Согласно учениям, Майа – иллюзорная видимость чередующихся событий и действий на этой Земле – изменяется и разнится соответственно народам и местностям. Но главные черты жизни каждого человека всегда в согласии с «Созвездием», под которым человек родился, или, так сказать, с характерными чертами, оживотворяющего его принципа или Божества, который управляет этим созвездием, назовем ли мы его Дхиан-Коганом, как в Азии, или Архангелом, как называют его в греческой и латинской церкви. В древнем Символизме это всегда было Солнце – хотя подразумевалось Духовное, но не Солнце видимое – которое посылало главных 700] Спасителей и Аватаров. Отсюда связующее звено между Буддами, Аватарами и многими другими воплощениями высочайших Семи. Чем ближе подход к своему Прототипу в «Небесах», тем лучше для смертного, личность которого была избрана его собственным личным Божеством (Седьмым Принципом), как свое земное обиталище. Ибо с каждым усилием воли к очищению и объединению с этим «Богом в себе» один из низших Лучей пресекается, и духовная сущность человека притягивается выше и выше к Лучу, замещающему первый, до тех пор, пока от Луча к Лучу Внутренний Человек не притянется к единому и высочайшему Лучу Отче-Солнца. Таким образом, «события человечества протекают в соответствии с число-образами, ибо как отдельные единицы, так и все, происходят из одного источника-Центрального Солнца и его тени – видимого солнца. Ибо равноденствия и солнцестояния, периоды и различные фазы солнечного движения, выраженные астрономически и численно, являются лишь конкретными символами вечно живущей истины, хотя они кажутся непосвященным смертным абстрактными идеями. И этим объясняются необычайные числовые совпадения с геометрическими соотношениями, отмеченные несколькими авторами.
Да; «наша судьба начертана в звездах!» Но чем ближе единение между смертным отображением, каким является Человек, и его небесным Прототипом, тем менее опасны внешние события и последующие воплощения, – которых ни Будда, ни Христос не могут избежать. Это не есть суеверие, и менее всего фатализм. Последний предпосылает слепое течение еще более слепой мощи, но человек – свободный деятель во время своего пребывания на Земле. Он не может избежать своей руководящей Судьбы, но он имеет выбор двух путей, которые ведут его в этом направлении, и он может достичь предела несчастья – если оно ему предназначено – либо в снежно-белых одеждах мученика, или же в запятнанных одеждах добровольца тропы зла; ибо существуют внешние и внутренние условия, которые влияют на решение нашей воли в отношении наших поступков, и зависит от нас самих, следовать тем или другим. Итак, кто верит в Карму, должен верить в Судьбу, которую от рождения до смерти каждый человек ткет нить за нитью вокруг себя, как паук свою пряжу; и эта судьба направляется или небесным гласом невидимого Прототипа вне нас, или же нашим, более близким, астральным или внутренним человеком, который, увы, слишком часто является злым гением воплощенной сущности, называемой человеком. Оба эти ведут вперед внешнего человека, но один из них должен преобладать; и с самого начала невидимого конфликта суровый и неумолимый Закон Воздаяния вступает и действует, точно следуя 701] за колебаниями борьбы. Когда последняя нить соткана и человек как бы обернут в сеть своих деяний, он видит себя всецело во власти судьбы им самим сложенной. И тогда она или прикрепляет его, как неподвижную ракушку к недвижной скале, или же уносит его, подобно перышку в вихре, вызванном его собственными действиями, и это есть КАРМА.
Один материалист, обсуждая периодические созидания нашей планеты, выразил это одною фразою:
«Все прошлое Земли есть ничто иное, как неразвернувшееся настоящее.»
Этим писателем был Бюхнер, который мало предполагал, что он повторял аксиому оккультистов. Также правильно, как это замечает Бурмейстер, что:
«Историческое исследование развития Земли доказало что теперь и тогда опираются на одно основание; что прошлое развивалось тем же способом, как развертывается и настоящее; и что силы, которые были в действии, всегда остаются теми же самыми»[1109].
Силы – скорее их Нумены – конечно, те же самые; потому и феноменальные Силы должны быть теми же. Но как можно быть так уверенным, что атрибуты Материи не изменились под рукою Протея-Эволюции? Как может материалист утверждать с такою уверенностью, как это делает Россмэсслер, говоря:
«Эта вечная соответственность в сущности феноменов устанавливает с достоверностью, что огонь и вода обладали во все времена теми же силами и всегда будут обладать ими.»
