Каково историческое многообразие методов философствования?
Какое отношение к предмету философии имеет опыт бытия человека в мире?
В чем специфика проблемности философского исследования? Приведите примеры формулировок философских проблем?
В чем различие традиционной, классической философии и философии неклассической?
В чем смысл рефлексивности философского знания?
Какие функции выполняет философия в культуре?
Как можно понимать свободу философского мышления? Почему свободам философского мышления является условием возможности бытия философии?
Тема 2. Определения понятия философии как установки философского самосознания и конструктивные принципы философского творчества.
1. Основные понятия.
Философия, мудрость, первая философия, философское учение, теология, наука, культура, рефлексия. Понятие философии, определение.
2. Содержание.
Философское учение как исторически конкретная определённость философии и реализация возможностей определенного понятия (интуиции) философии. Определение или интуиция понятия философии в философском учении как установка философского самосознания и как конструктивный принцип философского творчества.
Атомистическая философия Демокрита как исследование природы вещей. Сократ о философии как любви к мудрости, о самопознании человека как задаче философии. Платон о философии как познании вечного бытия идей. Гегель о философии Платона как науки о “в себе всеобщем”.
Аристотель о мудрости как науке об определенных причинах и началах вещей, о “первой философии”, познающей самостоятельно существующее, “сущее как сущее”. Философия как искусство находить истину.
Эпикурейское понимание философии как пути для достижения счастья посредством разума. Философия как искусство жизни.
Христианское мировоззрение о философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете разума, в отличие от теологии как божественной мудрости, основанной на сверхъестественном свете божественного откровения.
Декарт о философии как единой науке, существующей в форме понятия, как древе познания (корни – первая философия, ствол – физика, ветви с плодами на них – плодоносящие науки).
Кант о философии как о рефлексивном вопрошании нашего сознания: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Философия как наука о границах разума.
Шеллинг о философии как рациональном выведении всего сущего из исходного принципа, как трансцендентальной истории самосознания.
Гегель о философии как мысли своей эпохи, как науке о разуме, постигающем самого себя, как познании развития конкретного.
Фейербах о человеке как единственном и универсальном предмете философии.
Маркс о философской практике объяснения мира и об изменении мира как задаче философии.
Ницше о философии как стратегии переоценки всех ценностей культуры.
Витгенштейн: назначение философии в очищении текстов от неосмысленных предложений. Философия - это не наука и не теория, это деятельность, анализ языка. Философия как критика языка.
Рассел: философия – ничейная земля, которая находится между определенным знанием науки и догмами теологии. Рассел о философии как логическом анализе языка.
Гуссерль о философии как строгой науке о множестве аподиктических истин трансцендентального сознания, как самоосмыслении человечества и самоосуществлении разума.
Степин о философии как рефлексии над основаниями культуры, как осмыслении оснований культуры.
Философия как концептуально-теоретическое самосознание личности, общества, эпохи, культуры, цивилизации, человечества.
3.Теоретические положения и методические пояснения.
Древнегреческая философия развила достаточно логичные концепции мироустройства. Так, было развито учение о том, что мир нашего опыта есть продукт взаимодействия атомов, то есть неделимых частиц, в пустоте. Этому образу мира противостояла концепция беспредельной делимости природы. Их своеобразным спекулятивным синтезом было учение об универсальном единстве, целостности всего сущего.
Специфика философии состояла и состоит в открытости и рациональности философского поиска. Принятие и отбрасывание философских картин мира основывалось на теоретическом анализе и синтезе, на логически организованной теоретической аргументации. Посредством философии традиция и авторитет как определенные способы отношения человека к миру уступили место разуму.
Под влиянием развития социального опыта, производства, философии и науки в новоевропейской культуре формируется понимание того, что знание есть сила. В этих условиях философия оценивает себя как научное знание особого рода. В “Энциклопедии философских наук” Гегеля философия понимается как наука, содержанию которой свойственно тождество понятия и предмета (то есть идеи всеобщей сущности вещей), в силу чего философия в принципе может достигать и в системе Гегеля состояния абсолютного знания, как осознанно догматически полагал Гегель.
