Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 17 из 57)

Метафизика в качестве первой философии получила предметную определенность на основании постулирования и созерцания сверх-природного мира, что привело к удвоению мира, к мировоззренческому подчинению мира природы миру сверх-природному. Исторически это удвоение было перенесено из мифологического сознания в философское мышление. Метафизику в ее исходном философском смысле можно понимать как родимое пятно мифологии, закрепленное традицией на теле философии. Философия лучше осознает себя, свою природу и свои возможности, просматривая свою мифологическую предысторию. Поскольку метафизика получила свою сверх-природную предметную определенность, постольку она приобрела и сверх-опытную эпистемологическую и методологическую значимость.

Сверхопытность, неэмпиричность рассматриваются как семантические и эпистемические характеристики высказываний метафизики. Метафизические высказывания не могут быть выведены из эмпирических высказываний посредством индукции. Они являются продуктом творческого понятийного воображения. Метафизика в этом смысле есть своеобразная поэзия понятия. Ее принципом является не эмпирическая проверяемость, не верифицируемость или фальсифицируемость, а свобода мысли, сущностным проявлением которой выступает обращенность мышления к самому себе.

Переосмысленная таким образом метафизика становится культурой продуцирования мировоззренческих презумпций, предварительных универсальных смыслов, реализуемых в опыте бытия человека в мире. Традиция метафизического отношения философии к осмыслению опыта бытия человека в мире транслировалась в культуре древней и средневековой философской мысли. Новоевропейская философия, осмысливая универсум философствования, развила традицию рефлексивного отношения к нему. Принимая во внимание феномен историчности, незавершенности эволюции философского мышления, можно предположить, что формирование концептуальных подсистем системы философского вопрошания есть процесс, открытый творчеству будущего.

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1.

Гегель Г. В. Ф. Собр. соч. М.; Л., 1929-1958. Т. 1-14.

Декарт. Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.

Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Кант И. Соч.: В 4 т. на рус. и нем. языках. Т. 1. М., 1994; Т. 3. М., 1997.

Маритен Ж. Величие и нищета метафизики. // Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Вып.1. М., 1990.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. – 477 с.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. М., 1999.

Литература дополнительная.

Быкова М.Ф. Мистерии логики и тайна субъективности. М., 1996.

Вольф X. Метафизика // Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001.

Гайм Р. Гегель и его время. СПб., 1861.

Генон Р. Восточная метафизика. // Волшебная гора, № 3. М., 1995.

Гиренок Ф.И. Метафизика пата. М., 1995.

Губин. В.Д. Метафизика // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

Гурина М. Философия. М.: Республика, 1998. – 540 с. Глава 6. Что такое метафизика?

Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII века (предклассический период). М., 1997

Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

Ильин Н. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1918. Т. 1—2.

Круглов A.H. Кант // Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизи // Вопросы философии.— 1995.— №1.— С. 95—105.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1995.

Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000, Т.1-4.

Соловьев В. Гегель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1892. Т. 8.

Фишер К. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.

Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1903; М.; Л., 1933.

Чанышев А. Н. Аристотель // Философия: Энциклопедический словарь//Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1994. Т. 1—2.

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Метафизика и ее тенденция самоопределения в качестве смыслового центра теоретической философии.

Метафизический и неметафизический способы философствования.

Эволюция соотношения философии и метафизики.

Понятие лингвистического поворота в современной западной философии.

«Логико-философский трактат» (1921) Л. Витгенштейна как основа сциентистского направления в лингвистическом повороте.

Лингвистический поворот как разграничение сферы компетенции между наукой и философией.

Философия как переход от метафизики к металингвистике.

«Бытие и время» (1927) М. Хайдеггера как основа антисциентистского направления в лингвистическом повороте.

6. Вопросы для самооценки знаний.

Что такое метафизика?

В чем единство и различие метафизики Аристотеля и Декарта, Канта и Гегеля?

Как соотносятся метафизический и неметафизический способы философствования?

Существуют ли различия между метафизикой и научной картиной мира?

В смысл обвинения метафизики в гипостазировании идей, понятий и ценностей?

