Студенткам и студентам целесообразно осваивать курс Философия на основе внимательного изучения рабочей программы, лекций преподавателя, текстов классиков философии, разработавших парадигмальные концепции философии.
При подготовке докладов и рефератов целесообразно точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.
Литература.
Мартынович С. Ф. Философия науки: архетипы, методы // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. Том I.. - М.: Современные тетради, 2005, с. 368-369.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 11–294
Ницше Ф. Так говорил Заратустра // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 295–556
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО, 1998, с. 557– 748
Ницше Ф. К генеалогии морали // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС. Харьков: ФОЛИО,1998, с. 749– 882
Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 883–970
Ницше Ф. Антихрист // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 971–1040
Рассел, Б. Исследование значения и истины. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
Рассел, Б. История западной философии. Кн. 3. Изд–во Новосибирского ун–та, Новосибирск. 1994.
Рассел, Б, Человеческое познание: Его сфера и границы. Киев: Ника центр; Вист-С. .: 1997.
Рассел Б. Логический атомизм // Аналитическая философия: Становление и развитие. М., Дом интеллектуальной книги. Прогресс — Традиция, 1998. С. 17-37.
Фейербах Л. История философии. Собр. произв.: В 3 т. Т. 1. М. 1967a.
Фейербах Л. История философии. Собр. произв.: В 3 т. Т. 2. М. 1967b.
Фейербах Л. История философии. Собр. произв.: В 3 т. Т. 3. М. 1967c.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
Хабермас Ю. К проблематике смыслопонимания в эмпирико-аналитических и поведенческих науках // Ступени. 1994.
Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. № 4.
Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины Философия.
№ п/п | Наименование раздела, подраздела, темы лекции | Бюджет учебного времени | Форма текущего и итогового контроля | ||||
Всего | в том числе | ||||||
лекции | лабораторные и практические | семинарские занятия | самостоятельная работа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Очная полная программа | |||||||
1. 1.2 1.3 и т.д. | Раздел Подраздел Лекция и т.д. | 60 | 30 | 30 | зачет | ||
Тема 1. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 2. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема3. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 4. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 5. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 6. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 7. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 8. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 9. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 10. | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 11 | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 12 | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 13 | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 14 | 4 | 2 | 2 | ||||
Тема 15 | 4 | 2 | 2 | ||||
итого | 60 | 30 | 30 | ||||
Очная форма в ускоренные сроки | |||||||
Очно-заочная форма | |||||||
Заочная полная форма | |||||||
итого | |||||||
Заочная форма в ускоренные сроки | |||||||
Раздел 3. Содержание учебной дисциплины Философия.
Оглавление.
Введение.
Часть I. Философия как мета-философия.
Тема 1. Природа философского знания, его структура и функции. Проблемность и предметность философствования.
Тема 2. Определения понятия философии как установки философского самосознания и конструктивные принципы философского творчества.
Часть II. Философия как история философии.
Тема 3. Возникновение философии: Индия, Китай, Греция.
Тема 4. Историческое бытие философии и историография философии.
Часть III. Общие темы философии.
Тема 5. Метафизика. Метафизический и неметафизический способы философствования.
Тема 6. Онтология.
Тема 7. Аксиология.
Тема 8. Теория познания.
Тема 9. Праксиология.
Часть IV. Особенные темы философии.
Тема 10. Природа и натурфилософия, естествознание и философия естествознания.
Тема 11. Общество, эмпирическое познание общества, философия общества (социальная философия).
Тема 12. Культура, научное описание культуры, философия культуры.
Тема 13. Философия человека.
Тема 14. Философия науки.
Тема 15. Проблематизация бытия человека, общества, человечества. Философия глобальных проблем.
Заключение.
Введение.
Философия - традиционная сфера человеческой культуры, важнейшее направление духовной и когнитивной жизни человека, общества, человечества. Философские знания составляют основу научно-познавательной деятельности, формируют универсальные смыслы человеческой жизни.