Переосмысливая гегелевский проект философии, К. Маркс и Ф. Энгельс истолковали философию как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. При этом оставался открытым вопрос об источнике такого всеобщего знания. В связи с этим и другими нерешенными вопросами возникает радикальное, позитивистское понимание природы науки и философии. Позитивизм предложил антиметафизический идеал развития научного познания. В рамках этого идеала философия не может претендовать на формирование предметного эмпирического знания. Ее предназначение – быть рефлексией естествознания.
В середине XIX столетия европейская философия, превратившаяся в традицию, радикально меняет свое самосознание, понимание природы философского знания, его возможностей. Предшествующее самосознание философии осознается как классическое, как классическая философия. Для нее характерна надежда на достижение состояния абсолютного знания в коком-то определенном философском учении. Это надежда, принявшая форму некритикуемого убеждения, определила и образ истории философии. Последняя понимается как путь, неизбежно ведущий к достижению абсолютного знания.
Разум классической философии понимается как реальный инструмент достижения абсолютного знания, так как он мыслится как не обусловленный бытием, а как самодостаточный механизм производства абсолютной истины.
Неклассическая философия, возникающая после Гегеля как стратегия преодоления гегелевского (принципиального) догматизма, переосмыслила природу философского разума. Была осознана обусловленность разума бытием. Его вариации – родовая сущность человека, практика, культура, язык, языковые игры, история, социальные отношения, бессознательные психические процессы (личностные или коллективные) - предлагались различными философскими учениями.
4. Литература.
Литература основная.
Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. Т. 1. М., 1975. С. 67, 181, 182.
Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия: Пер. с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2000. - 400 с.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб., 1994. С. 112-141.
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб.: Владимир Даль, 2004.
Демокрит. Фрагменты // Материалисты Древней Греции. М., 1957.
Зотов А. Ф. История западной философии. М., 2004.
Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА?
Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Сочинения в 2-х томах. Том 2. М.: Мысль, 1990.
Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000, Т.1-4.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.
Рассел Б. История западной философии. Кн. 1-2. Новосибирск, 1994. С. 11-12.
Степин В. С. Философия как рефлексия над основаниями культуры // Субъект, познание, деятельность. М., 2002.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. / Раздел I. История западной философии; Раздел II. Западная философия в XX столетии; Раздел III. История русской философии.
Фрагменты ранних греческих философов: Перевод / АН ССР, Ин-т философии / Изд. подгот. А. В. Лебедев; [Отв. ред. и авт. вступ ст. И. Д. Рожанский]. – М.: Наука, 1989. – Ч. 1: От эпиченских теокосмогоний до возникновения атомистики. – 1989. – 575 с.
Хюбнер К. Как философия высказывается о поэзии // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 117-125.
Чанышев А. Н. Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1995. № 5. - С. 37-62. № 6. - С. 25-47. 1996. № 6. - С. 30-48. 1998. № 1. - С. 35-55.
Литература дополнительная.
Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000.- 256 с.
Касавин И. Т. Философская рефлексия и универсалии культуры // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 97-112.
Степин В. С. Философская мысль на рубеже двух столетий // Философия в современном мире / Философия и жизнь. Научно-популярная серия. Знание, М., 1990. № 11.
Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк // Вопросы философии и психологии. 1903. № 66. С.1-36; № 67. С.190-230; № 68. С.256-290; № 69. С.329-378.
Фейнберг Е. Л. Об “основном вопросе философии” // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 113-117.
Фокин С.Л. Делез и Ницше // Делез Ж. Ницше. СПб.: Axioma, 1997. С.143-186.
5. Темы рефератов и контрольных работ.
Философия как мудрость.
Натурфилософия как размышление о природе в целом.
Атомизм Демокрита как исследование природы вещей.
Декарт о философии как единой науке, существующей в форме понятия.