Постигнув истинную суть состояния полной завершенности и зная философские принципы и духовные учения как не-буддистов, так и буддистов, Учитель может создать прямое понимание сущности вопроса в уме ученика. Он знает, как указать возвышенный путь, ведущий к пониманию этой квинтэссенции. Ученик должен полагаться, на человека, не зараженного отвлекающими мирскими заботами или чисто семантическими размышлениями. Такому достойному наставнику следует угождать всеми видами даров.
Эта драгоценная сокровищница — подлинный Учитель,
Наносящий квасцы на золото для его очистки14,
Привлекает благодаря своей бесконечной ценности.
Противоположностью этому истинному Наставнику является такой, который путается в смысле духовных учений и философских принципов буддистов и не-буддистов. Стремясь к вещам и семантическим отличиям, получая удовольствие от развлечений и увеселений, он нарушает свои клятвы и обеты. Человек, ведущий людей, верящих, но не имеющих руководства, по тупиковому пути, преследующий материальную выгоду с помощью религии, выходит за пределы истинного смысла изначальной реальности. Таким образом, он учит других лишь словам, как будто они обладают некой духовностью. Ему не суждено достигнуть понимания даже самому. Всякому понятно, что такое кривлянье следует оставить.
Наивные обманом заманиваются на путь, являющийся всего лишь идеей,
Не имея времени ни на поиск, ни на осознание, —
Как смогут они искать действительность на ее собственных условиях?
Следуя учению похожего на обезьяну Учителя15, не имеющего логической основы,
Вы становитесь на ложный путь.
В целом, обучающийся должен иметь преданность идее, прочную уверенность в себе, сильную любовь к жизни вообще, твердую веру и способность быть благородным.
Это послание, которое действительно раскрывает
Изначальное состояние личности, выше всех оснований;
Это сущностная реальность Чистого и Полного Присутствия.
Оно должно быть передано теми, кто его постиг,
Тем, кто крепко верит, решителен и предан;
Кто настроен сочувственно и не меняет своего мнения;
И тем, кто предоставит свое тело, потомство, супруга и состояние
С верой и радостью, но без желания.
Такие ученики характеризуются своей верой и преданностью идее.
Ученики, стремящиеся понять это учение, почитают Учителя без гордости и самомнения и поступают, не отклоняясь от устного наставления. Способные слушать, не утаивая ни тела, ни жизни, оставив заботу об этой жизни, они могут выполнить свое намерение. Также ученики достигнут своих целей в соответствии с указаниями Наставника и смогут стойко держаться своих обетов.
Тот, кто оставляет славу, свободен от гордости,
И кто действует во имя внутреннего смысла,
Не заботясь о теле или жизни,
Является тем, кто не преступает слов Наставника.
Эти ученики получают учение нерожденных, глубочайшую истину.
Когда ты постиг сущностное учение,
как может мирская суета влиять на тебя?
Когда учение постигнуто, ученик называется
Достигшим согласно проповеди руководителя.
Когда обеты верно соблюдаются,
Ученикам дается это устное разъяснение.
После того, как он даст клятву продолжать
Следовать слову духовного Наставника,
Пока ученик и Учитель живы,
Ученику дается краткое изложение учения:
Созидательность Вселенной.
Таким образом, все богатство должно быть предложено Учителю. Учитель, дабы завершить накопление заслуг, принимает без желания то, что предложено, и предлагает его Трем Драгоценностям.
...короче, даже тело и жизнь должны быть предложены,
А тем более пища, предметы и животные, даже если они не нужны.
Достойный человек примет их, предлагая их Трем Драгоценностям.
Слушай, Махасаттва!
Дается история Учения,
Ибо из нее возникает изначальная уверенность.
История Учения показывает три пути, которыми передается его смысл:
1. Через естественную самотождественность,
2. Через средство, являющееся посланием, чья форма отражает содержание,
3. Через литературное сочинение.
Это означает следующее:
1. Из всей области опыта, неограниченной сферы реальности, являющейся огромным пространством, свободным от всякой лжи, Высший принцип устройства вселенной проявляется, отражая глубинную структуру существующего. В этой сфере, представляющей собой громадный дворец, террасированный светом, он осуществляет связь путем активации неразрушимой познавательной реакции из вечно-юного осознания, которое является его собственным изначальным состоянием, равно как и Пяти Будд. Этот процесс затем переходит в измерение полного богатства существования, которое передает сообщение своими собственными средствами
2. Ганрабу Дорже в материальном измерении. Он общался грамматически правильно (при помощи языка)
3. с великим учителем Манджушримитрой.