Что означал для философии XX века переход от парадигмы мышления к парадигме языка, от философии сознания, мышления и субъекта к философии языка, смысла и значения?

В смысл понимания философия как металингвистической деятельности?

Верно ли высказывание “Язык говорит нами”?

Тема 6. Онтология.

1. Основные понятия.

Онтология. Бытие. Категории философии и универсалии культуры. Субстанция. Существование. Бытие и небытие Бытие, ничто, становление. Бытие и субстанция. Субстанции, модусы, атрибуты. Единое и многое. Монизм, дуализм, плюрализм. Бытие, реальность, виртуальность. Часть и целое. Движение. Развитие.

Материя и движение. Количественные и качественные изменения, прогресс и регресс. Пространство и время. Их субъективная и объективная интерпретации. Возможность и действительность. Вероятность. Необходимость и случайность. Причина и следствие. Событие и закон. Динамические и статистические законы. Идея всеобщей связи событий. Детерминизм и индетерминизм.

Человеческое бытие как Dasein. Бытие, сознание, бессознательное.

Бытие, присутствие, отсутствие. Онтология присутствия и онтология отсутствия.

2. Содержание.

Понятие онтологии. Онтология как философское учение о бытии. Бытие как центральная категория онтологии. Основные вопросы онтологии: что такое существование? что такое объекты? что означает высказывание: “физический объект существует?” что такое свойства и отношения, и как они относятся к объектам? является ли существование свойством? Проблема универсалий и проблема субстанции. Учение о категориях бытия как категориях мышления. Категории философии как рациональное прояснение смыслов универсалий культуры, как усмотрение общности в различных сферах культуры. Смыслообразы, метафоры и аналогии как генетически первичные формы бытия философских категорий, их последующее понятийное выражение в систематизации категорий. Категории философских систем античности, понятийно-символическое и метафорическое осмысление мира в их содержании (например, «огнелогос» Гераклита, «нус» Анаксагора).

Бытие и небытие Бытие, ничто, становление. Бытие и субстанция. Проблема субстанциальности бытия. Субстанции, модусы, атрибуты. Единое и многое как тема философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Бытие, реальность, виртуальность. Бытие как единство сущности и существования.

Вещь, свойство, отношение. Структурная организация бытия. Соотношение части и целого: принцип системности. Логически возможные модели мира, представленные античной философией при решении проблемы делимости целого на части: мир делится на части до определенного предела (неделимые, или атомы Левкиппа, Демокрита, Эпикура), мир беспредельно делим (Анаксагор), мир в его бытии неделим (элеаты). Рациональное обоснование неделимости бытия как выявление определенных смыслов категорий части и целого, движения, пространства, времени. Апории Зенона как логическое осмысление системных связей теоретического самодвижения категорий философии.

Движение как атрибут бытия. Развитие и его модели. Диалектика бытия: принцип развития.

Материя и движение. Проблема возможности мышления движения. Умозаключение Зенона от невозможности мыслить движение к невозможности самого движения. Его оценка. Проблема источника движения. Диалектический материализм о самодвижении материи. Формы движения материи и их взаимосвязь. Количественные и качественные изменения, прогресс и регресс. Пространство и время. Их субъективная и объективная интерпретации. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Возможность и действительность. Вероятность. Необходимость и случайность. Причина и следствие. Событие и закон. Динамические и статистические законы. Идея всеобщей связи событий. Детерминизм и индетерминизм.

Человеческое бытие как Dasein. Бытие и сознание. Природа сознания. Структура сознания. Когнитивная, эмоциональная и волевая сферы сознания. Сознание и самосознание. Сознание и субъективная реальность. Сознание и его установки. К. Г. Юнг о двух фундаментальных установках сознания – экстравертной и интровертной. Сознание и бессознательное бытие личности. З. Фрейд о биологической природе бессознательного, об онтологической первичности бессознательного по отношению к сознанию в системе психики. Бессознательное и комплексы. Фрейд о соотношении Оно, Я и Сверх-Я в структуре субъективной реальности. Проблема конфликта Оно и Сверх-Я. Инстинкты (Эрос и Танатос), их роль в определении психического бытия личности.