Смекни!
smekni.com

Науки, религии, и философии (стр. 142 из 201)

«Внемли мне... когда я утверждаю эту чудесную тайну... Внемли также до конца о назначении причин. Нос и язык, и глаз, и кожа, и ухо, как пятый (орган чувств) ум и понимание[932], эти семь (чувств) должны быть поняты, как причины (познавания) качеств. Запах, и вкус, и цвет, звук и осязание, как пятое, объект умственного действия 584] и объект понимания (высшее духовное чувство или восприятие), эти семь суть причины действия. Тот, кто обоняет, кто вкушает, кто видит, кто говорит, и кто слышит в пятых, кто думает, и кто усвоил, – эти семь должны быть поняты, как причины посредников. Эти (посредники), обладая качествами (саттва, раджас, тамас), пользуются своими качествами, приятными и неприятными»[933].

Современные комментаторы, будучи не в состоянии понять тончайшего смысла древних учений, толкуют фразу «причины посредников», как означающую, что «способности обоняния и пр., когда они приписываются «Я», заставляют его казаться посредником или действенным принципом»(!), что совершенно фантастично. Эти «семь» понимаются, как причины посредников, потому что «объекты являются причинами, ибо пользование ими производит впечатление». Эзотерически это означает, что эти семь чувств производятся посредниками, которые являются «божествами», иначе, что означает или может означать следующая фраза? Так сказано, «эти семь (чувств) суть причины освобождения», то есть, когда эти причины становятся не действенными. И далее фраза – «среди знающих (мудрых Посвященных), кто понимают все качества, кто занимают положения (вернее в природе) божеств, каждое на своем «месте», и так далее, просто означает, что «знающие» понимают природу Нуменов различных феноменов; и что «качества» в данном случае означают качества высоких планетных или элементарных Богов или Разумных Сил, которые управляют элементами и их порождениями, а вовсе не «чувствами», как это думает современный комментатор. Ибо мудрые не предполагают, что их чувства имеют что-либо общее с ними, тем более с их «Ego».

Когда мы читаем в Бхагават Гите Кришны, что Божество говорит:

«Только немногие знают меня, истинно. Земля, вода, огонь, воздух, пространство (или Акаша, Эфир), ум, понимание и эгоизм (или восприятие всех предыдущих на плане иллюзии)... это есть низшая форма моей природы. Знай, что есть другая (форма моей) природы и выше этой, которая неодушевлена. О ты, обладающий мощными десницами, которыми поддерживается эта Вселенная... Все это соткано на Мне, как число жемчужин на нити[934]. Я есмь вкус в воде, О сын Кунти! Я свет солнца и луны. Я есмь... звук («т. е., оккультная сущность, которая лежит в основании всех этих и других качеств различных, упомянутых вещей.» – Перевод.) в пространстве... благоуханный запах земли, блеск огня... и пр.»[935].

Истинно, следовало бы изучать оккультную философию прежде, нежели 585] искать и проверять тайны Природы лишь на ее поверхности, ибо лишь тот, «кто знает истину о качествах Природы, кто понимает создание всех существ... освобожден» от заблуждения. Говорит Наставник:

«Когда правильно понимается великое (древо), от которого невидимое (оккультная природа, корень всего) есть росток из семени (Парабраман), состоящего из понимания (Махат или Всемирная, Разумная Душа), как его ствол, ветви которого суть великий эгоизм[936], в отверстиях которых растут побеги, именно, чувства, из которых великие (оккультные или невидимые) элементы суть грозди цветов[937], грубые элементы (грубая объективная материя), малые ветви, которые всегда покрыты листьями, всегда покрыты цветами... которое вечно и семя которого Браман (Божество); и, срубая его прекрасным мечем – знанием (Тайной Мудрости) – человек достигает бессмертия и освобождения от рождения и смерти»[938].

Это есть Древо Жизни, Древо Ашваттха, лишь срубив его, человек, раб жизни и смерти, может быть освобожден.

