изд-во АН СССР, 1956.

Дополнительная литература

1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука. 1979.

2. Античный роман: Сб. статей / Под ред. М.Е.Грабарь-Пассек. М.: Наука. 1969.

3. Левен П. Эллинистический мир / Пер. с французск. М.: Наука. 1989.

4. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. С. 124-212.

5. Поздняя греческая проза. М.: ГИХЛ, 1963.

6. Толстой И.И. Трагедия Еврипида “Елена” и начало греческого романа / Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.; Л.: Наука, 1966. С. 115-127.

7. Фрейденберг О.М. Евангелие как один из видов греческого романа. // Атеист. М., 1930. Т.54.

8. Шахермайер Ф. Александр Македонский / Пер. с нем. М.: Наука, 1984; 1986.

9. Шифман И.Ш. Александр Македонский. М.: Наука, 1988.

10. Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия: литература, традиции и фольклор. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.

11. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М.: Наука, 1979.

Приложения

I. Перечень вопросов и тем для подготовки к экзамену

по курсу «Древнегреческая литература»

1. Основные виды греческого фольклора и степень его сохранности.

2. Древнегреческая мифология, ее происхождение, этапы становления, образы и сюжеты.

3. Основные виды эпико-героической поэзии древних греков, ее репертуар и манера исполнения. Аэды и рапсоды.

4. Художественные особенности и композиционное построение “Илиады” Гомера.* [4]

5. “Одиссея Гомера” – героическая поэма странствий, ее структура и эпические черты.*

6. Структура гомеровского общества и особенности эпического стиля.

7. Гомеровский вопрос. Современное состояние гомеровского вопроса.

8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода.

9. Пародии на героический эпос. “Батрахомиомахия” (“Война мышей и лягушек”).

10. Древнегреческая лирика и ее жанры. Ямбическая лирика, ее представители: Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский.

11. Элегическая поэзия. Творчество Каллина, Тиртея, Солона, Мимнерма.

12. Монодийная лирика. Творчество Алкея, Сапфо, Анакреонта.

13. Ведущие жанры хоровой мелики. Творчество Пиндара и Вакхилида.

14. Устройство и организация древнегреческого театра. Основные теории происхождения драмы.

15. Основные этапы творчества Эсхила (общий обзор, биография, мировоззрение, характерные черты драматургии).

16. Художественные особенности и проблематика трагедии Эсхила “Прикованный Прометей”.*

17. Художественные особенности и проблематика трилогии Эсхила “Орестея”.*

18. Общий обзор творчества Софокла. Его мировоззрение и драматургические новшества.

19. Художественные особенности и проблематика трагедии Софокла “Эдип-царь”.*

20. Художественные особенности и проблематика трагедии Софокла “Антигона”. Значение образа главной героини.*

21. Общий обзор творчества Еврипида, своеобразие его драматургического мастерства.

22. Проблематика и художественные особенности трагедии Еврипида “Медея”.*

23. Анализ композиционной структуры и других художественных приемов в трагедии Еврипида “Ипполит”.*

24. Древнеаттическая комедия, ее структура и происхождение. Общий обзор творчества Аристофана.

25. Отражение борьбы Аристофана против Пелопоннесской войны (на примере трагедий “Мир”, “Ахарняне”, “Лисистрата”).*

26. Вопросы философии, литературы и воспитания в комедиях Аристофана (на примере комедий “Облака”, “Лягушки”).*

27. Ораторское искусство классической эпохи. Лисий. Исократ. Демосфен.

28. Философские взгляды Аристотеля и Платона. Учение Аристотеля о трагедии и трагическом очищении (катарсисе). Взгляды Платона на искусство и литературу.

29. Критика Аристофаном высших органов афинской демократии (на примере комедии “Всадники”, “Осы”).*

30. Древнегреческая историография. Творчество Геродота, Фукидида.

31. Эллинистическое общество, его философия и наука, литература. Основные литературные жанры и их представители.

32. Новоаттическая комедия, ее структура, направленность, сюжеты и персонажи. Общий обзор творчества Менандра.

33. Художественные особенности и проблематика комедии Менандра “Третейский суд” (или любой другой комедии на выбор).*

34. Александрийская школа поэзии. Творчество Каллимаха.

35.“Идиллии” Феокрита и их значение для новоевропейской литературы.

36. Греческая литература эпохи римского владычества. Вторая софистика. Творчество Плутарха и Лукиана.

37. Проблема происхождения античного романа. Анализ художественных особенностей одного греческого романа (на выбор).*

38. Историческое значение древнегреческой литературы. Античные традиции в европейской литературе. Античность и русская культура.

II. Список обязательной литературы

1. Гомер. “Илиада”, “Одиссея”.

2. Эсхил. “Прометей прикованный”, “Орестея”.

3. Софокл. “Антигона”, “Эдип-царь”.

