Гомперц Т. Греческие мыслители: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 1999. - Т.1. - 605 с.; Т.2. - 257 с.
Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989, 1994.
Дидро Д. Сочинения в 2 т. М., 1986-1988.
Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972—1990.
Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академ. Проект: Раритет, 2001. - 879 с.
Кант И. Соч. в 6 т. М., 1963 - 1966.
Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993; Критика чистого разума. М.,1994.
Кант И. Лекции по этике. М., 2000.
Кант И. Трактаты. СПб., 1996.
Кондильяк Э.Б. Сочинения в 3 т. М., 1982.
Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.1978.
Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.
Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1985- 1988.
Лосский Н.0. История русской философии. М., 1994.
Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1983—1989.
Мокин Б. И. Феноменология Эдмунда Гуссерля. Саратов, 2002.
Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.
Радхакришнан С. Индийская философия том 1-2, - М., 1956-1957.
Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени: Субъект-объектная парадигма. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 336 с.
Соколов В. В. Введение в классическую философию. М., 1999.
Фейербах А. Избранные философские произведения в 2 т. М., 1955.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
Фихте И.Г. Сочинения в 2 т. СПб., 1993.
Фэн Ю-лань. Краткая История китайской философии. Перевод с английского Р.В. Котенко. Издательская группа "Евразия", - СПб., 1998.
Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.
Хоркхаймер М., Адорно Т. В.. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб, 1997.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира. - М., 2000.
Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. - М., 1955.
Хомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900-1904.
Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987—1989.
Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2 т. М., 1987.
Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. М., 1999-2001.
Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.
Юм. Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995.
Яковенко Б. В. История русской философии: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003.
5. Темы рефератов и контрольных работ.
История философии как осуществление сущности философии.
Философия как многообразие философских учений. Проблема их единства.
Концепции периодизации истории философии.
Понятия классической философии и философии неклассической.
Рорти Р. о концепциях историографии философии.
Космоцентрическая ориентация античной философии.
Теоцентризм средневековой философии.
Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Диалектика Просвещения.
Античный, новоевропейский и современный скептицизм.
Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.
Анализ мышления и культуры в структурализме.
Идеи и принципы философии постструктурализма, их оценка.
Феноменологическая герменевтика Поля Рикера.
Концепция археологии знания М. Фуко.
Философия логического анализа Бертрана Рассела.
Русская философия: ХIХ-ХХ столетия.
6. Вопросы для самооценки знаний.
Как соотносятся понятия историческое бытие философии, историография философии?
Что такое архетип философствования?
В чем специфика философии объективности?
В чем состоит направленность философского поиска в философии субъективности?
Как изменились постановка и обсуждение философских вопросов в философии интерсубъективности?
Как связаны философское учение и философия?
В чем специфика установок космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, какое воплощение они имели в истории философии?
Каковы различия классического и неклассического типов философствования?
Каковы основные направления западной философии XX века?
В чем специфика русской философии?
Часть III. Общие темы философии.
Тема 5. Метафизика. Метафизический и неметафизический способы философствования.
1. Основные понятия.
Понятие метафизики. Философия и метафизика. Бог, дух, душа Теология. Научная картина мира. Абсолют, абсолютное знание. Позитивизм. Метафизика и онтология. Лингвистический поворот в философии. Сциентистское и антисциентистское направления философии. Феноменологический метод описания восприятий, герменевтический метод понимания и толкования текстов.
2. Содержание.
Понятие метафизики. Метафизика и ее тенденция самоопределения в качестве смыслового центра теоретической философии. Метафизика Аристотеля. Метафизика Декарта. Метафизика Канта. Метафизика Гегеля. Метафизический и неметафизический способы философствования.
Изменение статуса метафизики в процессе исторического самоосмысления философии. Эволюция соотношения философии и метафизики. Средние века: метафизика как разумное познание сверхчувственных и божественных предметов (Бог, дух, душа). В философии Средних веков соединение метафизики с христианским учением (Фома Аквинский): метафизика познает сверхчувственное и божественное (Бог, дух, душа), однако в отличие от теологии опирается на разум, а не на откровение.
