В эпоху развития естествознания натурфилософская проблематика дополняется проблематикой философии естествознания. Она исследует природу естественнонаучного знания. Актуальной темой является понимание границ между естествознанием и натурфилософией.
Философия современного естествознания осмысливает понятия нестабильности и самоорганизации. Идея развития функционирует в контексте осмысливания перехода от хаоса к космосу, от беспорядка к порядку. Это свойственно междисциплинарному направлению исследований – синергетике. В философии нестабильности И. Пригожина предпринято осмысление открытия мира необратимости, внутренней случайности и сложности. Исследуются проявления креативности на любом уровне организации природы.
Нестабильность понимается как существенный элемент природных процессов, в которых имеет место не единичная бифуркация, а серии бифуркаций, что определяет возникновение новых макроструктур.
Самоорганизация осмыслена как процесс спонтанного становления пространственных, временных, функциональных структур. Она свойственна открытым системам. Нелинейность понимается как необратимость и многовариантность эволюции, возможность изменений темпа и направления течения процессов, наличие точек бифуркации, ветвления путей эволюции.
Натурализм есть мировоззренческая позиция, предполагающая познавательное выведение всего происходящего из фактов природы. Натурализм есть всякая философская концепция, рассматривающая природу как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все сверхъестественное.
4. Литература.
Литература основная.
Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в новое время. М., 1988.
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.
Кайзер Ф. Нелинейные колебания (предельные циклы) в физических и биологических системах//Нелинейные электромагнитные волны. М., 1985.
Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика — теория самоорганизации. М., 1983.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел второй. Бытие, материя, природа.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1985.
Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.
Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
Пригожин И, От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.
Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Рожанский Н.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. Ч. 2.
Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
Стёпин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
Трубецков Д. И. Колебания и волны. Саратов, 1997.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
Литература дополнительная.
Гемпель К. Г. Логика объяснения. М., 1998.
Гурина М. Философия. М.: Республика, 1998 / Глава 9. Философия природы и философия духа.
Топоров А. Космогонические мифы // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2.
Структура и развитие науки. М., 1978.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
5. Темы рефератов и контрольных работ.
Натурфилософия как мыслительное истолкование природы как целостности.
Границы между естествознанием и натурфилософией.
Натурфилософский принцип тождества микро- и макрокосмоса.
Хаос как образ и понятие.
Природа как объективная реальность.
Естествознание и философия естествознания, их соотношение.
Философия нестабильности И. Пригожина.
Самоорганизация и открытые системы.
Нелинейность, бифуркация, эволюция.
6. Вопросы для самооценки знаний.
Какие вопросы обсуждает натурфилософия?
Существуют ли границы между естествознанием и натурфилософией?
Кто разработал концепцию “Философия нестабильности”?
Как соотносятся между собой естествознание и философия естествознания?
Что такое самоорганизация?
Как соотносятся понятия нелинейности, необратимости и многовариантности эволюции?
Тема 11. Общество, эмпирическое познание общества, философия общества (социальная философия).
1. Основные понятия.
Общество, социум, история. Общественное бытие и общественное сознание. Основные сферы жизнедеятельности общества. Социальные науки и социальная философия. Формации и цивилизации.
Индустриальное, постиндустриальное и информационное общества
2. Содержание.
Метафизическое и неметафизическое направления социальной философии. “Государство” Платона, “Политика” Аристотеля, “Философия истории” Г. Гегеля, “Открытое общество и его враги” К. Поппера.
Социальная онтология. Социальная философия как философское учение об обществе, о природе общества, об общественном бытии и общественном сознании, их соотношении. Социальная философии и философия истории (исследование сущности, смысла и хода социально-исторического процесса). Политическая философия как конкретизация положений социальной философии, как исследование природы, структуры, функций государства, способов его функционирования и развития.
Социальные науки как вид эмпирического познания общества. Историческая наука, социология, экономическая наука, политология, правоведение, их роль в познании общества. Социальные науки и социальная философия.
Общество, история и культура. Формация и цивилизация. Социум как социокультурная реальность, как социальная форма движения материи. Общество, его настоящее, прошлое и будущее. Формационный и цивилизационный анализы общества. Социальное пространство, социальное время, социальное движение и социальная материя как формы социального бытия. Атомистическая и континуальная концепции общества.
Основные сферы жизнедеятельности общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Материальное производство. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей. Ценности и их конституирующая роль в жизни общества.
Теория цивилизаций Н. Данилевского. Культурно-исторические типы. Стадии их жизненного цикла: этнографическая, государственная, цивилизационная. Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера. Культурно-исторические миры, стадии их жизненного цикла: мифосимволическая, метафизико-религиозная, цивилизационная (окостеневшая культура).
Понятия цивилизаций и великих культур в учении А. Тойнби. Типология социокультурных систем в социологии П. Сорокина: идеационая, идеалистическая, чувственная.
Стадии прогресса общества в концепциях А. Тоффлера (цивилизации аграрная (доиндустриальная), промышленная (индустриальная) и информационная (постиндустриальная), С. Хангтингтона (цивилизации космогенная, техногенная, антропогенная).
Социальная аксиология и социальная практика.
3.Теоретические положения и методические пояснения.
Философия общества есть часть философии. Для прояснения ее статуса необходимо понятие философии. Формирование понятия философии есть задача, постановки, обсуждения и возможные решения которой непрерывно возобновляются в историческом бытии философии.
Философия общества, как и философия в целом, реализует свой потенциал в контекстах дискурсивных изменений. Философия общества, существуя в контексте традиции философствования, всем своим интеллектуальным содержанием, которое функционирует как когнитивно– смысловая потенциальность, направлена на общество, на освоение опыта его бытия и познания, опыта оценки и конструирования общественной жизни.
Жизнь общества атрибутивно характеризуется рефлексивной социальностью. Это выражается в тематизации философии общества как соотнесения бытия и сознания, социального бытия и социального сознания. Мышление бытия общества и мышление его мышления есть тропы философии общества, конституированные традицией.
Мышление – развитая функция сознания. Философия общества как мышление его бытия и мышление его сознания исторически изменяется. гармонируя с изменением традиции философствования. Например, опыты антропологического и лингвистического поворотов философствования осваиваются философией общества. Презумпции природы человека и лингво–текстуальных объективаций деятельности сознания и мышления как принципы теоретической философии осваиваются в тематическом поле философии общества. Это проявляется в преобразовании ее тематического многообразия. Философия общества как мышление социального и индивидуального сознания тематизирует себя как исследование модусов объективации деятельности сознания и условий возможности их существования.
Языковые (устные и письменные) объективации деятельности сознания актуализируются в проблематике философии общества в контексте глобальной лингвистической трансформации тематики философии как традиции.
Любой исследовательский, творческий акцент в философии общества, как и в философии в целом, не нуждается в абсолютизации. Акцентирование тематики как оценка значимости той или иной темы для исследования, актуализированного современностью, вполне правомерно и прагматически оправдано.
В этом и только в этом смысле философия общества сегодня может быть оценена как исследование модусов объективации активности индивидуального и общественного сознания в их отношении к способам организации жизни общества.
Текст, дискурс, дискурсивные изменения и дискурсивные практики тематизируют исследовательскую проблематику философии общества.