Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 52 из 57)

Шлейермахер, Фридрих (1768-1834): предмет, задачи и цель герменевтики. От предмета понимания – к природе понимания. Автор и текст. Различение объективных и субъективных моментов текста. Проблема содержания (универсума) и формы (уникального текста). Два вида истолкования: грамматико-стилистическое («творящая» форма) и содержательно-психологическое (импульсивно-«бессознательное») как соотношение языка и мышления. Методы сравнительного анализа и интуитивного прозрения. Их циклическая сменяемость как проблема герменевтического круга: соотношение частей и целого. Идеал герменевтической практики - отождествление интерпретатора с интерпретируемым: ретроспекция творческого акта, деструкция и реконструкция. Проблема конгениальности интерпретатора – автору: расшифровка авторского замысла – понять лучше, чем он понял сам себя. Диалогическая природа отношения свое-чужое.

Герменевтика как реакция на методологический монизм позитивизма.

Дильтей, Вильгельм (1833—1911). Введение в науки о духе (1883). В. Дильтей о проблеме обоснования гуманитарных наук. Проблемы герменевтической логики: типы высказываний, формы понимания и формы интерпретации. Проблема бессознательного у Дильтея. Расширение герменевтического круга. Науки о духе (проблема понимания уникума) и природе (метод системно-сравнительного объяснения закономерностей), категории характера (личности) и типа (множества, универсума). Вненаходимость субъекта объекту при объяснении, их «тождество», взаимозаместимость при «историческом» вживании. Органическая цельность духа и циклическая замкнутость культур: история как замедленный взрыв культурной вселенной.

Основные идеи герменевтики Г. Шпета. Классификация смыслов по Г. Шпету. Концепт Шпета: слово как архетип культуры.

Философская герменевтика Х.Г. Гадамера. Структура произведения Гадамера Истина и метод: Основы философской Герменевтики. Гадамер о значении гуманистической традиции для гуманитарных наук. Основные гуманистические понятия по Гадамеру: образование, здравый смысл, способность суждения, вкус и их значение. Субъективация эстетики в кантовской критике. Возвращение проблемы истинности искусства и ее герменевтическое значение. Онтология произведения искусства и ее герменевтическое значение. Реконструкция и интеграция как задачи герменевтики. Распространение вопроса об истине на понимание в науках о духе. Шлейермахеровский проект универсальной герменевтики. От теоретико-познавательной проблемы истории к герменевтическому основоположению наук о духе. Преодоление феноменологией теоретико-познавательной постановки вопроса. Хайдеггеровский проект герменевтической феноменологии. Основные черты теории герменевтического опыта. Возвышение историчности понимания до герменевтического принципа. Герменевтический круг и проблема предрассудков. Открытие Хайдеггером предструктуры понимания. Предрассудки как условие понимания. Реабилитация авторитета и традиции. Герменевтическая проблема применения. Герменевтическая актуальность Аристотеля. Показательное значение юридической герменевтики. Границы рефлексивной философии. Понятие опыта и сущность герменевтического опыта. Герменевтическое первенство вопроса. Логика вопроса и ответа. Онтологический поворот герменевтики на путеводной нити языка. Язык как среда герменевтического опыта. Вербальность как определение герменевтического предмета. Языковой характер герменевтического процесса. Язык как горизонт герменевтической онтологии. Универсальный аспект герменевтики.

Гадамер о наивных допущениях немецкого идеализма, не принимаемых современным мышлением (наивность полагания, наивность ре­флексии и наивность понятия).

Диалог в интерпретации Х.Г. Гадамера: диалог как теоретическая проблема гуманитарных наук, стратегия диалогичности, понятие опыта, логика вопроса и ответа, идея действенной истории.

Герменевтика Я есть П. Рикера. Короткий и длинный путь герменевтики. Я есть и герменевтика. Понятие знака, конфликт и взаимодействие интерпретаций.

Тема 7. Аналитическая философия и гуманитарное познание

Аналитическая методология Б.Рассела. Статус психологии в аналитической программе Рассела. Концепция языковых игр в “Философских исследованиях” Л.Витгенштейна. Витгенштейн о соотношении культуры и ценностей. Концепция объяснения и понимания Г.Х. фон Вригта. Аристотелевская и галилеевская традиции, по фон Вригту. Каузальное объяснение в историографии и социальных науках.

Тема 8. Семиотико - структуралистская концепция гуманитарных наук

Темы семиотики и структурной лингвистики: знак, знаковая система, текст, семантика знаковых систем; язык и речь, знак и значимость; система знаков: синхрония и диахрония Семиотика: семантика, синтактика и прагматика. Семиотика языка и психология. Семиотика языка и логика. Семиотика литературы. Семиотика и философия.

