Серологические исследования составляют основу современной лабораторной диагностики; получение надежных результатов возможно лишь к концу 1 недели заболевания, и лечение больного следует начинать эмпирически, не дожидаясь результатов лабораторных исследований.
Реакция Вейля-Феликса — диагностическая реакция, основанная на способности сыворотки пациентов, страдающих различными риккетсиозами, агглютинировать ОХ-штаммы (особенно ОХ19 и OX2) Proteus vulgaris. Следует помнить, что AT к возбудителю сыпного тифа перекрестно реагируют только с бактериями штамма ОХ19. Реакция обусловлена структурным сходством поверхностных Аг.
РСК — основной метод диагностики в РФ и других странах, включая США; обладает достаточной чувствительностью и специфичностью; малопригодна для диагностики свежих случаев, т.к. для выявления достоверного увеличения титров AT необходим большой временной интервал. Исследование проводят в парных сыворотках (титры 1:20-1:80).
Более чувствительна и специфична реакция непрямой иммунофлюоресценции; метод позволяет идентифицировать IgM и IgG, что удобно для ранней диагностики и определения стадии болезни. При постановке реакции существует риск получения ложноотрицательных результатов, особенно на ранней стадии заболевания.
Для выявления R. rickettsii используется реакция прямой иммунофлюоресценции, позволяющая идентифицировать Аг возбудителя в биоптатах кожных поражении (можно использовать и другие иммунохимические методы); специфичность реакции — 100% (чувствительность достигает 70%); позволяет диагностировать заболевание уже на 3-4 сутки; единственный адекватный серологический тест, пригодный для диагностики.
Для диагностики активных форм эрлихиозов разработана ПЦР; учитывая спорадический характер заболевании, широко не применяется.
Представлен короткими палочками 0,2-0,4´0,4-1 мкм; по тинкториальным свойствам, зависимости от клеток хозяина, естественной связи с переносчиками-членистоногими и позвоночными сходны с прочими риккетсиями; образуют фильтрующиеся формы. Размножаются преимущественно в вакуолях и фаголизосомах клеток, хорошо растут в желточном мешке куриного эмбриона. Способны к фазовой изменчивости с образованием форм, аналогичных S- и R-формам бактерий; в природе встречаются в I фазе, после длительных пассажей трансформируются во II фазу; диссоциация носит обратимый характер (после пассажей на животных). Риккетсии II фазы склонны к спонтанной агглютинации и агглютинации в нормальной сыворотке, фагоцитируются при отсутствии AT. Образуют спорообразные формы, обеспечивающие устойчивость к высоким температурам и высушиванию: типовой вид — С. burnetii, вызывает своеобразное заболевание, известное как Q-лихорадка (лихорадка девятой мили, квадрилатеральная лихорадка). Как отдельное заболевание впервые была выявлена в 1935 г. Дерриком в Южном Квинсленде (Австралия); возбудитель был идентифицирован в 1937 г. и по предложению Деррика назван С. bumetii. Независимо от австралийских исследователей в США Кокс выделил фильтрующийся агент из клещей-переносчиков лихорадки Скалистых Гор и доказал его риккетсиозную природу (1938). В Европе история заболевания связана с эпидемиями так называемого «балканского гриппа», отмечаемыми в 1941-1943 гг. среди немецких войск, дислоцированных на Балканах, в Греции и Крыму. Заболевание регистрируют повсеместно, особенно в районах с развитым животноводством. Переносчики — многие виды иксодовых, аргасовых и гамазовых клещей (среди животных и птиц). Резервуар — клещи (возможна трансовариальная передача), грызуны, птицы и домашние животные (крупный рогатый скот). Основной путь заражения — ингаляция возбудителя.
Морфологически сходны с представителями рода Rickettsia и проявляют аналогичные тинкториальные свойства. Растут преимущественно в вакуолях клеток позвоночных; в организме членистоногого-хозяина живут во внеклеточной среде (очень устойчивы к физическим и химическим агентам во внеклеточном окружении). Их также можно культивировать на бесклеточных средах, например на КА или ША. Систематика рода остается незавершенной, некоторые авторы предлагают отнести их к семейству Bartonellaceae. Реакция Вейля-Феликса отрицательна. Типовой вид — R. quintana.
Волынская лихорадка (пятидневная или тибиальная лихорадка, болезнь Вернера-Хисса). Доброкачественное инфекционное заболевание; известно еще с античного времени, т.к. поражения с похожей симптоматикой упоминаются в трудах Гиппократа и Галена. Под названием «молдаво-валахской лихорадки» было описано в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В современную инфекционную патологию заболевание вошло во время первой мировой войны, впервые появившись в английском экспедиционном корпусе во Фландрии (1915); заболеваемость исчислялась сотнями тысяч человек, и тогда болезнь получила свое наиболее популярное название — траншейная, или окопная лихорадка. Еще до начала войны в Польше были зарегистрированы эндемичные очаги, где заболевание получило название «волынская лихорадка» (Лаверан, 1927). Возбудитель — R. quintana, выделен Тепфером (1916), Эркрайтом и Бэкотом (1919). Заболевание распространено в очагах педикулеза (но часто не распознается врачами), и при наличии педикулеза в местах скопления большого количества людей может формировать эпидемические вспышки. Переносчик — платяная вошь. Резервуар — больной человек (возможно длительное носительство).
