Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006 (стр. 57 из 57)

Аналитическая философия и гуманитарное познание.

Статус психологии в аналитической программе Рассела.

Концепция объяснения и понимания Г. Х. фон Вригта.

Семиотико - структуралистская концепция гуманитарных наук.

Методологические идеи «русского структурализма» (В. Пропп, О. Фрейденберг).

Концепция археологии знания М. Фуко.

Постструктурализм и гуманитарное познание.

Грамматология Ж. Деррида.

Философско—методологические проблемы гуманитарных наук: соотношение общих и особенных определений мышления.

Концепции философии истории и историографии. Спекулятивные, аналитические и постмодернистские версии философии истории.

Методология исторической науки. Историческое описание, специфика исторического факта и проблема существования исторической теории.

Интернализм и экстернализм как стили мышления в историографии науки.

Философия как гуманитарное познание. Тема Я-Другой-Мы в философии.

Понятие текста, его исторические аспекты.

Понятие знака (Августин, Моррис, Соссюр, структурализм, постструктурализм).

Онтологизация проблемы понимания.

Идея герменевтического круга в истории герменевтики (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер).

Вопрос о возможности "лучшего понимания" в герменевтической традиции (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер).

Идея контекста в методологии гуманитарных наук (Шлейермахер, Бахтин).

Проблема диалогичности гуманитарного знания (Шлейермахер, Гумбольдт, Бахтин, Шпет, Гадамер).

Проблема авторства в современной методологии гуманитарных наук (герменевтико-феноменологическая программа, постструктурализм).

Проблема авторства в постструктуралистской программе (М.Фуко, Р. Барт).

Концепции философии истории (Гегель, Р. Коллингвуд, марксизм, постструктурализм).

Философия и методология психологии.

Методология клинического психоанализа З. Фрейда и его философская интерпретация.

Рекомендации по использованию информационных технологий.

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.auditorium.ru/aud/index.php Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.)

Заключение

Опыт исторического бытия и самопознания философии показывает, что она полагается как самоосмысление человека, общества, человечества. Философия конституировалась в духовной культуре как вид духовной деятельности, осмысливающий мировоззренческие вопросы человеческого бытия и познания. Формируя целостный взгляд на мир и на человека-в-мире, философия осмысливает тему бытия и мышления, творчески исследует их соотношение, в конкретных исторических условиях идеологически санкционирует то принцип их тождества, то принцип их различАния.

Непосредственно осваивая опыт бытия человека-в-мире, философия осмысливает темы бытия и ценности, познания и практики, исследует взаимосвязь практического, познавательного и ценностно-оценочного отношений человека к миру. Сложная структура опыта бытия человека-в-мире и своеобразие философского мышления определяют структурирование философского вопрошания. В системе философии возникает различие и взаимосвязь общих и особенных тем философствования. Это позволяет соединить абстрактные смыслы философского мыследействия с определенными ареалами опыта бытия человека-в-мире.

Так возникают традиции метафизического и неметафизического философствования, онтология и аксиология, гносеология и праксиология, что в определенном смысле составляет теоретическое ядро философии. На ее основе осваиваются локальные ареалы опыта бытия человека-в-мире, что проводит к становлению философии природы, общества, культуры, человека, философии глобальных, региональных и личностных проблем человеческого бытия. Осмысливается соотношение философии и логики. Возникают этика и эстетика, философия науки и техники, философия религии и философия права, философия политики и философия идеологии.

Реализуя свое своеобразие, философия как многообразие и единство философских наук осуществляет мировоззренческую и методологическую, ценностно-оценочную и прогностическую функции. Посредством них философское знание транслируется в культуру, в практику жизни. В современной цивилизации возрастает значение коммуникативного потенциала философии. Она осознает себя как форма интеллектуальной коммуникации современного человечества, позволяющая средствами разума осмысливать самоценность человеческой личности, гармонизируя ее с оценкой ценности человеческой жизни в целом.

Практика современной жизни требует развития диалога философских традиций Запада и Востока, Севера и Юга, диалога культур, жизненно необходимого в условиях нарастающей проблематизации бытия человека-в-мире.

Традиция философствования, осмысливая жизненные проблемы человека, общества, человечества, преодолевая свой собственный гипертеоретизм, возвращается к своим истокам, обретает статус философии как мудрости жизни.

Учебное издание

Мартынович Сергей Федорович

Философские науки: Учебно-методическое пособие для студентов

Учебно-методическое пособие

Работа издана в авторской редакции

Подписано в печать 09.11.2006 г. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать трафаретная.

Объем 13, 43 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ №

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Типография АВП “Саратовский источник”

Лиц. ПД№7-0014 от 29 мая 2000 г.

г. Саратов, ул. Университетская, 42, оф. 22

Т. 52-05-93

Издательский центр “Наука”

г. Саратов, ул. Пугачевская, 117, кв. 50