Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 19 из 57)

Ценностная сфера бытия человека и общества как особая всеобщая сфера социально значимой деятельности. Оценки и ценности и их конститутивное значение в жизни человека и общества. Оценочное суждение и его роль в порождении ценности. Ценности и антиценности (ложныt ценности). Целевая природа ценностей.

Идеология, философия, искусство, религия и их место в сфере производства ценностей. Идеология как практически ориентированное определенное многообразие целей и оценок, ценностей и идеалов, выражающее социальные и личные потребности и интересы. Общенациональная и государственная идеологии. Высшие духовные ценности и их роль в формировании идеологических оценок (моральных, политических, экономических). Бездуховность и идеология. Идеология, ее критическая оценка. Духовный кризис, его природа и влияние на бытие человека, общества, государства. Философия как учение об общих принципах бытия и познания, как рационально-понятийный способ осмысления ценностного отношения человека к миру. Искусство как предметно-чувственное, образное освоение мира человеком. Религия как определенная способность человека к трансцендированию. Религиозное мировоззрение, вера и переживания верующего человека. Религиозный способ обоснования общественно-нравственного идеала. Статус религии в теократическом и светском государствах. Идеология и философия, искусство и религия как духовно-практические виды деятельности, продуцирующие ценностно-оценочное освоение мира человеком и обществом.

Установка гармоничной связи природного, социального и духовного содержаний в человеческом бытии, ее значение для социальной гармонии.

3. Теоретические положения и методические пояснения.

Аксиология рассматривается как философское учение о природе ценностно-оценочного отношения человека к миру, о природе оценок и ценностей, идеалов и норм. Поэтому понятие ценностно-оценочного отношения человека к миру является здесь одним из определяющих.

Человек и общество осуществляют в своей жизнедеятельности оценку ценности вещей. При этом под вещью имеются в виду не только материальные предметы, но и духовные образования. Человек посредством оценивания творит мир духовных ценностей.

Аксиология как философское учение вырабатывает систему понятий, выступающих в виде категорий аксиологии. Категории аксиологии есть система философских понятий, осмысливающих ценностно-оценочное отношение человека к миру, его содержание, структуру и функции. Среди категорий, проясняющих предметный универсум аксиологии, можно выделить не только ценностно-оценочное отношение, оценку, и ценность, норма и идеал, но и ценностную ориентацию, цель и ряд других понятий.

Специфика ценности проясняется ее соотнесением с понятие истины. Им свойственно взаимообратное проектирование отношения соответствия между мыслью и действительностью. Другой аспект природы ценности осмысливается при соотнесении ценности и цели. Их связь такова, что можно говорить о целевой природе ценностей.

Ценностная сфера бытия человека и общества как особая всеобщая сфера социально значимой деятельности конкретизируется посредством исследования природы идеологии и философии, искусства религии. Идеология как практически ориентированное аксиологическое образование выражает социальные и личные потребности и интересы, в системе государства она выступает инструментом формирования общественного сознания людей.

Философия как учение об общих принципах бытия и познания, как рационально-понятийный способ осмысления ценностного отношения человека к миру выступает в роли критики всего многообразия идеологических оценок.

Взаимосвязь идеологии, философии и искусства как духовно-практических видов деятельности, продуцирующих ценностно-оценочное освоение мира человеком, специфицируется их отношениями с религией. Верующий человек, переживающий свое единение с трансцендентным миром, вырабатывает религиозный способ обоснования общественно-нравственного идеала.

Аксиология как философское учение способствует формированию представлений о гармоничной связи природного, социального и духовного содержаний в человеческом бытии.

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

Аристотель. Об искусстве поэзии. М.. 1957

Благо и истина: классические и неклассические регулятивы / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. А.П. Огурцов. - М.: ИФРАН, 1998. - 265 с.

Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904.

Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.1968

Гегель, Г.В. Ф. Философия права. М., 1990.

Гегель И.Г. Философия религии. М.,1976

Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5.

Камю А. Бунтующий человек//Философские науки. 1989. № 7.

Кант И. Религия в пределах только разума// Кант И. Сочинения в 8 тт. М.,1996. т.6.

Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-тит. Т.5 М.,1994

Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1

Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж, 1931

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел восьмой. Развитие человеческой цивилизации. 1. Направленность и основные этапы исторического процесса, идеал общественного устройства.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. – 477 с.

Мур Дж. Принципы этики. М., 1984

Новгородцев П.И. Об общественном идеале М., 1991.

Платон. Диалоги: Федон, Пир, Федр, Парменид. М., 1999.

Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994

Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел VIII. Формы ценностного освоения бытия.

Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви и жизни: Пер. с англ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 384 с.

Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М. 1968

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Литература дополнительная.

Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001

Асп Э. Введение в социологию. М., 1998

Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003..

Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. Саратов, 2001.

Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985

Гусейнов АЛ, Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

Гуревич П.С. Человек и его ценности // Человек и его ценности. М., 1988. Ч. 1.

Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998

Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967

Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.

Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000

Ивин А.А. Ценности в научном познании // Логика научного познания. М., 1987.

Ильенков Э. В. Идеал // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997

Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. М., 1996.

Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей // Логос. 1995. № 6

Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // ВФ. 1996. N 4.

Мартынович С.Ф. Творчество как осмысление ценностных оснований бытия человека // Человек, творчество, ценности. Саратов, Изд–во СГУ, 1995.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. В 2-х т. Т.1, М.,1990

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М..1991

Проблема ценности в философии. М., 1966

Томпсон М. Философия религии. М.: Гранд, 2001.

Фирсов А. Б. Понимание и бытие исторической ценности // Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996.

Хайдеггер М. Феноменология и теология.// Хайдеггер и теология. М.,1974.

Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990.

Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - Избранные эстетические произведения. М., 1978

Шлейермахер Г. Речи о религии. М.,1995.

Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. № 18.

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Аксиология как философское учение о ценностно-оценочном отношении человека к миру.

Категории аксиологии, проблема их систематизации.

Оценка и ценность, их соотношение.

Оценочное суждение и его роль в порождении ценности.

Истина и ценность: специфика отношения соответствия между мыслью и действительностью.

Кантова типология ценностей, ее смысл и значение.

Проблема смысла жизни человека.

Ницше о философии как стратегии переоценки всех ценностей культуры.

Ценность и цель. Целевая природа ценностей.

Понятие ценностной сферы бытия человека и общества.

Свобода и счастье человека.

Высшие духовные ценности и их роль в формировании идеологических оценок.

Философия как рационально-понятийный способ осмысления ценностного отношения человека к миру.

Идеология как вид духовно-практической деятельности, ее критический анализ.

Религия как способ обоснования общественно-нравственного идеала.

6. Вопросы для самооценки знаний.

Что такое аксиология?

Какое место в теоретической философии занимают онтология и аксиология?

Каково содержание ценностно-оценочного отношения человека к миру?

Что генетически первично – ценность или оценка?

Какова специфика логических, эстетических, моральных, религиозных ценностей в типологии И. Канта?