Болезнь «кошачьих царапин» (гранулема Малларе). Возбудитель — Rochalimaea henselae — полиморфная грамотрицательная бактерия 1-3´0,2-0,5 мкм. Оксидазо-, каталазо- и уреазоотрицательна, инертна к углеводам. Заболевание протекает доброкачественно и напоминает поражения, вызываемые Alipia felis. Распространено повсеместно; обычно возникает после кошачьего укуса или царапин; наиболее часто наблюдают у детей. Характерны медленно заживающие повреждения, регионарный лимфаденит, лихорадка; в большинстве случаев заболевание спонтанно разрешается в течение нескольких месяцев.
В некоторых случаях наблюдают осложнения: поражения ЦНС (энцефаломенингиты, парезы), дыхательных путей (пневмонии), печени и селезенки (увеличение печени и селезенки, печеночная пурпура); наиболее часто они ассоциированы с дефектами иммунологического реагирования.
В последние годы отмечают рост заболеваний вызываемых риккетсиями рода Еhrlichia (семейство Ehrlichieae), известных как эрлихиозы. Подавляющее большинство эрлихий патогенно для различных животных: собак (особенно немецких овчарок), лошадей и др. Первой эрлихией, выделенной от человека, была Е. sennetsu (1986), позднее в Форт Чэффи (Арканзас, США) у пациента с эрлихиозом был выделен ранее неизвестный микроорганизм, получивший название Е. chaffeensis. Со дня выявления первого случая зарегистрированы больше 200 больных. Резервуар — олени и, по мнению некоторых авторов, собаки; переносчики – клещи и прочие кровососущие членистоногие. Для поражений характерна выраженная сезонность — до 80% поражений отмечают с мая по июль. Наибольшее количество случаев зарегистрировано в центральных и юго-западных штатах США — Арканзасе, Оклахоме, Миссури, Вирджинии и Теннесси.
Эрлихии размножаются в тканевых макрофагах и моноцитах периферической крови с последующей их гибелью (механизм цитотоксического действия остается неизвестным) и гематогенным диссеминированием возбудителя по всему организму (включая костный мозг и органы ЦНС). Формирующийся симптомокомплекс напоминает симптомы пятнистой лихорадки, Скалистых Гор (на фоне лейко- и тромбоцитопении), но сыпь и васкулиты отмечают редко; характерный признак болезни — повышенное содержание аминотрансфераз в сыворотке крови.
Диагностика заболевания: обычно проводят микроскопию мазков периферической крови; при эрлихиозе в 1-2% нейтрофилов, моноцитов и лимфоцитов обнаруживают внутриклеточные гроздеобразные включения-морулы, напоминающие ягоды малины. Морулы — вакуоли размером 2-5 мкм, содержащие эрлихии. Приемлемо проведение серологических исследований с использованием доступных Аг Е. canis, перекрестно реагирующих с AT к Е. sennetsu.
Список литературы
1. Bergey’s Manual of Determinative Bacteriology 9th edition. Baltimore: Williams & Wilkins, 1994 (перевод: Определитель бактерий Берджи, т.1 и т.2. М.: Мир,1997)
2. Butterworths Medical Dictionary, 2nd edition. McDonald Critchey ed. London-Boston: Butterworths, 1980.
3. Color atlas of medical microbiology. Hart Т., Shears P. Mosby'Wolf, 1996.
4. Diagnostic Pathology of Infectious Diseases. Woods G.L., Gutierrez Y. Philadelphia-London: Lea & Febiger, 1993.
5. Handbuch der mikrobiologischen Laboratoriumstechnik. Dickseit R., Janke D. Dresden: Veriag Theodor Steinkopff, 1969.
6. Infectious disease secrets. Gates R. Philadelphia; Hartley & Belfus, 1998.
7. Mechanisms of Microbial Diseases, 2th edition. Schaechter М., Medoff G., Eisenstein B. Baltimore: Williams & Wilkins, 1993.
8. Microbiology and Immunology. Johnson A.G., Ziegler R., Fitzgerald T.J,, Lukasewycz О., Hawley L. Baltimore: Williams& Wilkins, 1989.
9. Microbiology and Infectious Diseases, 3rd edition. Virella G. Baltimore: Williams & Wilkins, 1997
10. Stedman's Medical Dictionary,26th ed. Baltimore: Williams & Wilkins, 1995.
11. The Enterobacteria. Janda J.M., Abbott S.L. Lippincott'Raven, 1998.
12. Webster's Medical Desk Dictionary. Springfield; Merriam-Webster, 1995.
13. Антропозоонозы. Руднев Г.П. М.: Медицина, 1976
14. Биомолекулярные основы патогенности бактерий. Езепчук Ю.В. М.: Медицина, 1973.
15. Биохимическая организация микробной клетки. Кашкин П.Н., Любимов Ю.А. Ленинград: ЛенГИДУВ, 1977.
16. Ветеринарная микробиология и иммунология. М.: Агропромиздат,1991.
17. Внутрибольничная инфекция. Руководство по лабораторным методам исследования. Parker М. М.: Медицина, 1988.
18. Возбудители пастереллезов и близких к ним заболеваний. Доморадский И.В.М.: Медицина, 1971.
19. Иммунологические аспекты инфекционных заболеваний. Под редакцией G.Dick. М.: Медицина, 1982.
20. Генетика бактерий и бактериофагов. Hays W. М.: Мир, 1965.
21. Кампилобактериоз. Чайка Н.А., Хазенсон Л.Б., Butzler J. М.; Медицина., 1988.