К. Г. Юнг о символической природе бессознательного, структурированного посредством архетипов, о личной и коллективной формах бессознательного. Архетипы как универсальные структуры психики.
Условия возможности онтологических допущений. Онтология материалистическая, идеалистическая, натуралистическая, трансцендентальная. Проблема онтологии субъекта. Онтологический поворот в современной философии. Онтологические концепции. Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Людвига Витгенштейна, Уилларда ван О. Куайна.
Бытие как присутствие. Присутствие и отсутствие. Онтология присутствия и онтология отсутствия. Принципы тождественности / нетождественности бытия и мышления: классическое и неклассическое философствование.
3.Теоретические положения и методические пояснения.
Слово онтология, является соединением древнегреческих слов онтос (сущее) и логос (знание). Поэтому оно буквально означает знание о сущем. Онтология традиционно понимается как философское учение о бытии, как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия. Бытие - центральная категория онтологии. В контексте онтологии ставятся, например, вопросы: что такое существование? что такое объекты? что означает высказывание: “физический объект существует?” что такое свойства и отношения, как они относятся к объектам? является ли существование свойством? Онтологическое исследование формирует понятия, именуемые универсалиями мышления, категориями бытия. Онтология развивается как учение о категориях бытия, которые являются категориями мышления. Категории философии возникают как рациональное прояснение смыслов универсалий культуры, как усмотрение общности в различных сферах культуры.
Философия формируется как мышление бытия. Поскольку бытие является феноменом нашего сознания, то мышление бытия осознается как мышление мышления. Онтология систематически исследует соотношение бытия и мышления, бытия и сознания.
В истории философии происходила эволюция учений о бытии. Онтология состоялась в процессе поисков субстанциального начала бытия. Фалес полагал воду в качестве начала всех вещей. При этом, мир представлял одушевленным, полным божеств. Более отвлеченное понимание субстанциальной основы мира, не связанное с деятельностью восприятия, предложил Анаксимандр. Посредством понятия апейрон он обозначил беспредельную, неопределенную, бескачественную, вечно движущуюся материю. Апейрон - субстанциальное (не субстратное) начало всего существующего. Так возникает идея субстанции: то, что всё порождает, но само остается неизменным, несводимым к определенным проявлениям.
Парменид разработал учение о бытии как едином, вечном, неизменном. Поставил вопрос о соотношении бытия и небытия. Категории бытия и небытия составили основу онтологии античных атомистов Левкиппа и Демокрита. Они полагали основой всего сущего материальное начало – атомы, которые понимались как физически реальные. Атомы как бытие движутся и взаимодействуют в пустоте. Пустота толкуется как небытие, как условие возможности движения и взаимодействия атомов. Посредством атомистического учения объясняются природные, психические, социальные и нравственные процессы.
4. Литература.
Литература основная.
Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
Аристотель. Метафизика // Антология мировой философии в 4- томах. Т., 1, - М., 1969.
Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Соч. в 4-х томах, Т. 1, - М., Московский клуб. 1992.
Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.
Гартман И. Старая и новая онтология. // Историко-философский ежегодник- 1988. М., 1988.
Гегель Г. Наука логики. В 2-х томах, Санкт-Петербург, 1996.
Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том 1: Общее введение в чистую феноменологию. - М., 1999.
Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1992. № 2.
Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос. 1992. № 3.
Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2001.
Дао дэ цзин. // Древнекитайская философия. Т.1. М., 1972.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
Ильенков Э.В. Проблема идеального. // ВФ, 1979, № 6-7.
Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994.
Лейбниц Г. Монадология Соч. в 2-х томах, Т. 1, 1989.
Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел второй. 1. Бытие и материя.
Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. – 477 с.
Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом . Соч. в 2-х томах, Т. 2, - М., Мысль, 1990.
Паскаль Б. Мысли. М., REFL-book, 1994.
Платон. Диалоги // Антология мировой философии в 4- томах. Т., 1. - М., 1969.
Соколов В. В. Введение в классическую философию. М., 1999.
Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. М., 1993.
Тиллих П. Онтология любви. // Человек, 1990, № 2.
Топоров В. В. Модель мира // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1994. Т. 2.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел IV. Бытие и сознание.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога. // ВМУ сер.7, 1992, № 5.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М., Прогресс-Литера, 1992.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Время и бытие. - М., Республика, 1993.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии. // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М., 1990.
Чанышев А.Н. Трактат о небытии. // ВФ, 1990, № 10.
Юнг К. Г. Психологические типы. - М., Ювента-Прогресс, 1995.
Литература дополнительная.
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1988.
Белов В. Н. Обыденное сознание и человеческое бытие. Саратов, 1996.
Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. Избр. труды. М., 1986.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1997.
Дуплинская Ю. М. Мифологическое априори и семантика возможных онтологий. Саратов, 2003.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Доброхотов А.Л. Онтология символа в ранних трудах Лосева. // Античность в контексте современности. М., 1990.
Казютинский В.В., Балашов Ю.В. Антропный принцип: история и современность. // Природа, 1989, № 1.
Костина О. В. Онтология коммуникации. Саратов, 2004.
Кривцун О.А. Эстетика. М., 1997.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.
Муратов А.Б. Феноменологическая эстетика начала XX века и теория словесности. СПб., 1996.
Онтологическая проблема и современное методологическое сознание. М., 1990.
Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.
Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.
Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1995.
Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998.
Язык и текст. Онтология и рефлексия. СПб., 1992.
5. Темы рефератов и контрольных работ.
Понятие бытия: философия классическая и неклассическая.
Бытие и субстанция.
Бытие и небытие. Бытие, ничто, становление.
Монистические и плюралистические концепции бытия
Философские концепции пространства и времени.
Детерминизм и индетерминизм. Философское понятие причинности.
Бытие и сознание. Проблема сознания в истории философии
Сознательное и бессознательное содержания в структуре психики.
Духовные основания бытия человека. Смысл человеческого бытия.
Отчуждение как феномен человеческого бытия: Гегель, Маркс, Хайдеггер.
Онтология присутствия и онтология отсутствия.
6. Вопросы для самооценки знаний.
Какие философские проблемы являются онтологическими?
В чем отличие монистической и плюралистической концепций бытия?
Как категории философии соотнесены с универсалиями культуры?
В чем специфика субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?
В чем смысл философского принципа детерминизма?
В чем ограниченность механистического детерминизма?
Что такое сознание?
Тема 7. Аксиология.
1. Основные понятия.
Аксиология. Категории аксиологии. Ценностно-оценочное отношение, оценка, ценность, идеал, норма, цель. Истина и ценность. Виды ценностей и оценок, идеалов и норм. Оценочное суждение. Кантова типология ценностей: ценности логические, эстетические, моральные, религиозные. Ценностная сфера бытия человека и общества. Ценности и антиценности (ложныt ценности). Целевая природа ценностей. Духовно-практическое освоение мира и его виды. Идеология, философия, искусство, религия.
Природное, социальное и духовное содержания в человеческом бытии.
2. Содержание.
Аксиология как философское учение ценностно-оценочном отношении человека к миру, о природе оценок и ценностей, идеалов и норм. Понятие ценностно-оценочного отношения человека к миру. Истина и ценность: специфика отношения соответствия между мыслью и действительностью.
Оценка ценности вещей. Понятие категорий аксиологии. Категории аксиологии – система философских понятий, осмысливающих ценностно-оценочное отношение человека к миру, его содержание, структуру и функции. Ценностно-оценочное отношение, оценка, ценность, ценностная ориентация, норма, идеал, цель, средство, результат, смысл жизни, добро и зло, свобода и счастье.
Виды ценностей и оценок, идеалов и норм. Кантова типология ценностей: ценности логические, эстетические, моральные, религиозные. Кризис и переоценка ценностей. Ницше о философии как стратегии переоценки ценности вещей, как стратегии переоценки всех ценностей культуры.