4. Еврипид. “Медея”, “Ипполит”, “Электра”.

5. Аристофан. “Всадники”, “Облака” (или “Лягушки”), “Мир” (можно вместо трагедии “Мир” прочитать “Лисистрату” или “Ахарнян”).

6. Менандр. “Третейский суд” (или любая другая комедия).

7. Лонг. “Дафнис и Хлоя” (можно читать любой другой греческий роман: Харитон. “Повесть о любви Херея и Каллирои”; Гелиодор. “Эфиопика”; Ахилл Татий. “Левкиппа и Клитофонт”).

III. Специальные термины

агон азианский стиль александрийская поэзия алкеева строфа анакреонтика аналитики анимизм антода аэды буколическая поэзия вторая софистика гекзаметр гименей гипорхема девтерагонист диатриба дифирамб драма (сатировская драма) дриада идиллия ирония (трагическая ирония) калокагатия катарсис комедия комматий коммос корифей лирика логограф мелос метаморфоза мим миф мифология ном ода орхестра парабаса парод пародия парфений пеан перипетия пиррихий пролог протагонист проскений рапсоды риторика роман сатира сапфическая строфа скена софисты стасим стихомифия театр тетралогия трагедия тритагонист унитарии фетишизм френос тренос) холиямб хор хорег эксод экфрасис элегия элегический дистих энкомий эпиграмма эпиллий эпиникий эпиррема эписодий эпиталамий эпод эпос эристика ямб

Примечание: остальные произведения, указанные в перечне вопросов, рекомендуется читать по хрестоматийным изданиям.

IV. Список мифологических имен,

необходимых для составления словаря:

Авгий (авгиевы конюшни) Агамемнон Адмет Адонис Адраст Аид Академ Аконтий Актеон Алкестида Алкиной Алкмена амазонки Амалфея Амфитрион Ананка (Ананке) Андромаха Андромеда Антиной Антигона Аполлон Арахна Аргонавты Арес (Арей) Арета Ариадна Артемида Асканий Асклепий Ата (Ате) Атлант Аттис Афина Афродита Ахилл Ахеронт Аякс Беллерофонт Борей Бриарей Галатея Ганимед Посейдон Приам Прозерпина Прокруст (прокрустово ложе) Прометей Протесилай Психея Радамант Рес Рея сатиры Селена Семела Семирамида Сизиф (сизифов труд) Силен сирены Скамандр Скилла (Сцилла) Смирна Гармония Гарпии Геба Геката Гектор Гекуба Геликон Гемон Гера Геракл (Геркулес) Гермес Гестия Гефест Гея Гименей Даная Дедал Деметра Дика (Дике) Диомед Дионис Диоскуры Долон Дор Европа Египт (Эгипт) Елена Зевс Зефир Золотое руно Золотой век Иапет Ида Икар Ио Иокаста Икарий Ино Ион Ипполит Ирена (Эйрена) Ирида Исида Стикс Сфинкс Талия Танатос Тантал (танталовы муки) Тартар Телемах Терпсихора Тезей (Тесей) Тиресий титаны титаниды Титий Тифон Тиха (Тихе) Уран Урания Фаэтон Фавн Федра Феб Исмена Итака Ифигения Ификл Кадм Калидон Калипсо Каллиопа Каллисто Калхант Кассандра Кастор Кекроп кентавр Кербер (Цербер) Кефал Кибела киклопы Кирка (Цирцея) Клио Клитемнестра (Клитеместра) Креонт Крон Ксанф Майя Марсий Медея Медуза Горгона Мельпомена менады Менелай Ментор Минос Минотавр Мнемосина Мидас мойры Морфей Музы Мусей (Мусейон) Навсикая Наркисс Фемида Феникс Ферсит (Терсит) Фетида Фиест (Тиест) Филоктет Филомена Фрикс Фурии Хаос Харибда хариты Харон Химера Хирон Эа (Эя) эвмениды Эвномия Эвр (Нарцисс) Немейский лев Немесида Неоптолем Нестор Нереиды Нерей Ника Нимфа Ниоба Одиссей Озирис (Осирис) Океан Хрисипп океаниды Олимп Орест Орион оры Орфей Пан Пандора Парис Патрокл Пелей Пегас Пеласг Пенелопа Персефона Пигмалион пигмеи Пилад Пирра Пифия Пифон Пелоп Плутос (Плутон) Полиб Полигимния Полиник Полифем Эвридика Эврилох Эвтерпа Эос Эпиметей Эрато Эреб Эрехтей Эрида Эринии Эрос (Эрот) Этеокл Этна Эфир Эхо Ээт Яблоко раздора Япет (Иапет) Ясон (Язон)

ОБЗОР НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫХ ПЕРИОДОВ И СОБЫТИЙ АНТИЧНОЙ ИСТОРИИ.