Собственно “Гомеровский вопрос”, включенный в программный материал, в учебниках представлен достаточно полно и в доступной форме. В заключение назовем дополнительную литературу, в которой студенты смогут найти ценные рекомендации к урокам по Гомеру в средней школе / Мальчукова Т.Г. “Одиссея” Гомера и проблемы ее изучения. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1983; подробное изложение истории переводов Гомера на русский язык и их анализ в книге: Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. Л.:Наука, 1964; проблемы формирования гомеровского эпоса, отношение “Илиады” и “Одиссеи” к истории стран Эгеиды позднебронзовой эпохи и другие вопросы с привлечением богатой научной литературы ставятся в кн. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.
Тексты и дополнительная литература
Тексты
1. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н.И.Гнедича, примеч. М.М Томашевской: Худ. лит., 1987.
2. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н.И. Гнедича предисл, А. М. Нейхардт, Правда, 1985.
3. Гомер. Илиада / Пер. Н.И.Гнедича М.: Правда, 1984.
4. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. Н.И.Гнедича и В.А.Жуковского Спб.: Кристалл Релекс, 1998.
5. Гомер. Илиада. М.: Просвещение, 1987.
6. Гомер. Илиада / Пер. Н.М. Минского, М., 1935.
7. Гомер. Илиада / Пер. В.В.Вересаева М., 1949.
8. Гомер. Одиссея / Пер. В.А.Жуковского, М.: Правда, 1985.
9. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского М.: Гослитиздат, 1959.
10.Гомер. Одиссея / Пер. В.В.Вересаева М., 1953.
Дополнительная литература
1. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ, Соратник, 1995.
2. Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. М.: Худож. лит., 1962.
3. Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.
4. Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.: Наука, 1966.
5. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.
6. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Худож. лит., 1978.
7. Ярхо В.Н. Проблема ответственности и внутренний мир гомеровского человека // Вестник древней истории. М., 1963. № 3, С.46-64.
8. Ярхо В.Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // Вестник древней истории. М., 1962. №2. С.3-26.
Студентам специальности “Литературоведение”, а также всем, кто более глубоко интересуется проблемами происхождения эпоса, спецификой эпического стиля и другими вопросами, связанными с исследованием героического эпоса древних греков и других народов, в том числе русского, рекомендуется следующая литература.
1. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990.
2. Вейль С. “Илиада”, или Поэма о силе / Пер. с франц., предисл. С.С.Аверинцева // Новый мир. М., 1990. №6, С.249-260.
3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.
4. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос / Избранные труды. Л.: Наука, 1974.
5. Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М.: АН СССР, 1958.
6. Казанский Б.В. Нынешнее состояние гомеровского вопроса // Классическая филология: Сб. докладов. Л., 1959. С.3-23.
7. Кравчук, А. Троянская война: миф и история / Пер. с польск. М.: Наука, 1991.
8. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука,1969.
9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986.
10. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М.: Художественная литература, 1976.
Послегомеровский эпос. Гесиод
Следующий представитель эпической поэзии, первая известная личность в греческой литературе - рапсод Гесиод. Следует обратить внимание на отличия эпической поэзии Гесиода от эпической поэзии Гомера. Если поэмы Гомера обращены к представителям родоплеменной знати и воспевают подвиги героев, слушателями Гесиода являются его соотечественники, беотийские крестьяне. В противоположность Гомеру, который чрезвычайно редко поучает, произведения Гесиода носят дидактический, т.е. наставительный, поучительный характер, поэтому творчество Гесиода принято называть, в отличие от героического эпоса Гомера, эпосом дидактическим. Студенты на примере текстов, прочитанных по хрестоматийным или полным изданиям поэм Гесиода - “Труды и дни” и “Теогония” ("Феогония"), - должны показать те новые социально-экономические отношения, которые складываются в этот период. Гесиод выступает как поэт земледельческого труда, учитель жизни и моралист, его поэмы представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни, в его произведениях осуществляется значительный шаг вперед в этическом и философском толковании действительности.
В самом начале поэмы “Труды и дни” (ст. 9 – 380) дается рассуждение поэта о двух Эридах, богинях зависти и раздора. Далее Гесиод приводит сказку о Пандоре и описание пяти веков, а также басню о соловье и ястребе. Во второй части поэмы излагаются картины работ земледельца, описание зимы в Беотии, говорится об отношении поэта к труду, женщине, представлены примеры всевозможных суеверий и практических советов.