Кто они, «кто затемняют рассуждение словами, лишенными знания», и где были Гёксли и Бюхнеры, когда основания Земли были заложены Великим Законом? Та же самая единородность Материи и неизменяемость законов Природы, которые так поддерживаются материализмом, являются основным принципом Оккультной Философии; но это единение покоится на неотделимости Духа от Материи, и если бы они были разъединены, то весь Космос вернулся бы в Хаос и в He-Бытие. Потому совершенно ошибочно, и есть лишь добавочное доказательство великого самомнения нашего века, утверждать, как это делают ученые, что все великие геологические изменения и ужасающие катаклизмы прошлого были произведены простыми и известными физическими Силами. Ибо эти Силы были лишь орудиями и конечными средствами для завершения некоторых предначертаний, действуя периодически и видимо механически посредством внутреннего импульса, смешанного с их материальной 702] природой, но за пределами ее. Есть назначение в каждом важном действии Природы, все действия которой цикличны и периодичны. Но так как духовные Силы обычно смешивались с чисто физическими, то первые отрицаются, и потому, не будучи исследуемы, они остаются неизвестными науке[1110]. Говорит Гегель:
«История Мира начинается с ее общей цели, постижения идеи Духа – только в неясно выраженной форме (an sich), то есть, как Природы; скрытый, глубоко скрытый бессознательный инстинкт, и весь процесс Истории... направлен, чтобы выявить этот бессознательный импульс в сознательный. Итак, проявляясь в форме простого, естественного существования, природная воля – то, что было названо субъективною стороною – физическое вожделение, инстинкт, страсть, личный интерес, так же как и мнение и субъективное представление – самопроизвольно выявляются при самом начале. Это обширное скопление желаний, интересов и деятельностей является орудием и средствами Мира-Духа для достижения своей цели: привести его к самосознанию и осознанию этого. И эта цель не что иное, как нахождение себя – приближение к себе – и созерцание себя в конкретной действительности. Но, что эти проявления жизнеспособности со стороны индивидов и народов, проявления, в которых они ищут и удовлетворяют свои личные цели, являются одновременно и орудиями высшего и более широкого назначения, о котором они ничего не знают – которое они бессознательно ощущают – могли бы явиться вопросом для обсуждения; или, вернее, уже были обсуждаемы... в самом начале я высказал мой взгляд по этому поводу и утверждал нашу гипотезу... и наше убеждение, что Разум управляет Миром и, следовательно, управлял его историей. По отношению к этому независимому, универсальному и субстанциональному существованию – все остальное подчинено, подлежит ему и служит средством его развития»[1111].
Ни один метафизик или теософ не будет возражать против этих истин, которые все воплощены в Эзотерических Учениях. Существует предопределение в геологической жизни нашей планеты, так же как и в истории прошлого и будущего рас и народов. Это тесно связано с тем, что мы называем Кармой, и что называется пантеистами Запада Немезидою и Циклами. Закон эволюции несет сейчас нас по восходящей дуге нашего цикла до момента, когда следствия еще раз будут поглощены и вновь станут тогда нейтрализованными причинами, и где все, что было затронуто ими, обретет свою первоначальную гармонию. Это будет циклом нашего особого Круга, мгновением на протяжении Великого Цикла или Махаюги.
Тонкие философские замечания Гегеля находят применение в 703] учениях Оккультной Науки, которая указывает, что Природа действует с определенной целью, результаты которой всегда двояки. Это было установлено в наших первых томах об Оккультизме в следующих словах:
«Так же как наша Планета ежегодно совершает оборот вокруг солнца и в то же время обращается однажды вокруг своей оси в каждые двадцать четыре часа, пробегая, таким образом, меньшие циклы внутри большего, так и работа меньших циклических периодов совершается и вновь начинается внутри Великого Сароса. Оборот физического мира, согласно древней доктрине, сопровождается таким же оборотом в мире интеллекта – духовная эволюция мира следует циклами, так же как и физическая. Так мы видим в истории правильную смену прилива и отлива в приливе человеческого прогресса. Великие царства и империи мира, достигнув кульминационной точки своего величия, вновь спускаются в соответствии с тем же законом, в силу которого они восходили, пока человечество, достигнув низшей точки, не утвердится вновь и не поднимется еще раз, причем высота его достижения, по закону восходящей спирали циклов, будет на этот раз несколько выше той точки, с которой оно раньше спустилось»[1112].