Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 28 из 57)

Философское осмысление социально-гуманитарных наук показывает, что важнейшей для них является тема понимания. Поскольку предметом понимания является психологическое бытие человека в мире, сознание человека и общества, а также виды их объективации в культуре в виде символически закодированных смыслов, а содержанием действительности является сознающий себя субъект, то тема понимания в социально-гуманитарных науках осмысливается как центральная как на уровне субъект-субъектных, так и на уровне субъект-объектных отношений. Субъект-объектные отношения в предметном мире экономических наук являются по содержанию субъект-субъектными.

Статус философии науки в системе естественнонаучного, социально-экономического и гуманитарного образования определяется возможностью философского исследования в осмыслении всех действительных и возможных аспектов как видов научного знания, так и предметных миров этих знаний.

Философия науки, исследуя общенаучные аспекты познания (проблема индукции и проблема демаркации, научный разум и реальность, познаваемая наукой, метафизика науки и эпистемология науки...), выходит на осмысление проблематики частных проблем философии науки, которые формулируются и обсуждаются на почве опыта логики и математики, физики и биологии, психологии и медицины...

Философия физики, фундирующая философию науки XX века, развивается тем не менее в контексте эволюции общих идей философии науки. "Философские основания физики" Р. Карнапа, "Философия физики" М. Бунге и другие работы этого жанра представляют проблематику философии физики. Обзор более современных публикаций показывает, что здесь остаются актуальными исследования по интерпретации фундаментальных физических теорий, физического эксперимента, наблюдения, измерения. Обсуждаемы темы субъективности в квантовых измерениях, интерпретации теории относительности, философского осмысления истории физики. В философии физики, как и в философии науки в целом, все большее значение приобретает осмысление нелинейной динамики, ее мировоззренческих и методологических возможностей. Категории нелинейной динамики соотнесены с категориями мышления культуры, с категориями философии. На основании когнитивного опыта нелинейности возникает новая наука, новая философия науки.

Осмысление философских вопросов биологии, отношения биологии и жизни, биологии и науки о жизни, биологии и общества привело к становлению философии биологии. Так, например, систематически анализируется эволюционная биология. Темы развития и селекции, групповой адаптации и неустойчивости актуальны для той части философии биологии, которая ориентируется на проблематику биологической реальности.

Если предметность и истинность указывают на объективное содержание научного знания, то его обоснованность можно оценить как субъектную характеристику науки. Иным аспектом осуществления единства объекта и субъекта в научном знании является отношение нашего опыта к бытию, мира явлений к миру вещей самих по себе.

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. № 2.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М. 1990.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7.

Евклид. Начала. М., 1949. Кн. 7—10.

Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2004.

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.

Новая технократическая волна на Западе: Сб. текстов. М., 1986.

Огурцов А. П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004.

Пуанкаре А. О науке. М., 1990.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Степин B.C., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. М., 1997.

Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел V. Знание и познание..

Философия и методология науки. Учебник для вузов / Под ред. В. И. Купцова. М., 1996.

Литература дополнительная.

Гайденко П. П. Эволюция понятий науки. М., 1978.

Зотов А. Ф. Современная западная философия. М., 2001.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

Наука в культуре. М., 1998.

Наука глазами гуманитариев. М., 2005.

Принципы историографии естествознания. XX век. М., 2001.

Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1996.

Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000.

Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2001. № 6

Розин В. М. Возможна ли семиотика как самостоятельная наука (методологический анализ семиотических подходов и исследований) // Вопросы философии. 2000. № 5.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Человек, наука, цивилизация. М., 2004.

Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. 2001. № 12.

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Наука в культуре современной цивилизации.

Ценность научной рациональности.

Функции науки в жизни общества.

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

Структура научного знания. Научное знание как сложная развивающаяся система.

Эмпирический и теоретический уровни познания и знания.

Структура эмпирического знания.

Проблема теоретической определенности факта.

Структура теоретического знания.

Основания науки.

Идеалы и нормы исследования.

Научная картина мира.

Научные традиции и научные революции.

Типы научной рациональности.

Наука как социальный институт.

6. Вопросы для самооценки знаний.

В чем ценность научной рациональности?

Каковы функции науки в жизни общества?

Охарактеризуйте две стратегии порождения знаний.

Какова структура научного знания?

Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания и знания?

Какова структура эмпирического знания?

В чем смысл проблемы теоретической обусловленности факта науки?

Какова структура оснований науки?

Каковы исторические типы научной рациональности?

В чем смысл проблемы государственного регулирования науки?

Тема 15. Проблематизация бытия человека, общества, человечества. Философия глобальных проблем.

1. Основные понятия.

Проблематизация бытия. Глобализм. Глобальный интерес, глобальные условия, глобальная необходимость, глобальные противоречия, глобальные задачи. Глобальное мышление. Глобальная безопасность. Политический глобализм. Глобалистика. Глобальные проблемы современности. Философская футурология. Альтернативные модели развития человеческого общества. Демографический взрыв. Экологическая катастрофа. Мировая динамика.

2. Содержание.

Проблематизация бытия человека, общества, человечества как результат индустриального типа развития современной цивилизации. Глобализм (1) онтологический (как характер эволюции современной цивилизации) и (2) когнитивный (как направление современного мышления, осваивающее глобальность проблематизации бытия). Системность глобализма как типа мышления: глобальное мышление, глобальные проблемы, глобальный интерес, глобальные условия, глобальная необходимость, глобальные противоречия, глобальные задачи.

Глобалистика как специальная научная дисциплина, исследующая глобальные проблемы. Глобализм как концептуальная основа глобалистики. Политический глобализм и глобальная безопасность.

Основания типологии глобальных проблем.

Конкретные глобальные проблемы: недопущение термоядерной войны; «демографического взрыва», экологической катастрофы; обеспечение экономического и социального развития для всего мирового сообщества.

Философская футурология. Альтернативные модели развития человеческого общества. Мировая динамика.

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Термин Глобализм происходит от латинского globus - шар. Он обозначает понятие, выражающее специфику развития современной цивилизации (глобализм как тип развития), а также характер современного философского, научного, политического мышления, которое осмысливает глобальные проблемы (глобализм как тип мышления).

Глобализм как тип мышления применяет систему понятий (глобальные проблемы, условия, противоречия, цели, задачи, отношения). Систематизация глобального мышления привела к развитию глобалистики как определенной научной дисциплины. Глобализм есть концептуальная основа глобалистики. Глобализм как тип мышления воспринят гуманитарными, общественными, естественными и техническими науками.

Для определения проблем в качестве глобальных необходимы определенные основания – признаки. В качестве таких признаков – оснований типологии проблем применяются признаки планетарности, всемирности.