Становление глобальных проблем можно расценить как фактор формирование единого человечества и становления всемирной истории.
Их особенностью является системность генезиса и эволюции. В этой связи направленность эволюции глобальных проблем становится основанием философской футурологии и научного прогнозирования.
Глобальные проблемы поставили под вопрос само существование человечества. Осознается необходимость новых стратегий отношения человека к природе и к человеку. Это предполагает становление новых мировоззренческих ориентиров. Диалог культур, философских традиций является тем культурным процессом, который создает предпосылки конструктивного осмысления проблем современной глобалистики.
4. Литература.
Литература основная.
Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: социальные последствия НТР. М., 1986.
Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? // Вопросы философии. 1998. № 8.
Иноземцев Н.Н. Глобальные проблемы современности. М., 1981.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел восьмой. Развитие человеческой цивилизации. 2. Глобальные проблемы цивилизации.
Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
Кинг А., Шнейдер Б. Первая глобальная революция Римского клуба. М., 1991.
Федотова В. Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки. 2000. № 1.
Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. Статьи: Глобализм, Глобалистика.
Форрестер Дж.В. Мировая динамика. М., 1978.
Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.
Литература дополнительная.
Мильдон В.И. Миллениумы русский и западный: образы эсхатологии // Вопросы философии. 2000. № 7.
Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1974.
Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. М., 2000.
Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития // Вопросы философии. 2000. № 5.
Шиман М. К третьему тысячелетию. М., 1977.
5. Темы рефератов и контрольных работ.
Проблематизация бытия человека в мире как результат индустриального типа развития современной цивилизации.
Глобализм как направление современного мышления.
Системность глобализма как типа мышления.
Глобалистика как специальная научная дисциплина.
Глобализм как концептуальная основа глобалистики.
Политический глобализм и глобальная безопасность.
Философская футурология.
Альтернативные модели развития человеческого общества.
Мировая динамика.
6. Вопросы для самооценки знаний.
В чем специфика глобализма как способа бытия и мышления?
В чем проявляется системность глобализма как типа мышления?
Как можно определить предмет глобалистики?
Что является концептуальной основой глобалистики?
Как связаны политический глобализм и глобальная безопасность?.
Что такое философская футурология?
Что такое мировая динамика?
Раздел 4. Примерная тематика докладов и рефератов.
1. Философия как мета-философия. Понятие метафилософии и ее проблемы.
2. Природа философского знания и его структура.
3. Проблемность и предметность, концептуальность и методологичность философствования.
4. Опыт бытия человека в мире как универсум философствования.
5. Определения понятия философии как гипотезы философского самосознания и конструктивные принципы философского творчества.
6. Платон о философии как познании вечного, непреходящего сущего.
7. Аристотель о мудрости как науке об определенных причинах и началах вещей.
8. Декарт о философии как единой науке, существующей в форме понятия.
9. Кант о философии как рефлексии Я: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?
10. Гегель о философии как науке о разуме, постигающем самого себя, как познании развития конкретного.
11. Рассел о философии как о том, что находится между определенным знанием науки и догмами теологии, как размышлении о мировоззренческих вопросах, исторически поставленных теологией.
12. Современная версия понятия философии как рефлексии культуры, как осмыслении оснований культуры.
13. Философия как история философии.
14. Возникновение философии как ответ на кризис мифологического сознания человека древнего общества: Индия, Китай, Греция.
15. Формирование философии как критики обычая, обыденного сознания, норм и ценностей культуры традиционного общества.
16. Историческое бытие философии и историография философии.
17. Философия Древней Греции. Демокрит, Платон, Аристотель.
18. Философия средних веков. Схоластическая философия.
19. Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм.
20. Философско-политический реализм Макиавелли. Принцип автономии политики.
21. Философия нового времени. Бэкон и Декарт.
22. Немецкая классическая философия.
23. Метафизика и ее тенденция самоопределения в качестве смыслового центра теоретической философии. Метафизика как учение о сверхприродном бытии и сверхопытном знании.
24. Метафизический и неметафизический способы философствования. Позитивистская установка на устранение метафизики из философии и научного познания.
25. Онтология как философские учение о бытии, о категориях бытия как категориях мышления.
26. Основные вопросы онтологии.
27. Проблема универсалий и проблема субстанции.
28. Аксиология как философское учение о ценностно-оценочном отношении.
29. Ценностно-оценочное отношение человека к миру. Оценка ценности вещей.
30. Категории аксиологии. Ценностное отношение, оценка, ценность, идеал, норма, ценностная ориентация.
31. Виды ценностей и оценок, идеалов и норм. Познавательные, нравственные, религиозные, эстетические и экономические ценности и оценки, идеалы и нормы.
32. Теория познания как раздел теоретической философии.
33. Проблема познаваемости мира человеком.
34. Понятие знания.
35. Восприятие и разум как познавательные способности человека.
36. Проблема данности предмета в познании: оппозиция сенсуализма и интеллектуализма.
37. Проблема происхождения знания: оппозиция эмпиризма и рационализма.
38. Понятие истины. Корреспондентная и когерентная теории истины.
39. Природа и философия природы (натурфилософия).
40. Естествознание и философия естествознания.
41. Философия нестабильности и самоорганизации.
42. Общество, эмпирическое познание общества, философия общества (социальная философия).
43. История, историография, философия истории.
44. Культура, научное описание культуры, философия культуры.
45. Понятие философии культуры.
46. Понятие культуры. Культура как единство семиотического, аксиологического и деятельностного содержаний.
47. Культура как способ бытия человека в мире, формируемый семиотическим, ценностно-оценочным и смысловым содержанием жизни.
48. Виды культуры. Материальная и духовная культура.
49. Религия, мораль и право: философия религии, философия морали и философия права.
50. Философская антропология как философия человека. Антропологический метод в философии.
51. Человек как предмет философской антропологии. Психофизическая и социальная, культурно-историческая и моральная природа человека.
52. Модели человека. Одномерный и многомерный человек. Фрактальная модель человека.
53. Человек как субъект общественных отношений.
54. Философия науки и техники.
55. Проблематизация бытия человека, общества, человечества. Философия глобальных, региональных и личностных проблем.
Раздел 5. Перечень основной и дополнительной литературы.
Литература основная.
Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1975.
Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978.
Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1981.
Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы (часть 1). М., 1994а.
Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы (часть 1). М., 1994б.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб, 1994.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.,
1977.
Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
Гегель Г. В. Ф. Философия духа. М., 1977.
Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет.: В 2 т. Т. 1. М., 1972.
Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет.: В 2 т. Т. 2. М., 1973.
Гесиод. Теогония // О происхождении богов. М., 1990.
Геттиер Э. Является ли знанием истинное и обоснованное мнение? // Аналитическая философия: Cтановление и развитие. — М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс — традиция, 1998, с. 231 — 233.
Гуссерль Э. Начало геометрии / Введение Ж. Деррида. М., Ad Marginem, 1996.
Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1994.
Джемс В. Прагматизм. СПб., 1910.
Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 53-178.
Дирак П. А. М. Воспоминания о необычайной эпохе: Сб. статей. Пер. с англ. М., 1990.
Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.
Зотов А. Ф. Структура научного мышления. М., 1973.
Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.
Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 2. М., 1964А. С. 381-425.
Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 69-756.
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Часть 1. М., 1965. С. 67-210.
Кант И. Основы метафизики нравствености // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Часть 1. М., 1965А. С. 219-310.
Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4. Часть 1. М., 1965Б. С. 311-501.
Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4, Часть 2. М., 1965В. С. 107-439.