[540] «Семь Ангелов Лика» у христиан.
[541] «Philosophumena», VI, 42.
[542] «The Kabbalah Unveiled», 47.
[543] «Quabbalah», 233.
[544] Стр. 79.
[545] Arnobius, VI, XII.
[546] Мы употребляем термин, принятый и освященный употреблением, и потому более понятный читателю.
[547] Cм. Dunlap, «Sôd: the Mysteries of Adoni», 23.
[548] У древних евреев, как доказывает это Ле Клэрк, слово Улум означало просто время, начало и конец которого не были известны. Термин «Вечность», говоря точно, не имел в еврейском языке того смысла, который ведантисты придают Парабраману.
[549] Зохар, I, 20а.
[550] В индусском Пантеоне двуполый Логос есть Брама-Творец, чьи Семь «Разумом-рожденных Сынов» суть первоначальные Риши-Строители.
[551] Раввин Симеон говорит: «О, спутники, спутники, человек, как эманация, был одновременно мужчиной и женщиной, как на стороне Отца, так и на стороне Матери, и тaкoвo значение слов: «И Элохим сказал: Да будет Свет… и был Свет…» и это и есть двуначальный человек». (Выдержки из Зохара, – 13, 15). Потому Свет в Книге Бытия означает Андрогинный Луч или «Небесного Человека».
[552] Зохар, III, 290.
[553] Ор. cit., II, 261.
[554] IX, 1.
[555] «Chaldean Account of Genesis», 62–63.
[556] Семь Лебедей, которые, согласно верованию, спускаются с Неба на Озеро Мансаровара, в народном воображении являются Семью Риши Большой Медведицы, принимающими этот образ для посещения тех мест, где были написаны Веды.
[557] Petronius, «Satyricon», CXXXVI.
[558] «Progress of Religious Ideas», I, 17 et seq.
[559] III, 165.
[560] Гл. LIV, 3.
[561] Гл. XXII, 1.
[562] Гл. XLII, 13.
[563] Гл. LIV, 1, 2; Гл. LXXVII, 1.
[564] Вишну Пурана, I, 39.
[565] Ор. cit., ibid.
[566] Гл. XVII, 50, 51.
[567] Гл. XLII, 13.
[568] Гл. LXXX, 9.
[569] См. «Our Figures» Макса Мюллера.
[570] Каббалист скорее будет склонен предполагать, что раз арабское cifron было заимствовано от индусского sunyan-ничто, то и еврейские каббалистические Сефироты (Sephrim) были взяты от слова cipher, не в смысле пустоты, а в смысле сотворения путем чисел и по ступеням эволюции. И Сефиротов 10 или
.[571] См. «Gnostics and their Remains», King’а, 370 (второе изд.).
[572] «De Vita Pithag.».
[573] Год его рождения дан, как 608 до Р. Хр.
[574] То есть, 332 г. до Р. Хр.
[575] «Metaphysic», VII. F.
[576] «Euterpe», 75, 76.
[577] «De Cultu Egypt.».
[578] XXI, 5 et seq.
[579] Вторая Книга Царств, XVIII, 4.
[580] Supra, стр. 386, 387.
[581] III, 124.
[582] Movers, «Phöinizer», 282.
[583] «Разоблаченная Изида», I, 56.
[584] Weber, «Akad. Vorles.», 213 et seq.
[585] Таким образом, китайцы как бы предварили теорию сэра Уилльяма Томсона, о том, что первый зародыш жизни был обронен на Землю какой-либо проходящей кометою. Вопрос – почему это следует называть научным, а китайскую мысль суеверной и глупой теорией?
[586] Ср. Movers, «Phoinizer», 268.
[587] Богинями его троицы были Сати и Ануки.
[588] Пта был первоначально Богом Смерти, разрушения, подобно Шиве. Он Солнечный Бог только в силу того, что огонь Солнца также убивает, как и дает жизнь. Он был национальным Богом Мемфиса, Лучезарный и «Прекрасно-Ликий» Бог.
[589] Книга Чисел.
[590] Уильсон, Вишну Пурана, I. Введение, LXXIV–V.
[591] В буддийских эзотерических традициях существует любопытное сведение. Экзотерическая или аллегорическая биография Готамы Будды указывает, что этот великий Мудрец умер от несварения желудка, после вкушения «свинины и риса». Действительно, очень прозаическая кончина, в которой очень мало элемента торжественности! Это объясняется как аллегорический намек на то, что Он был рожден в Кальпе «Вепря» или Вараха Кальпе, в которой Вишну принял образ этого зверя, чтобы поднять Землю из «Вод Пространства». Так как брамины происходят прямо от Брамы и, так сказать, как бы отождествляются с Ним, и так как, в то же время, они являются смертельными врагами Будды и Буддизма, то получается любопытный, аллегорический намек и сочетание. Браманизм «Вепря» или Вараха Кальпы уничтожил религию Будды в Индии, смел ее с лица страны. Потому сказано, что Будда, который отождествляется с Его Философией, умер от последствия вкушения мяса дикой свиньи. Сама мысль, что тот, кто установил самое суровое вегетарианство и уважение к животной жизни, даже отказываясь есть яйца, как носителей зародышей жизни, умер от несварения мяса, есть нелепое противоречие, вызвавшее недоумение многих востоковедов. Во всяком случае, настоящее объяснение раскрывает аллегорию и объясняет все остальное. Вараха не простой вепрь, но первоначально понимался, как допотопный и полуводяной зверь, «любящий игры в воде». (Вайю Пурана.)
