[212] Доктрина о вращении Земли вокруг своей оси преподавалась пифагорейцем Гисетом, кажется, за пять веков до Р. Хр. Также она утверждалась его учеником Экфантом и Гераклитом, учеником Платона. Неподвижность Солнца и орбитальное вращение Земли были указаны Аристархом Самосским в 281-ом году до Р. Хр., как предположения, отвечающие фактам наблюдения. Гелиоцентрическая теория была также утверждена около 150 года до Р. Хр. Селевком, из Селевкии, на Тигре. (Она преподавалась за 500 л. до Р. Хр. Пифагором. – Е. П. Б.). Также указывается, что Архимед в своем труде «Psammites» вводил Гелиоцентрическую теорию. Сфероидальность Земли определенно утверждалась Аристотелем, который приводил в доказательство этого форму тени Земли на Луне во время затмений. (Aristoteles, De Coelo, lib. II. cap. XIV). Та же мысль защищалась Плинием (Nat. Hist., II, 65). Эти воззрения были как бы утеряны для знания более, нежели на тысячу лет...» (Winchell «World-Life», 551–2).
[213] О Вихревых Атомах.
[214] Ор. cit., 567.
[215] Сокращенная выдержка из «Principia Rerum Naturalium».
[216] Липики.
[217] То есть: Первый теперь является Вторым Миром.
[218] Вселенная Мысли, лишенная формы.
[219] Мир Теней Первичных Форм, или Умственный.
[220] В Риг-Веде мы находим имена Браманаспати и Брихаспати, чередующимися и эквивалентными друг другу. Также см. Брихадараньяка Упанишада: Брихаспати есть Божество, называемое «Отцом Богов».
[221] «Logic» – II, – 125.
[222] Сделал уже первые три.
[223] Воинства.
[224] Четыре Аспекта суть тело, его жизнь или жизнеспособность, и «двойник» тела – триада, исчезающая со смертью личности – и Кама-Рупа, разлагающаяся в Кама-Лока.
[225] «On Amos», IV.
[226] «Theol. Cir.», I, VII.
[227] См. «Оккультный Мир», стр. 89, 90.
[228] Так фраза: «Natura Elementorum obtinet revelationem Dei» (Clemens, Stromata, IV-6) – приложима как к тем, так и к другим, или же ни к кому. Справься в «Zends». II – 228, и «De Iside» Плутарха, в сравнении Лайарда в «Academie des Inscriptions», 1854, vol. XV.
[229] Исход, XXVI, XXVII.
[230] «Antiquitates», I, VIII, гл. XXII.
[231] «Chinese Buddhism», стр. 216.
[232] «Человек заменяет здесь «Дракона». Сравни Духов офитов. Ангелы, признанные Римско-католическою церковью, и соответствующие этим «Лицам», у офитов именовались: Дракон – Рафаил; Лев – Михаил; Бык – Уриэль; и Орел – Гавриил. Эти Четверо сотрудничают с четырьмя евангелистами и, следовательно, предсуществовали Евангелиям.
[233] Иезекиил, I.
[234] Евреи, за исключением каббалистов, не имея наименований для Востока, Запада, Юга и Севера, выражали это представление словами: впереди, позади, направо и налево, и очень часто смешивали термины экзотерически, делая, таким образом, сокрытия в Библии еще более трудными для толкования. Добавьте к этому еще факт, что из сорока семи переводчиков Библии времени короля Якова, лишь трое понимали еврейский язык, и из них двое умерли прежде, нежели был переведен Псалтирь («Royal Masonic Cyclopaedia»); легко представить себе, насколько можно положиться на английский перевод Библии. В этом труде мы следуем римско-католическому толкованию.
[235] Вертикальная линия или цифра 1.
[236] Круг.
[237] Также для тех, кто, и т. д.
[238] Мир, лишенный Форм, и Мир Форм.
[239] «Theosophist». Февр. 1877, стр. 303.
[240] Эти добровольные воплощения называются в нашей Доктрине Нирманакая – переживающие духовные принципы человека.
[241] Сукшма Шарира – иллюзорное тело, как бы «тело сновидений», в которое облечены низшие Дхиани небесной Иерархии.
[242] Сравни это эзотерическое положение с доктриной гностиков, находимой в «Pistis - Sophia» (Знание - Мудрость), в трактате которой Софиа (Ашамот) представлена, как потерявшаяся в водах Хаоса (Материи) на ее пути к Высочайшему Свету; и Христос, освобождающий и помогающий ей на праведном Пути. Заметьте, что «Христос» у гностиков означал Безличный принцип, Атмана Вселенной и Атму каждой человеческой души, но не Иисуса. Хотя в старых коптских манускриптах, в Британском Музее, «Христос» заменен «Иисусом» и другими терминами.
