Кризис культуры.
6. Вопросы для самооценки знаний.
В чем сущность и основные функции культуры?
Какова онтологическая проблематика философии культуры?
Что такое универсалии культуры?
Какова связь культурной традиции и социального опыта?
Каковы последствия кризиса традиции?
В чем специфика аксиологической природы культуры?
В чем особенность знаковой природы культуры?
Каковы принципы психоаналитической концепция культуры?
В чем особенность игровой концепция культуры?
В чем различие культуры и цивилизации?
Тема 13. Философия человека.
1. Основные понятия.
Философская антропология, человек, сущность и существование человека. Телесность человека. Человек, индивид, личность. Свобода человека. Смысл жизни человека. Личность, идентичность, отчуждение.
2. Содержание.
Философская антропология как учение о природе, сущности и существования человека как особой формы бытия.
Человек как определенная форма бытия, как бытие, понимающее свое бытие. Природа человека как проблема философии. Философские вопросы: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? как вопросы о природе человека, как вопрос о том, что такое человек и как он существует.
Соотношение биологического, социального и культурного в природе человека. Сущность и существование человека. Телесность человека.
Человек как индивид и как личность. Человек как деятельное и творческое существо. Феномен внутренней свободы человека. Смысл жизни человека и назначение его бытия в мире. Духовность и целостность личности. Проблема идентичности личности. Отчуждение. Интерсубъективная природа бытия личности.
3.Теоретические положения и методические пояснения.
Человек есть центральная тема и основная проблема философии. Противоречивые самоопределения человека обусловлены его рефлексивной природой. М. Шелер выделил пять стратегий самоопределения человека. Человек есть: 1) образ и подобие Божие; 2) Homo sapiens, разумное существо; 3) Homo faber — “Человек делающий”, его сущность не в разуме, потенциально свойственный также и животным, но в способности создавать орудия труда, искусственный мир культуры; 4) дезертир жизни, ее тупик. По причине своей биологической слабости он создал цивилизацию, государство, право, производство. Человеческий дух уничтожает жизнь; 5) свободное нравственное креативное существо.
Любая положительная (катафатическая) стратегия самоопределения человека оказывается односторонней. Поэтому обсуждается возможность отрицательного (апофатического) самоопределения человека.
4. Литература.
Литература основная.
Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
Агацци Э. Человек как предмет целостного познания // О человеческом в человеке. М., 1991
Бахтин M. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1986.
Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993
Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
Время и бытие человека. М., 1991.
В.Д. Губин. Человек // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.
Камю А. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Кассирер Э. Человеческий мир пространства и времени // Философская и социологическая мысль. 1991. № 5.
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998.
Лобковиц Н. Что такое личность? // Вопросы философии. 1998. № 2.
Лосев А.Ф. Личность и абсолют. М., 1999.
Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991
Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
Маслов Р. В. Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты. Саратов, 2003.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел пятый. Человек и его место в мире.
Михель Д. В. Тело в западной культуре. Саратов, 2000.
Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991
Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. М., 1995.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // От Я к Другому: Сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Тельнова Н. А. Целостность человека как философско-антропологическая проблема. Волгоград, 2001.
Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
Федорова Т. Д. Гуманизм как проблема философии // Философия в духовной жизни общества. СПб., 1997.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел VI. Человек как особая форма бытия.
Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию "феномена человека" // Вопросы философии. 2001. № 2.
Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Шугуров М. В. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики. Саратов, 1999.
Литература дополнительная.
Антропология и история культуры. М., 1993.
Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994.
Гурин С. П. Проблема маргинальности в антропологии. Саратов, 2002.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Розин В. М. Образ человека в контексте современности // Философские науки. 2000. № 1.
Смысл человеческого бытия. Владимир, 2002.
Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999. № 5.
5. Темы рефератов и контрольных работ.
Предмет философской антропологии.
Природа человека как проблема философии.
Соотношение биологического, социального и культурного в природе человека.
Сущность и существование человека.
Телесность человека.
Феномен внутренней свободы человека.
Смысл жизни человека.
Интерсубъективная природа бытия личности.
6. Вопросы для самооценки знаний.
Как определяется предмет и метод философской антропологии?
В чем различие сущности и существования человека?
Что такое “бытие понимающее”?
Как связано биологическое, социальное и культурное содержание в природе человека?
Является ли философской проблемой телесность человека?
Как можно понимать феномен внутренней свободы человека?
Что такое духовность и целостность личности?
Тема 14. Философия науки.
1. Основные понятия.
Наука, культура, философия, преднаука, научное знание, факт, теория, основания науки, динамика науки, научная рациональность, социальный институт.
2. Содержание.
Наука в культуре современной цивилизации. Ценность научной рациональности. Функции науки в жизни общества.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Преднаука и наука. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Становление социальных и гуманитарных наук.
Структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни познания и знания. Структура эмпирического знания. Наблюдение и эксперимент. Факты и эмпирические зависимости. Проблема теоретической определенности факта. Структура теоретического знания. Теоретические модели и законы. Теория. Основания науки. Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки.
Динамика науки как процесс порождения нового знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Формирование моделей и законов. Проблемные ситуации в науке.
Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Научные революции как перестройка оснований науки. Типы научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса.
Наука как социальный институт. Проблема государственного регулирования науки.
3. Теоретические положения и методические пояснения.
Философское мышление, ориентированное на осмысление условий возможности познания мира человеком, осваивает тему познания как тему отношения явлений нашего опыта к вещам самим по себе, существующим, как полагается естественной установкой сознания, независимо от мира опыта, от процесса познания. Тема отношения явления и вещи, мира явлений и мира вещей рассматривается как тема, конституирующая становление философии в целом, философии науки в особенности. “Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто–нибудь вздумал подвергнуть его сомнению” (Кант, И., 1964, 101). Историческое бытие философии и философии науки в ее контексте есть процесс осознания фундаментальности этой темы или, в другом модусе речи, этого отношения.
Существует органичная связь общефилософских идей со специальной проблематикой философии, именуемой философией науки.
Компаративистский анализ показывает, что то или иное понимание природы научного познания (философия науки) формируется на основании определенных предпосылок мировоззренческого, онтологического, гносеологического, аксиологического статуса.
Наука и культура, соотнесенные в историческом бытии человека и общества как часть и целое, являются традиционными предметами философских размышлений. Философия, осмысливающая культуру, естественным образом приходит к раздумьям о месте науки в содержании культуры, культурного бытия человека и человечества. Потому последовательное философское осмысление культуры, то есть философия культуры, гармонично взаимодействует с концепциями философского понимания науки, с философией науки. Классические философские концепции Платона и Аристотеля, И. Канта и Г. Гегеля, постклассические философские построения Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Ницше, М. Хайдеггера и других современных философов так или иначе осмысливают природу науки и культуры в целом, то есть строят своеобразные концепции философии культуры и философии науки. Эти концепции выстраивались либо как учения о теоретическом и практическом разуме, либо как критика теоретического разума и разума практического, либо как учения об антропологической, праксиологической или герменевтической природе культуры... Классическими образцами осмысления науки с различных философских позиций являются "Критика чистого разума" И. Канта, монографические исследования А. Пуанкаре, объединенные в сборнике "О науке", "Человеческое познание: Его сфера и границы" Б. Рассела, "Логика научного исследования" К. Поппера, "Структура научных революций" Т. Куна, "Становление научной теории" В. С. Степина, "Анализ научного познания" В. С. Швырева, "Эволюция понятия науки" П. П. Гайденко.