Большое внимание Гесиод уделяет вопросу нового понимания этических категорий справедливости, именуемой словом дике, и дерзости или заносчивости т.е. гибрису, означающему дерзкое высокомерие людей, когда они, ослепленные богами, нарушают традиционные нормы и рамки поведения. Как отмечает В.Н.Ярхо первоначально понятие справедливости - дике - встречается у Гомера в значении “образ действий, обычай”, другими словами, как нечто “подобающее”. Дважды упомянутое в “Илиаде” слово гибрис означает “преобладание в силе”, “насилие”, т.е. “превышение меры”, “выход за пределы нормы”. В “Одиссее” это понятие приобретает уже несколько иное значение - оно обозначает поведение женихов, попирающих древнейшие нормы морали. В поэме Гесиода “Труды и дни” гибрис получает более широкое социальное толкование - поэт отождествляет его с судом, ущемляющим права земледельцев. Наряду с почитанием традиционных норм родовой морали - уважения родителей, соблюдения законов гостеприимства и почитания богов, - Гесиод большое значение придает соблюдению норм справедливого судопроизводства, нарушение которого жестоко карается. Олицетворением справедливости становится богиня Дике.
В программный материал курса истории античной литературы включены также разделы учебника, посвященные гомеровским гимнам и пародиям на героический эпос (поэма “Война мышей и лягушек” - “Батрахомиомахия”), а также басни, приписываемые легендарному поэту Эзопу. С фрагментами этих произведений необходимо познакомиться по хрестоматиям или отдельным изданиям этих произведений.
Литература
1. Античные гимны / Ред., пер. и вст. статья А.А.Тахо-Годи М.: Изд-во МГУ, 1998.
2. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М.: Наука, 1971.
3. Покровская З.А. Античный философский эпос. М.: Изд-во МГУ, 1979.
4. Эллинские поэты в переводах В.В.Вересаева М.: Художественная литература, 1963.
5. Ярхо В.Н. Религиозно-нравственная проблематика в поэмах Гесиода // Вестник древней истории. М., 1965. №3. С.3-21.
Древнегреческая лирика (VII - VI в.в. до н.э.)
Жанр лирики в древнегреческой литературе появляется в VII в. до н.э. Конец VII - начало VI в.в. до нашей эры дает нам уже богато развитую, разнообразную по жанрам лирическую поэзию. Термин лирика (от слова лира) возникает много позже расцвета лирической поэзии, в III - II в.в. до н.э.. Буквально он обозначал такое стихотворение или род поэзии, которое исполнялось под аккомпанемент музыкального инструмента (лиры, кифары, флейты и др.). Сами греки использовали слово “мелика” - от греческого “мелос”, т.е. песня. Следуя античной классификации, необходимо различать следующие жанры лирической поэзии, представленные для удобства их восприятия в виде следующей таблицы, предложенной А.А.Тахо-Годи (Методические указания к курсу античная литература. М.: Учпедгиз, 1957; см. также таблицу в учебнике под ее редакцией, С. 86 - 87):
ЛИРИКА (МЕЛИКА)
Декламация Собственно мелика
Элегия Ямб Хоровая мелика Сольная мелика
Говоря о лирике, возникшей в Древней Греции в VII-VI в.в. до нашей эры, следует помнить, что она представляет собой своеобразный художественный синтез - соединение слова, пения, музыки и танцев. Различие между этими видами лирической поэзии и характер исполнения обусловлены происхождением этих жанров от различных типов фольклорной песни. Декламационные виды лирики - элегия и ямб, связанные происхождением с эпической поэзией, - превратились в чисто литературные жанры, потеряв связь с музыкальным аккомпанементом. Мелическая лирика (мелика) эту связь с музыкой не теряла в течение длительного времени.
Сохранилась греческая лирика плохо, что еще больше затрудняет наше с ней знакомство. Обращаясь к характеристике отдельных жанров и представителей лирической поэзии, следует уяснить значение терминов, обозначающих эти жанры и их соотношение с соответствующими терминами в современной литературе. Необходимо знать жанроопределяющие признаки различных видов греческой поэзии. В словарь специальных терминов студентов-филологов должны войти такие понятия и термины, как элегический дистих, эмбатерий, холиямб, эпиталамий, анакреонтика и другие. Характеризуя творчество отдельных поэтов и весь жанр лирической поэзии в целом, необходимо учитывать особенности исторического и социально-экономического развития древнегреческого общества в процессе становления этого жанра. Время появления лирической поэзии совпадает с возникновением тирании, т.е. единоличной власти правителя-тирана, опирающегося на силу народа. В противовес родовой аристократии возникает аристократия денежная, усиливается классовая борьба. Гонимая нуждой демократическая часть населения устремляется на запад Италии и Сицилии, начинается эпоха колонизации. В этих условиях происходит изменение привычных представлений об окружающем мире, человек постепенно осознает себя как личность, которая представляет самостоятельный интерес. В новом литературном жанре субъективные индивидуальные переживания выступают на первый план повествования. Именно с этих позиций следует рассматривать творчество отдельных его представителей: