Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 20 из 57)

Является ли конструктивной идея Ф. Ницше о философии как стратегии переоценки всех ценностей культуры?

Тема 8. Теория познания.

1. Основные понятия.

Познание. Чувственное и рациональное познание. Восприятие и разум. Сенсуализм и интеллектуализм. Творчество и интуиция. Знание и предмет знания. Эмпиризм и рационализм. Истина. Практика. Критерий истины. Объяснение и понимание.

2. Содержание.

Познание как предмет философского осмысления. Субъект и объект познания. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Понятие как основная форма рационального познания. Проблема познаваемости мира человеком. Восприятие и разум как познавательные способности человека. Проблема данности предмета в познании: оппозиция сенсуализма и интеллектуализма. Творчество и интуиция.

Понятие знания. Знание и предмет знания. Понятие истины. Корреспондентная и когерентная теории истины. Проблема критерия истины. Практика как объективный критерий истины. Знание и истина. Знание и его обоснование. Являются ли истинность и обоснованность атрибутами знания, то есть его всеобщими и необходимыми свойствами? Проблема происхождения знания: оппозиция эмпиризма и рационализма.

Объяснение и понимание.

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Для действия в мире человек нуждается в производстве знания о нем. Знание как результат познавательной деятельности функционирует в сознании как основа идеального плана деятельности.

Возникая как аспект повседневной жизни, познание в ходе развития общества становится определенным духовным производством. Его содержанием является теоретическая деятельность, предполагающая построение идеальных моделей мира.

Сущностью познания является адекватное воспроизведение действительности, которое является необходимым условием эффективной практической деятельности.

Философская теория познания исследует саму возможность человеческого познания, природу знания, его атрибуты, а также критерии познавательной деятельности. Осмысление природы познавательного отношения к миру опирается на определенные мировоззренческие предпосылки.

Знание как результат познания должны обладать свойствами истинности и обоснованности. Проблема истины есть проблема соответствия знаний объективной реальности. Проблема обоснованности знания есть проблема включенности определенного фрагмента знания в его целостную систему.

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. I.

Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии. 2001. № 8.

Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст: Проблемы неклассической теории познания. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. - 407 с.

Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1996.

Кассирер Э. Философия символических форм. М.-СПб., 2002. Т. 3 (Феноменология познания).

Коршунов А. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М, 1982.

Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. № 8

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3, С.1-4.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел четвертый. Философские проблемы сознания и познания.

Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. № 4.

Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. № 6.

Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел V. Знание и познание.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 9.

Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения М., 1994.

Литература дополнительная.

Бородин В.В. Об основах неклассической (материалистической) концепции истины // Философские исследования. 1999. № 1

Возможности и границы познания. М., 1995

Геттиер Э. Является ли знанием истинное и обоснованное мнение? // Аналитическая философия: Cтановление и развитие. — М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс — традиция, 1998, с. 231 — 233.

Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985.

Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. – 477 с.

Никифоров А.Л., Меркулов И.П. Теория познания // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. 2001. № 1-2.

Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М., 1988.

Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965.

Шеховцев А. Ю. Информационные аспекты познавательных и коммуникативных процессов. Саратов, 1998.

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Познание как предмет философского осмысления.

Субъект и объект познания.

Понятие как основная форма рационального познания.

Знание и предмет знания.

Творчество и интуиция.

Понятие истины. Теории истины.

Объяснение и понимание.

6. Вопросы для самооценки знаний.

Может ли знание не иметь своего предмета, быть беспредметным?

Чем чувственное познание отличается от рационального познания?

Почему понятие нередко характеризуется как основная форма рационального познания?

В чем специфика корреспондентной и когерентной теорий истины?

Являются ли истинность и обоснованность атрибутами знания?

Как объяснение и понимание соотнесены в познании?

Тема 9. Праксиология.

1. Основные понятия.

Праксиология, практическое, ценностное и познавательное отношения человека к миру. Философское и специально научное содержание праксиологии. Практика, сама целесообразная деятельность. Разум, теоретический и практический разум. Волевая деятельность идеи. Предметная истинность мышления. Прагматизм, языковые игры.

2. Содержание.

Праксиология (от греч. praktis — практика) — в контексте философии – учение о практическом отношении человека к миру, его роли в бытии и познании человека и общества. Практическое, ценностное и познавательное отношения человека к миру и их соотношение.

Философское и специально научное содержание праксиологии.

Специальное научное понимание праксиологии Т. Котарбиньским, «Трактат о хорошей работе» (1955). Праксиология как исследование норм рациональной целесообразной деятельности. Учение А. А. Богданова о тектологии как теории всеобщей организационной науки («Всеобщая организационная наука (тектология)» (Т. 1—3, 1913—1917).

Практика (от греч. praktikos — деятельный, активный) — предметно-чувственная, целеполагающая материальная деятельность общественно развитого человека. Сама целесообразная деятельность. Цель деятельности, предмет деятельности, средства деятельности, результат деятельности как необходимые элементы практики.

Становление философского понятия практики в истории европейской традиции. Понятие разума, его разделение на разум теоретический и практический разум. “Критика чистого разума” и “Критика практического разума” Канта: практический разум продуцирует «законы свободы», моральные принципы, формирующие сверхприродную сущность человека. Теоретический разум решает вопрос: «Что я могу знать?», практический разум выясняет: «Что я должен делать?»

Гегель о практическом разуме («практическом духе») как форме предметно-практического отношения человека к миру. Гегель о практике как «волевой деятельности идеи».

Маркс («Тезисы о Фейербахе», 1845, опубликованы в 1888) о практической природе предметной истинности мышления. В. И. Ульянов (Ленин) о диалектической природе практики как критерии истины.

Тема практики в философии прагматизма. Мышление, предметная деятельность, истина. Прагматическое понимание цели мышления: Ч. Пирс: преодоление сомнения, являющегося помехой для действия; У. Джеймс: выбор средств, необходимых для достижения цели; Д. Дьюи: выбор средств для решения «проблематической ситуации».

Принцип Пирса: идеи, понятия и теории как инструменты или планы действия, значение которых сводится к возможным практическим последствиям. Дьюи об истине как полезности, или как практической успешности идеи.

Тема «языковых игр», или «практик» в “Философских исследованиях” Л. Витгенштейна. Эмпирические предложения и возможность их проверки в опыте. Предпосылочный статус некоторых эмпирических предложений: их использование в качестве основания для проверки других предложений. Осмысленность сомнения только в контексте определенной языковой игры, или практики, если ее правила приняты. Условия принятия утверждения в качестве несомненного, не требующего обоснования в контексте определенной системы утверждений (“языковой игры”).

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Праксиология понимается в контексте философии как учение о практическом отношении человека к миру. Практическое отношение человека к миру взаимосвязано с ценностным и познавательным отношениями. Полезно четко понимать их различие.

Термин “праксиология” используется как философский термин и как термин специально научный.

Специальное научное понимание праксиологии предложено Т. Котарбиньским в «Трактате о хорошей работе» (1955). Праксиология понимается им как исследование норм рациональной целесообразной деятельности. Учение А. А. Богданова о тектологии как теории всеобщей организационной науки закладывает основы праксиологии.