Тот недвусмысленно передал динамическое значение Великому Учителю Шри Симхе, который передал самую тайную суть предмета удивительному переводчику Вайрочане17, тот передал великое недвойственное изначальное сознание принцу Юда Ньинпо (gyu gra snying po), а тот передал пассивную сферу реальности Чогро Кьесан Легмину (lcog rо skyes bzang legs smin). Он же, в свою очередь, передал неизменную землю Рва Жалби Ванпо (rba rgyal ba'r dbang po), a тот передал небесное сравнение Зурчогги Ламе (mtshur mchog gi bla ma), который передал великую стабилизацию в естественном состоянии Дун Еше Ванпо (drung ye shes dbang po). Он сообщил недвойственную природу Зуртон Ринчен Дагпе (zur ston rin chen grags pa), а тот сообщил изначально чистый факт существования Че Ганвэ Ванпо (lсe dga' ba'i dbang po). Он сообщил уникальный факт сознания без утверждения или отрицания Ньян Ринчен Цемо (snyan rin chen rtse mо), а тот сообщил действенное состояние вещей, которое полностью выше интеллекта, Шойже Кунга Дондубу (chos rje kun dga' don grub). Он же сообщил о непридуманном незапятнанном и самовозникающем Лоббону Шонну Дондубу (slob dpon gzhon nu don grub)18, а тот передал изначальную свободу вне причин и следствий Лончену Рабжампе (klong chen rab 'byams pa), практикующему естественное состояние полной целостности.
Он передал это Жамьяг Кунга Жалцану ('jam-dbyangs kun dga' rgyal mtshan). Тот передал это Цугмэ Шойже Ринпоче Радже (mtshugs med chos rje rin po che raja).
Необходимая основа признания для себя реальности изначального сознания, чем и занимается ум — это фаза йогической медитации о Гуру.
Быстро движущееся изначальное сознание,
Cвободное от всякого размышления,
Подобно драгоценному камню,
Получаемому от всех духовных друзей.
Не опредмечиваемое, не зависимое от трансформации,
Оно естественно удовлетворяет все желания.
Не существующее при анализировании,
Оно действительно возникает,
Когда вы оказываетесь в этом состоянии.
Конкретно оно не очевидно,
Но в аспекте возникновения может быть показано всем.
Драгоценное сокровище,
Умнейший мудрец, беспристрастный к себе и другим,
Учит через бескорыстие и сострадание
И зовется Тот, кто завершает все.
Сядьте удобно. Совершите Прибежище, зародите сострадание, не ограниченное каким-либо определенным объектом, и, вспомнив, что вы — вневременны и небытийны, вы мысленно должны представить темно-синий Hum, испускающий лучи света. Это символизирует единство природы вашего ума и тела. Этот свет через сферическую матрицу (сноп) лучей очищает все проявляющееся внутренне или внешне в пределах субъект-объектной дихотомии. Таким образом, все проявляющаяся видится, как боги и богини в высшей обители.
В этой сфере представьте себя темно-синим Ваджрасаттвой с одним лицом и двумя руками, украшенным шелками и драгоценностями, сидящим в ваджрасане. В правой руке у сердца ваджр, в левой руке сбоку — дильба. Представьте пучок (матрицу) световых лучей, распространяющихся в виде радуг из вашего сердца в десяти направлениях. На макушке вашей головы представьте стебель лотоса, где сидит украшенный драгоценными камнями лев. На этом льве сидит Учитель, дающий вам основное посвящение как воплощение19 Созидательности Вселенной. Его тело синее, у него одно лицо, а две его руки образуют жест созерцательного cпокойствия. Он — измерение всеобщности, украшенное символом свободы от всякой лжи и соответственно представлен без одежды, в ваджрасане, полностью бессущностный.
Теперь представьте Учителей линии преемственности20 являющихся в сиянии света в виде бесконечного числа Будд пяти родов, каждого, наряженного в своей манере, и совершенно бесплотных. На концах световых лучей, исходящих из тел этих Будд в десять сторон света, представьте измерение бытия полного богатства и форм шести мудростей, которые есть волшебное измерение, появившееся на благо мира21. Дыша по типу ваджра, повторяйте мантру Om a: Hum как можно дольше22. Затем все исчезает в Высшем упорядочивающем принципе Вселенной; находясь в сфере, лишенной сущности, повторяйте a: бесконечное число раз. После этого, произнеся: «Да будут все явления сансары и нирваны освобождены в изначальное состояние», можете встать. Это весьма сложное и превосходнейшее упражнение.