Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 11 из 57)

Значимым событием философии как традиции мысли было становления критического метода философствования. Этот процесс был противоречивым. Фундаментальным противоречием критической философии Канта является толкование причинности, с одной стороны, и ее реальное применение в конституировании системы критической философии, с другой стороны. В учении о рассудке категории причины и следствия толкуются как априорные формы рассудочного мышления, синтезирующие знания только о мире явлений, но не о мире вещей самих по себе. В учении же о вещи в себе и явлении Кант утверждает, что вещи воздействуют на нашу чувственность, возбуждают ее, продуцируя мир явлений. Противоречие состоит в том, что в учении о синтезе знания причинность толкуется как применимая лишь к миру явлений, а в учении о вещи в себе и явлении категория причины применяется как средство мышления о вещи в себе. С позиций культуры критического философствования применение категорий мышления к миру вещей самих по себе есть возврат на позиции догматического реализма. Тема причинности, оказавшись центральной в скептицизме Юма, остается предметом фундаментального противоречия в критицизме Канта.

Философствование есть определенный способ рационально организованной мысли. Необходимым элементом его организации является проблема. Философский поиск проблемно инициирован. Начиная с Фалеса, философия постоянно ставит, обсуждает, а иногда и решает определенные проблемы. При изучении философии, философского учения важно понять, какая проблема обсуждалась, как она формулировалась, какие решения были предложены, как происходила аргументация тех или иных решений определенных проблем.

Философия рассматривала проблему соотношения мышления и бытия, человека и мира. Она исследовала проблему соотношения многого и единого, субстанции и субъекта. На разных этапах эволюции традиции философствования обсуждалась проблема соотношения тождества и различия, ценности и оценки, Я и Другого.

Решение проблем в философии организуется определенным методом исследования. Наиболее влиятельными в историческом бытии философии стали догматический, скептический, критический, аналитический, антропологический, феноменологический, диалектический, герменевтический методы. Реальное многообразие методов философствования привело к тому, что возникла особая мета-философская проблема – проблема выбора метода философствования. Значимость этой проблемы состоит в том, что содержание учения формируется как опредмечивание, реализация определенного метода.

Философия выполняет разнообразные функции в культуре. К ним относятся рефлексивно-познавательная, мировоззренческая, методологическая, оценочная функции. Осознание их содержания и определенности значимо для понимания ценности философии.

Философия осознает себя как свободное мышления. Нужно понять природу этой свободы. Философия внутренне не свободна от своей проблематики, от необходимости применения определенных методов, она не свободна от обусловленности архетипом философствования. Свобода философствования состоит в том, что оно систематически обращается к своим собственным предпосылкам и проясняет их. Так, например Бэкон, анализируя “идолы разума”, освобождал мышление от неосознанных зависимостей. Свобода мышления в этом смысле есть условие возможности существования философии.

Если мифология и религия опираются на традицию и авторитет, на стереотипы не осознающего свою природу сознания, то философия формируется как критическое осмысление опыта бытия человека в мире, основанное на логически выстроенной аргументации. Если в мифе и религиозном сознании явления природы и общества наделялись человеческими качествами (антропоморфизм мифа и религии), то философия формировала теоретическое представление о мире как процессе взаимодействии безличных сил.

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия: Пер. с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2000. - 400 с. - (Грандиозный мир).

Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. первая. / Г. В. Ф.Гегель; Ред. Ю. В. Петров; пер. с нем. – СПб.: Наука, 1994. – 350 с.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. - М.: Ин-т экспериментальной. социологии; СПб.:Алетейя, 1998. - 288 с.

Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 53-178.

Жильсон Э. Философ и теология. // Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Вып.1. М., 1987.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. М., 1964.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К Мамардашвили; Сост. Ю. П. Сенокосова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Прогресс, 1992. – 416 с.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 1. Что такое философия и зачем она?

Мыслители Греции. От мифа к логосу: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. – 832 с.

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 883–970

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

Ойзерман Т. И. Что такое философия? // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 89-96.

Поппер К. Р. Логика научного исследования. М., 2004.

Рассел Б. История западной философии. М., 2006.

Степин В. С. О прогностической природе философского знания: (Философия и наука) / В. С. Степин // Вопр. философии. – 1986. – № 4. – С. 39 – 53.

Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000. – 744 с.

Степин, В. С. Философия как рефлексия над основаниями культуры / В. С. Степин // Субъект, познание, деятельность. – М.: Канон, 2002. – С. 139 – 158.

Степин В. С. Философия // Новая философская энциклопедия. Т. 4. М., 2001.

Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: Учеб. пособие. - М.: Интерпракс, 1996. - 192 с.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с. / Введение: что такое философия?

Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. - М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. - 1056 с. - (Антология мысли).

Фрагменты ранних греческих философов: Перевод / АН СССР, Ин-т философии / Изд. подгот. А. В. Лебедев; [Отв. ред. и авт. вступ ст. И. Д. Рожанский]. – М.: Наука, 1989. – Ч. 1: От эпиченских теокосмогоний до возникновения атомистики. – 1989. – 575 с.

Чанышев А. Н. Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1995. № 5. - С. 37-62. № 6. - С. 25-47. 1996. № 6. - С. 30-48. 1998. № 1. - С. 35-55.

Литература дополнительная.

Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. № 11

Апель, К.-О. Трансформация философии / К.-О. Апель. – Логос. – М., 2002. – 344 с.

Гурина М. Философия. М.: Республика, 1998 /Глава4. Что такое философия?

Мартынович С.Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания // Человек, диалог, понимание. Саратов, Изд-во СГУ, 1996.

Мартынович С. Ф. Явления и вещи: Начала философии науки. Саратов, 2000.

Мартынович С. Ф. Философия науки: архетипы и методы // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. Том I.. - М.: Современные тетради, 2005, с. 368-369.

Мартынович С. Ф. Проблема обоснования философских положений // Проблемы диалектики. Вып. 9. Л., 1980.

Марсель Г. Опыт конкретной философии: Пер. с фр. - М.: Республика, 2004. - 224 с.

Микешина Л.А. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. 1999. № 11.

Поппер К. Р. Все люди - философы. Как я понимаю философию; Иммануил Кант - философ Просвещения, М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Рорти, Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 186 с.

Стёпин B.C. Философия // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Хайдеггер М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер; пер. Е. В. Ознобкиной // Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 145 – 159.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хюбнер, К.. Как философия высказывается о поэзии // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 117-125.

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Философия как мудрость.

Философия как вид духовной культуры.

Философия как мета-философия.

Философия как рефлексия культуры, как осмысление оснований культуры.

Опыт бытия человека-в-мире как предметный универсальный мир философского вопрошания.

Свобода мышления как условие возможности существования философии.

Мышление посредством понятий как инструмент философствования.

Философия как мышление бытия.

Философия как мышление мышления.

Философия как интеллектуальная коммуникация.

Философия и ценностные формы сознания (миф, искусство, религия, мораль).

Понятие концепта философского учения.

Специфика философских проблем.

Понятие метода философствования. Метод философии как проблема.

Функции философии.

Мировоззрение, философия, научная картина мира.

6. Вопросы для самооценки знаний.

В чем смысл понимания философии как любви к мудрости?

Какова специфика философии как вида духовной деятельности?

Что является инструментом философствования?

В чем проявляется рациональности философского исследования?

Что говорит о специфике философии факт многообразия философских учений, направлений, традиций?

Охарактеризуйте специфику концептуальности философского учения. Приведите примеры концептов философских учений.