[243] Catechism of the Visishthadvaita Philosophy – N. Bhâshyacharya, члена Теос. Общ., недавно умершего пандита библиотеки Адиара.
[244] «Träume eines Geistersehers», приведенные С. С. Massey в его предисловии к «Spiritismus» фон Гартманна.
[245] «Книга Мертвых», Поль Пьерре, гл. XVII, стр. 61.
[246] См. также другие данные по поводу этого особого выражения – День «Приди к Нам»; напр. «Погребальные Обряды Египтян», соч. виконта де Руже.
[247] Хаос.
[248] Наша Вселенная.
[249] «The Theosophist», Февр. 1887, стр 305
[250] Op. cit., стр. 306.
[251] Называют Мадхья то, начало и конец чего неизвестны; Пара же означает бесконечный. Все эти выражения относятся к Бесконечности и к делению времени.
[252] Ор cit., стр. 307.
[253] От санскритского Лайа, точка материи, где всякая дифференциация прекратилась.
[254] «Пять лет Теософии», статья «Личный и Безличный Бог», стр. 200.
[255] Элементы (стихии).
[256] Дробь.
[257] Presidential Address before the Royal Society of Chemists, – Март, 1888.
[258] Стр. 242.
[259] Миры.
[260] Период в 311,040,000,000,000 лет по Браманическим исчисленьям.
[261] См. «The Scientific Arena», ежемесячник, посвященный текущим философским учениям и их влияниям на религиозную мысль нашего века, за Июль, Август и Сентябрь, 1886, Нью-Йорк, издатель А. Уильфорд Холл, д-р Философии.
[262] Это именно и есть, кажется нам, наименование, примененное J. W. Keely из Филадельфии, к тому, что он также называл «Эфирными Центрами». Он был изобретателем знаменитого «двигателя», долженствовавшего, как надеялись его поклонники, революционировать двигательные силы мира.
[263] Луна мертва только что касается ее внутренних принципов, т.е., психически и духовно, как бы нелепо не казалось это утверждение. Физически она как бы полу-парализованное тело. Оккультисты правильно определяют ее, как «Матерь Безумная», Великий Небесный Лунатик.
[264] Тем не менее, Оккультисты, вполне доверяя своим точным рекордам, астрономическим и математическим, исчисляют век человечества и утверждают, что человечество (уже разделенное на два пола), существовало в этом Круге именно 18,618,727 лет, как это отмечено в браминских учениях и в некоторых индусских календарях.
[265] Комментарии на Станцы перенесены на страницу 248.
[266] «Esoteric Buddhism» и «Man: Fragments of Forgotten History».
[267] В Сокровенных Книгах перечислено гораздо больше планет, нежели в современных астрономических трудах.
[268] Стр. 48
[269] Cм. «Esoteric Buddhism» – «The Constitution of Man», and the «Planetary Chain».
[270] Winchell – «World-Life».
[271] Стр. 113. – (Пятое издание).
[272] Стр. 185–6.
[273] Коша означает буквально – «оболочка». Оболочка каждого принципа.
[274] Жизнь.
[275] Астральное тело или Линга Шарира.
[276] Стхула Упадхи или основа принципа.
[277] Буддхи.
[278] См. Диаграмму II.
[279] Выдержки из Писем Учителя на разные темы.
[280] В этом труде мы лишь мимоходом затрагиваем другие Сферы.
[281] «Esoteric Buddhism» – стр. 136.
[282] «Lucifer» Май, 1888.
[283] «Esoteric Buddhism», (5-ое изд.), стр. 46.
[284] Ор. cit., стр. 49.
[285] Ор cit., стр. 140.
[286] Страница 206 – Supra.
[287] Оккультизм разделяет периоды Покоя (Пралайи) на несколько видов: существует Индивидуальная Пралайа каждой Сферы, когда человечество и жизнь переходят на следующую – семь малых Пралай в каждом Круге; Планетная Пралайа, когда семь Кругов закончены: Солнечная Пралайа, когда вся система приближается к концу и, наконец, Всемирная Пралайа, Маха или Брама Пралайа, при завершении Века Брамы. Это главные Пралайи или «Периоды Разрушения». Имеется много других малых, но мы сейчас не можем ими заниматься.
[288] Стр. 48–49.
[289] Ibid.
[290] «Физические» означает здесь дифференцированные для космических целей и работ; эта «физическая сторона», несмотря на то, что она вполне объективна для познавания существ на других планах, для нас на нашем плане она совершенно субъективна.
[291] Стр. 276 et seq.
[292] Там же.
[293] См. Диаграмму, ор. cit., стр. 277.
[294] Ор. cit., 273 – 4.
[295] Ор. cit., 274 – 5.
[296] II – 278 – 9.