Новое время: возникновение и усиление критического отношения к метафизике, тенденция к ее преодолению, стремление заменить метафизику научной картиной мира. Понимание метафизики как учения о бытии, имеющего свой особый объект (сверхъестественное и сверхчувственное, кантовская вещь в себе, априорные условия познания) и свой способ познания (непосредственная интуиция, дающая абсолютное знание). Метафизика как априорное познание абсолюта. XX век: тенденция к преодолению метафизики и мысль о невозможности ее преодоления.
Метафизика в философии Нового времени как учение о бытии, имеющее свой особый объект (сверхъестественное и сверхчувственное, кантовская вещь в себе, априорные условия познания) и свой способ познания (непосредственная интуиция, которая дает абсолютное знание). Метафизика как дело чистого разума, а не опыта или откровения. Претензия метафизики на открытие фундаментальных законов мышления, формулировку основных принципов наук, выработку критерия достоверности наших знаний. Метафизика как априорное, абстрактное, теоретическое, беспредпосылочное познание абсолюта. Тенденция в философии Нового времени к преодолению метафизики, стремление заменить метафизику наукой и научным мировоззрением. Позитивистская установка на устранение метафизики из философии и научного познания.
XX век: обострение тенденции к преодолению метафизики. Отождествление метафизики со всей предшествующей традиционной философией. Критика метафизики как критика разума. Понимание метафизики как онтологии, опирающейся в объяснении бытия на сверхчувственные принципы. «Введение в метафизику» М. Хайдеггера как стратегия выведение из метафизики. Сциентистское направление в философии как отрицание метафизики. Обвинение метафизики в гипостазировании идей, понятий или ценностей. Понимание проблематичности или невозможности преодоления метафизики: Ч. Пирс, К. Поппер, М. Хайдеггер, К. Апель.
Лингвистический поворот в современной западной философии как стремление преодолеть метафизику, сделать философию научной. Его парадигмальный характер: переход от парадигмы мышления к парадигме языка, от философии сознания, мышления и субъекта к философии языка, смысла и значения. Одновременная вовлеченность в лингвистический поворот как сциентистского, так и антисциентистского направлений философии.
«Логико-философский трактат» (1921) Л. Витгенштейна как основа сциентистского направления в лингвистическом повороте. Изменение понимания отношения между языком, мышлением и реальностью. Превращение языка из инструмента выражения мышления, отражающего реальность, в форму, которая определяет структуру возможных фактов.
Лингвистический поворот как разграничение сферы компетенции между наукой и философией: наука говорит о фактах, философия — о языке. Научный дискурс как способ непосредственной когнитивной связи с реальностью. Философия как металингвистическая деятельность, опосредованно связанная с реальностью через анализ языка (языка науки либо естественного языка). Философии как переход от метафизики к металингвистике. Лингвистический поворот как способ преодоления метафизики. Отказ от претензий на познание внелингвистической реальности как отказ от онтологических и метафизических претензий. Отказ философии быть философией духа, сознания, мышления и субъекта. Язык как ее объект. Неопозитивизм о метафизике как несовершенном использовании языка.
«Бытие и время» (1927) М. Хайдеггера как основа антисциентистского направления в лингвистическом повороте. Изречения Хайдеггера: «Мир есть только там, где есть язык», «Язык — дом бытия». От феноменологического метода описания восприятия к герменевтическому методу понимания и толкования текстов. Язык как фундаментальный атрибут человеческого существования. Язык говорит нами. Говорить значит слушать.
Слушание языка как диалог с другим человеком, с текстом, с самим языком.
Размышления о диалоге с языком, следовательно, с бытием, как назначение философии.
3.Теоретические положения и методические пояснения.
Размышление над вопросом о природе вещей в исторических условиях мифологического сознания ведет к метафизике. Понятие первой философии, определенное Аристотелем, поименованное традицией термином метафизика, прояснило исходный смысл метафизики. Она стала рассматриваться как вид теоретического познания (наряду с физикой и математикой), определенность которого первоначально была зафиксирована предметно: первая философия существует лишь постольку, поскольку существует сверх-природный мир. Наделение этого мира определенными качествами привело к тому, что метафизика в виде первой философии стала пониматься как учение о сверх-природных и потому сверх-чувственных принципах бытия и познания. В истории догматической философии метафизика толкуется как подлинная философия, обладающая возможностью сверхопытного познания.