Учебный курс философии состоит из четырех частей, гармонично связанных друг с другом в единое целое. В первой части философия рассматривается как мета-философия. Во второй части философия представлена как история философии. В третьей части осмысливаются общие темы философии. В четвертой части исследуются особенные темы философии.
Часть I. Философия как мета-философия.
Тема 1. Природа философского знания, его структура и функции. Проблемность и предметность философствования.
1. Основные понятия.
Философия, мета-философия, инструмент философствования, универсум философствования, предмет философии, рефлексивность философствования, проблема в философии, метод философии, функции философии, концептуальность философского учения, классическая философия, неклассическая философия, свобода мышления.
2. Содержание.
Понятие философии. Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) как свободное, критическое осмысление мира, человека, опыта бытия человека в мире, как вид общественного сознания и познания мира, вырабатывающий систему идей и знаний об основаниях бытия человека в мире. Философия как форма духовной деятельности, осуществляющая осмысление оснований мировоззрения, как теоретическое ядро мировоззрения. Мышление посредством понятий как инструмент философствования. Философское мышление о мире как универсуме действия объективных сил. Теоретическое обоснование и логическая аргументация, анализ и синтез как проявления рациональности философского исследования. Философия как мудрость.
Многообразие философских учений, направлений, традиций как фундаментальный факт специфики философского знания.
Концептуальность философского учения. Жиль Делез о философии как концептогенезе. Понятие концепта философского учения. Атомы Демокрита, идеи Платона, субстанции Аристотеля, cogito Декарта, a priori Канта, дух Гегеля, практика Маркса, Da-Sein Хайдеггера, ризома постструктурализма как исторические примеры концептов философских учений.
Понятие метода философствования. Историческое многообразие методов философствования. Догматический, скептический, критический, аналитический, антропологический, феноменологический, диалектический, герменевтический методы. Метод философии как проблема.
Предметность философии. Опыт бытия человека в мире как универсальный предметный мир философского вопрошания. Философия как мышление бытия. Философия как мышление мышления. Изменение понимания предмета философии. Философия как наука наук. Аристотель о первой философии (метафизике) как учении о сверхприродном мире, определяющем принципы второй философии (физики). Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Антиметафизическая направленность позитивизма и изменение предмета философии: философия как методология научного познания. Философия как мышление бытия и как мышление мышления. Преобразующая деятельность человека как предельное условие возможности мышления бытия и познания объективного мира. Философия как анализ универсалий культуры, ее всеобщих определений, выражаемых в предельно общих понятиях — категориях. Философия как аналитика бытия понимающего. Философия как теоретическое самосознание человека, общества, человечества.
Проблемность философского исследования. Понятие проблемы в философском исследовании. Проблемы метафизического философствования и философствования неметафизического. Принцип проблемной типологии философских учений. Проблема данности предмета в познании: оппозиция сенсуализма и интеллектуализма. Проблема происхождения знания: оппозиция эмпиризма и рационализма. Проблема реальности объектов возможного знания: оппозиция реализма и антиреализма. Проблема количества субстанций: оппозиция монизма и плюрализма. Проблема возможностей разума в постижении универсума философствования: оппозиция рационализма и иррационализма. Поиск согласия относительно множества проблем философии. Характер обсуждения и условие возможности решения проблем философии. Феномен разрешимости-неразрешимости философских проблем.
Задачи философствования. Задача традиционной, классической философии - создать предельно универсальную картину мира и места человека в нем. Неклассическая философия как отказ от этой задачи на основании признания несамодостаточности мышления, его обусловленности бытием (природой человека, практикой, языком, культурой, историей). Задача философии как самосознания своей эпохи. И. Кант об основных вопросах философия: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек, в чем смысл и цель его бытия? Теоретическое осмысление проблемы отношения человека и мира как самоопределение философии, как основа размышления об отношении мышления и бытия, субъекта и объекта, духа и материи, возможности и действительности, свободы и необходимости.