Основные идеи Ф. де Соссюра в свете современного языкознания.

Язык и другие системы коммуникации (К. Леви-Строс, Р. Якобсон).

Методологические идеи «русского структурализма» (В. Пропп, О. Фрейденберг и др.). Строй произведения и его структура; структура как алгоритм, диалогичность и структура.

Возможность применения лингвистического структурализма в методологии гуманитарных наук.

Концепция археологии знания М.Фуко. Дискурсивные закономерности, высказывание и архив, историческое априори и архив, археологическое описание.

Тема 9. Постструктурализм и гуманитарное познание.

Оценка структуралистских допущений: все есть текст, есть универсальный код культуры и становление постструктурализма.

Означивание, гено-и-фено-текст, смерть автора и поворот от науки к литературе в интерпретации Р. Барта.

Грамматология Ж. Деррида. Прояснение понятий наличия, логоцентризма, метафизики, деконструкции, следа и прото–следа, различия и различАния, письма и прото–письма, восполнения и восполнительности.

Тема 10. Философско—методологические проблемы гуманитарных наук: соотношение общих и особенных определений.

Концепции философии истории и историографии. Спекулятивные, аналитические и постмодернистские версии философии истории.

Концепция методологии гуманитарных наук М.М. Бахтина. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках.

Методология исторической науки. Историческое описание, специфика исторического факта и проблема существования исторической теории. Историческое бытие, историография и философия истории. Историография и этнография: соотношение предмета и метода.

Интернализм и экстернализм как стили мышления в историографии науки.

Социальная теория как область междисциплинарных исследований. Развитие социологии как научной дисциплины. Социология культуры и история повседневности. Социология знания: соотношение предмета и метода.

Право и философия права. Спекулятивная и аналитическая версии философии права. Методология правоведения. Статус правовой нормы. Специфика юридического факта.

Язык, философия языка, методология языкознания. Факт и теория, предмет и метод, знания и ценности в языкознании.

Религиоведение и искусствоведение: возможности спекулятивного, аналитического и антропологического философствования.

Методология клинического психоанализа З. Фрейда и ее философская интерпретация. Специально-научное и философское значение психоанализа.

Философия как гуманитарное познание. Понятие философии. Архетипы и методы философствования. Тема Я-Другой-Мы в философии. Теоретическая и практическая философия. Исторически реализованные версии структурирования философского исследования. Общие и особенные темы философии. Соотношение метода и предмета философствования. Проблемность и концептуальность философии. Понятие универсума философствования.

Раздел 4. Примерная тематика курсовых и дипломных работ.

1. Вопрос о природе гуманитарных наук.

2. Гуманитарные науки как науки о духе, культуре, творчестве, тексте.

3. Проблема классификации наук. Статус гуманитарных наук в системе научного знания.

4. Гуманитарные науки и науки социальные.

5. Методологические программы в области гуманитарных наук.

6. Специфика гуманитарного знания и познания.

7. Г.Х. фон Вригт о двух главных традициях в науке и философии научного метода - аристотелевской и галилеевской традициях научного объяснения.

8. Л. Витгенштейн о соотношении культуры и ценностей.

9. Гуманитарные науки: проблема многообразия и единства научных дисциплин.

10. Философия, методология и гуманитарные науки.

11. Классическое философствование и философско-метафизические проекты в сфере гуманитарного познания.

12. Постклассическое философствование и философско–методологические программы в области гуманитарных наук.

13. Диалектика как проект и методология гуманитарного и социального познания.

14. Феноменология и гуманитарное познание.

15. Соотношение онтологии, феноменологии и герменевтики в “Бытии и времени” Хайдеггера.

16. Концепция феноменального тела М. Мерло-Понти. Феноменология как способ философствования, формирующий целостное миропонимание.

17. Герменевтика как методология гуманитарного познания.

18. Герменевтика в системе древнегреческой культуры.

19. Герменевтика Августина.

20. Культура Возрождения и новые акценты в герменевтике.

21. Предмет, задачи и цель герменевтики по Шлейермахеру.

22. Сравнительный анализ герменевтики Шлейермахера и Гегеля.

23. Концепция герменевтики Г. Шпета.

24. Философская герменевтика Х.Г. Гадамера.

25. Диалог в интерпретации Х.Г. Гадамера.

26. Герменевтика «Я есть» П. Рикера.

27. Аналитическая философия и гуманитарное познание.

28. Статус психологии в аналитической программе Рассела.

29. Концепция объяснения и понимания Г.Х. фон Вригта.

30. Семиотико - структуралистская концепция гуманитарных наук.