Но люди науки ничего не знают и не хотят слышать о «Мече Знания», употреблявшемся Адептами и Аскетами. Отсюда односторонние замечания даже самых свободомыслящих среди них, исходящие и основанные на незаслуженном значении, придаваемом произвольным подразделениям и классификациям физической науки. Оккультизм обращает очень мало внимания на них, а Природа еще меньше. Вся серия феноменов происходит из Первоначала Эфира – Акаши, ибо Акаша, имеющая двоякую природу, исходит из так называемого недифференцированного Хаоса, последний будучи первичным аспектом Мулапракрити, Основной Материи, и первой абстрактной Идеей, которую можно представить себе о Парабрамане. Современная наука может подразделять свой гипотетически представляемый эфир всеми способами, как она это пожелает; истинный Эфир пространства останется все же таким, каков он есть. Он имеет свои «семь начал» так же, как и все остальное в Природе, и если бы Эфира не существовало, то не было бы и «звука», ибо он является вибрирующим резонатором в Природе во всех своих семи дифференциациях. Это первая тайна, которую Посвященные древности постигли. Наши настоящие нормальные физические чувства, с нашей настоящей точки зрения, были ненормальными в ту эпоху медленной, прогрессивно нисходящей эволюции падений в Материю. Были дни, когда все, что в наше время рассматривается, как исключение, так озадачивающее физиологов и ныне принужденных верить в это – именно, передача мыслей, ясновидение, яснослышание 586] и пр., т. е., говоря короче, все, что теперь называется «чудесным и ненормальным» – когда все это и гораздо большее принадлежало к чувствам и способностям, общим всему человечеству. Тем не менее, круг, который мы проходим, заставляет нас возвращаться назад и, в то же время, продвигаться вперед, то есть, потеряв в духовности то, что мы приобрели в физическом развитии – почти до конца Четвертой Расы, мы зато теперь постепенно и неуловимо теряем в физическом все, что мы снова получаем в наступающей духовной эволюции. Этот процесс должен идти вперед до периода, который приведет Шестую, Коренную Расу на линию параллельную с духовностью Второй Расы, давно исчезнувшего человечества.

Но едва ли это будет понято сейчас. Мы должны вернуться к подающим надежды, хотя и немного неправильным гипотезам д-ра Ричардсона относительно «Нервного Эфира». Акаша, в ошибочном переводе слова, как «Пространство», была явлена в древних индусских системах, как Перворожденный «от Единого, имеющий лишь одно качество – «Звук», который семеричен. На эзотерическом языке это Единое есть Бог-Отец, а Звук есть синоним Логоса, Глагола или Сына. Д-р Ричардсон, проповедуя сознательно или несознательно, должно быть последнее, избирает низшую форму семеричной природы этого Звука и, рассуждая о ней, добавляет:

«Теория, которую я предлагаю, состоит в том, что нервный Эфир есть животный продукт: в различных видах животных он может разниться в физическом качестве так, чтобы быть приспособленным к особым нуждам животного, но по существу он играет ту же роль во всех животных, и производится у всех одинаковым способом.»

В этом лежит ядро заблуждения, ведущее ко всем ошибочным взглядам, проистекающим отсюда. Этот «Нервный Эфир» есть низшее начало Первичной Сущности, которая есть жизнь. Это есть Животная Жизненность, рассеянная во всей Природе и действующая согласно условиям, которые она находит для своей деятельности. Это не есть «животный продукт», но, именно, живое животное, живой цветок и растение являются его продуктом. Животные ткани поглощают его только соответственно их более или менее здоровому или болезненному состоянию, – как это делают физические материалы и ткани (в своем прегенетическом состоянии, nota bene) – и с момента рождения данного Индивида ткани эти регулируются и укрепляются и напитываются им. Этой жизненностью в большем количестве снабжается растительное царство через солнечный луч Сушумна, который освещает и питает Луну, и именно посредством ее лучей он проливает свой свет на человека и животного и проникает в них больше во время их сна и покоя, чем когда они проявляют полную деятельность. Потому д-р Ричардсон снова заблуждается, утверждая, что:

«Нервный эфир, согласно моему представлению о нем не есть сам по себе деятель или возбудитель животного движения в смысле силы; но является существенным, как доставляющий условия, 587] благодаря которым движение становится возможным (как раз наоборот)... Он проводник всех вибраций теплоты, света, звука электрического действия, механического трения[939]. Он держит всю нервную систему в совершенном напряжении, на всем протяжении жизненных состояний (верно). Он выявляется посредством упражнений, работы (скорее порождается)... и когда спрос на него превышает снабжение, недостаток его обнаруживается нервным упадком или истощением[940]. Он скопляется в нервных центрах во время сна, приводя их, если возможно так выразиться, к их должному тонусу, и тем поднимает деятельность мускулов и пробуждает новую жизнеспособность.»

Именно так: это вполне точно и понятно, потому:

«Тело, вполне обновленное им, являет способность к движению, полность формы, жизнь. Тело, лишенное его, являет инерцию, аспект сморщенной смерти и очевидность потери чего-то физического, что было в нем, когда оно жило

Современная наука отрицает существование «жизненного принципа». Это извлечение есть ясное доказательство ее большой ошибки. Но это «физическое нечто», что мы называем флюидом жизни Liquor Vitae – Парацельса, не покинуло тело, как это думает д-р Ричардсон. Оно только изменило свое состояние из активного в пассивное и стало скрытым, благодаря слишком нездоровому состоянию тканей, над которыми он больше не имеет власти. Когда rigor mortis становится абсолютным, Liquor vitae вновь пробуждается к действию и начинает свою работу над атомами химически. Брама-Вишну Творец и Охранитель Жизни превращается в Шиву Разрушителя.