Сциентистское направление (прагматизм, аналитическая философия, неопозитивизм, философия науки, франкфуртская школа, структурализм).
Антисциентистское направление (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, персонализм, постмодернизм).
История русской философии. Русская философия XIX века: западники и славянофилы, философские идеи Ф. М. Достоевского, философия В. С. Соловьева. Русская религиозная философия XX века: экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева, философия всеединства С. Л. Франка, философия политики. И. А. Ильина.
Философия в советской и постсоветской России. Догматизация философии. Философские исследования в современной России.
3.Теоретические положения и методические пояснения.
Освоение опыта исторического бытия философии показывает, что философствование архе-типично (Мартынович С. Ф., 2005). Архетипами философствования, то есть способами мышления бытия и мышления мышления, исторически явились архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности, их принципами стали объективность, субъективность и интерсубъективность. В традиции сформировались архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности. Для философии объективности конститутивна рефлексия созерцания. Философии субъективности свойственна рефлексия рефлексии. В философии интерсубъективности реализуются рефлексивные возможности коммуникации.
Для архетипа объективности характерно вопрошание о природе вещей, о природе в себе всеобщего, о том, что такое знание само по себе, истина сама по себе, справедливость сама по себе, благо само по себе. Для этого способа мышления легитимен горизонт очевидностей: вне меня существуют вещи. Проблемой, то есть тем, что не очевидно, является познание природы вещей. Этим делается акцент на онтологической проблематике философии этого архетипа: что есть сущее? Ее обсуждение приводит к определенной реализации проективной функции философии.
В архетипе субъективности очевидна констатация: я мыслю: вне меня существуют вещи. При этом не природа вещей, а природа я мыслю становится предметом философского интереса. Философ считает необходимым ответить на вопросы о том, что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Для философии принципиально важным оказывается исследование природы нашего Я. Тем самым, рефлексия сознания превращается в философию самосознания, в философию субъективности, озабоченной вопросом - что есть человек?
Интерсубъективность как архетип философствования центрирует внимание на исследовании соотношения моего Я и Я другого сознания, то есть на феномене интерсубъективности. Основной вопрос этого архетипа - Кто Мы? Здесь осознается педпосылочность, несамодостаточность моего мышления. Моё мышление понимается как обусловленное, скажем, родовой сущностью человека, его социально – исторической природой, языком, культурой, то есть феноменами, природа которых интерсубъективна. Моё мышление истолковывается, например, как обусловленное культурой, культурно-историческими оценками ценности вещей, бессознательной активностью психики, детерминированной желаниями, отнесенными к Другому /Другой, языком, политическими реалиями.
В философии интерсубъективности на основании когнитивного опыта нелинейности возникает новая философия, осмысливающая коммуникативный характер реальности, ее познания и транс-формации. Философия интерсубъективности предполагает коммуникативное понимание всех смыслов философского дискурса. На основе коммуникативной интерпретации категорий философии, статуса и проблематики философии, ее общих и особенных тем выстраивается направленность мышления этого архетипа.
В контексте архетипа интерсубъективности разрабатываются возможности антропологического философствования, осуществляется лингвистический поворот в философии, который активизирует аналитический проект. Развивается психоаналитическая программа философских исследований. В центре внимания оказывается феномен коммуникации многих я, задающий социальную реальность.
Понимание предмета философии архетипично, задается определенным архетипом философствования. В философии объективности, которой характерен онтологизм как способ философствования, предмет философии объективируется. Философия толкуется как учение о первых началах и принципах бытия. Понимание же бытия (под которым мыслится некое устойчивое основание, некий инвариант изменчивого человеческого опыта) определяется мышлением. Так мышление предписывает познанию исходные предпосылки деятельности. В рамках этого архетипа Демокрит учил об атомистической природе бытия, Платон размышлял о вечном, неизменном и множественном бытии идей как прообразе вещей, Аристотель развил учение об индивидуальных и универсальных субстанциях.
Естественной оппозицией догматическому истолкованию бытия в архетипе философии объективности было скептическое философствование, предлагавшее воздерживаться от суждений о принципиально неочевидном мире догматически мыслимого бытия. Предметом философствования, поэтому, становился повседневный опыт человеческой жизни.
В философии субъективности предмет философского интереса переносится с объекта на субъект, на постижение его природы. Декарт, кое в чём следуя Августину, перенес центр философского исследования на наше Я, на природу нашей субъективности. Наше Я мыслю стало предметом философских размышлений не только для Декарта, но и для последующих философов нового времени.
Развивая возможности такого поворота в стратегии философствования, Кант дал последовательное толкование вопросов философии, действующей в контексте архетипа субъективности. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? – именно эти вопросы отнесены немецким мыслителем к числу вопросов, определяющих предмет философии.
Понимание предмета и задач философии меняется в философии архетипа интерсубъективности, в философии современности. Здесь происходит как бы возврат к философии бытия античности. Но бытие теперь понимается как нечто интерсубъективное – родовая сущность человека, практика, язык, культура, история, опыт отношения человека к миру. Философия интерсубъективности – исторически первый архетип неклассической философии. Он характеризуется плюральностью и дополнительностью философских интерпретаций опыта бытия человека в мире. Так, для Фейербаха человек есть единственный и универсальный предмет философии. По Ницше, философия осуществляет переоценку интерсубъективных ценностей культуры. Для аналитической философии предмет философии есть языковой способ объективации мышления и сознания человека.
Объективность, субъективность, интерсубъективность есть ступени в направленном процессе развертывания культуры философствования, процесса становления философии как самосознания личности, общества, человечества.
4. Литература.
Литература основная.
Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
Августин. Исповедь. М., 1990.
Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. Т. 1. М., 1975.
Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. - М., 1997.
Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000.- 256 с.
Зотов А. Ф. История западной философии. М., 2000.
Косыхин В. Г. Концепции современной философии. Саратов, 2004.
Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 2. История философской мысли: общая характеристика.
От Я к Другому. Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.
Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.
Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1).
Платон. Диалоги: Федр, Пир, Гиппий, Протагор, Горгий, Парменид, Софист, Тимей.
Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. М., 1998.
Фуко М. Археология знания. К.: Ника-Центр, 1996.-208 с.
Рассел Б. История западной философии. М., 2006
Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.
Рорти Р. Историография философии // Рассел Б. История западной философии. Кн. 1-2. Новосибирск, 1994. С.305-330.
Руссо Ж. Ж. Исповедь //Избранные произведения в 3-х тт., М., 1961, т.3.
Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М.-Харьков, 1998.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. / Раздел I. История западной философии. Раздел II. Западная философия в XX столетии. Раздел III. История русской философии.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
Юм Д. Трактат о человеческой природе: В 2 т. М., 1995.
Литература дополнительная.
Асмус В.Ф. Античная философия. Высшая школа, 2001, - 400с.
Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1977-1978.
Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии. Уральский университет, 1991.
Виндельбанд В. История древней философии. - М., 1996.
Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения. М., 1989.
Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. М., 1970-1971.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1994.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1994, Кн.1-3.
Гельвеций К.А. Сочинения в 2 т. М., 1973 - 1974.
Гольбах П.А. Избранные произведения в 2 т. М., 1963 — 1964.