[592] Согласно полковнику Уильфорду, «Великая Война закончилась в 1370 г. до Р. Хр.». («Asiatic Researches». XI, 116) По Бэнтлею в 575 г. до Р. Хр.!!! Можно надеяться, что еще до конца этого столетия Эпопея Махабхараты будет провозглашена современной войнам великого Наполеона!
[593] См. «Royal Asiat. Soc.» IX, 364.
[594] Кн. VI, гл. 3.
[595] В Веданте Nyâya, Nimitta, откуда Naimittika переводится как деятельная Причина, когда она противоставляется Упадане, физической или материальной Причине. В Философии Санкья, Прадхана есть Причина, подчиненная Браме или, вернее, Брама сам, будучи Причиной, выше Прадханы. Потому перевод «Incidental» как – Случайная, не точен и следовало бы перевести, согласно указанию некоторых ученых, «Идеальная» Причина; даже «Истинная Причина» было бы лучше.
[596] XII, IV, 35.
[597] Вайю Пурана.
[598] Уильсон, Вишну Пурана, I, 3.
[599] Главный Кумара или Девственный Бог, Дхиан-Коган, который отказывается творить. Прототип Арх. Михаила, тоже отказывающегося создавать.
[600] См. заключительные строки в отделе – «Хаос; Теос; Космос».
[601] Там же, IV.
[602] Подобное будущее вряд ли согласуется с христианской теологией, предпочитающей вечный ад для своих последователей.
[603] Термин «Элементы» должен быть понят как означающий не только видимые и физические стихии, но также то, что Св. Павел называет Элементами – Духовные, Разумные Силы – Ангелы и Демоны в их манвантарической форме.
[604] Когда это описание будет правильно понято востоковедами в его эзотерическом значении, тогда будет ясно, что космическое соотношение Элементов – Мира может лучше пояснить соотношения физических сил, чем те, которые нам известны сейчас. Во всяком случае, теософы увидят, что Пракрити имеет 7 форм или начал, «считая от Махата до Земли». «Воды» означают здесь мистическую «Матерь», Лоно Отвлеченной Природы, в котором зарождается Проявленная Вселенная. Семь «Зон» относятся к Семи Отделам этой Вселенной или Нуменам Сил, которые вызывают ее к Бытию. Все это аллегория.
[605] Вишну Пурана. Кн. VI, гл. 4. Ошибки Уильсона исправлены и термины подлинника поставлены в скобках.
[606] Так как это Маха, Великая, или так называемая Окончательная Пралайа, которая описывается здесь, то все вновь поглощается Первичным Единым Элементом. «Сами Боги, Брама и все остальное» исчезает, как сказано, во время этой длительной «Ночи».
[607] «Строители» в Станцах.
[608] Из «Сифра ди-Цениута», с. I, §16 et seq., как это переведено в Каббале Мейера, 232–3.
[609] Сравни «Сифра ди-Цениута».
[610] Кн. I, гл. 3.
[611] Стр. 219, 221.
[612] Cм. Jacolliot, «Les Fils de Dieu» и «l’Inde des Brahmes», стр. 230.
[613] Если это не пророчество, то что же иное?
[614] Вишну Пурана, перев. Уильсона. Кн. IV, гл. XXIV.
[615] В Матсья Пуране сказано Катапа.
[616] Вишну Пурана, там же.
[617] Макс Мюллер переводит имя это, как Мориа из династии Мориа, к которой принадлежал Чандрагупта. (См. «Историю Древней Санскритской Литературы».) В Матсья Пуране, гл. СС XXII говорится о династии десяти Мориа или Maurya. В той же самой главе утверждается, что Мориа будут царствовать в Индии, после восстановления расы Кшаттриев, через несколько тысячелетий. Только эта власть будет чисто духовной и «не от мира сего». Это будет царством будущего Аватара. Полковник Тод полагает, что Имя Мориа или Maurya есть искажение Мори, Раджпутанского племени, и комментатор на Махавансо считает, что некоторые раджи заимствовали свое имя Maurya от их города, называемого Мори или, согласно проф. Макс Мюллеру, – Morya-Nâgara, что более верно с подлинником Махавансо. Санскритская Энциклопедия Vâchaspattya, как нам сообщает наш Брат Деван Бахадур Р. Рагунат Рао из Мадраса, помещает Катапа [Калапа] в северной стороне Гималаев, т. е. в Тибете. То же самое утверждается в Бхагавата Пуране, Сканда XII.