Таким образом, поскольку все присутствующее в виде формы, звука и мысли, с самого своего появления во времени существовало как эти три нерожденные интегрированные структуры, с самого начала ведите жизнь этой великой недвойственности, не вдаваясь в понятийный анализ. Путем осознания того, что существа и их миры являются этими интегрированными структурами, утверждения, отрицания, противоядия и препятствия будут определенно освобождены в своем месте.
Привыкните к факту, что все, что мы принимаем или отрицаем, двойственно утверждаем или отрицаем (как, например, удовольствие и отвращение, счастье и горе, красота и уродство, страх и чувство безопасности, болезнь и здоровье, враги и друзья, любовь и ненависть, и т.д.), имеет один вкус, и, таким образом, установка (оценка) меняется.
Слушай, Махасаттва:
не создавай двойственности из единого состояния.
Счастье и горе едины в Чистом и Полном Присутствии.
Будды и существа — одно в природе ума.
Проявленности и существа,
Окружающее и его обитатели едины в реальности.
Даже двойственность правды и лжи одинакова в реальности.
Не цепляйтесь за счастье; не избегайте несчастья.
Так все происходит.
Пристрастие к удовольствию приносит несчастье.
Полная ясность, будучи внепонятийной,
Является самовосполняющимся изначальным сознанием.
И:
Слушай: вот как нужно применять учение:
Поскольку все нравственное и безнравственное,
Принятие и отрицание, красота и уродство, большое и малое,
Являются одним Чистым и Полным Присутствием,
Осознайте, что в реальности нечего принимать или отвергать;
Осознайте, что нет ни красоты, ни уродства;
Осознайте, что нет действия и бездействия;
Осознайте, что нет ни центра, ни периферии;
Осознайте, что Чистое и Полное Присутствие не имеет корня,
Основы или происхождения.
Слушай: вот как надо применять учение.
Не иди против того, что ты делаешь,
Потому что действие и бездействие нерожденны.
Через знание этого все, что ты делаешь — нерожденная реальность.
Слушай: поскольку путь жизни,
Ведущейся в соответствии с созидательным разумом,
Похож на пространство, он не может быть измерен или подсчитан.
Являясь недвойственным, он вне пределов существования и несуществования.
Это образ действия Чистого и Полного Присутствия.
Даже пять объектов желания следует понимать как Чистое и Полное Присутствие.
Пять объектов желания и отвращения — также Чистое и Полное Присутствие.
Поймите, что пять причин ощущения
Являются работой этого Чистого и Полного Присутствия.
Поймите, что три сферы и их жизненные формы
Являются деятельностью природы ума.
Путь жизни, который не осознает нерожденного,
Не является источником победителя, говорю я.
Также:
Слушай! Я, Чистое и Полное Присутствие,
Созидательный разум, проявляющий вселенные,
Не учу тех, кто окружает меня, Реальности,
Которую можно подтверждать или отрицать.
Я не учу о расщеплении единого надвое.
Я не анализирую то, что выше анализа.
Я не исправляю того, что естественно, невыдуманно.
Пусть все, что вы делаете, и все возникающее
Остается просто в естественном состоянии без преднамеренности.
Это есть истинная свобода.
Также:
Путь жизни в соответствии со мной, созидательным разумом,
Приводит к достижению целей путем предоставления всему быть без борьбы.
Поскольку все включено в эту внутреннюю реальность,
Нечего принимать или отвергать.
Применение этого самоотождествления, не имеющего двойственности, разрушает замок противоядий и отрицаний. Сторож, стерегущий противоядия, разрушается. Противоядия от проблем, с которыми сталкиваются при созерцании, не применимы здесь. Вы вне узкой дороги надежды и страха. Спонтанное достижение состояния созидательности не прогрессирует постепенно и не основано на трех временах. Поэтому оно называется Полностью исчерпавшим все мирское существование уровня угасания и перехода в реальность27. Живя этим путем, вы необходимо продвигаетесь в развитии и созерцании.
Не ищу Будду нигде, кроме самой врожденной свободы, не имеющей ни корней, ни почвы, — чистого факта осознания в настоящий момент.
Слушай: измерение существа — это Чистое и Полное Присутствие.
Из Чистого и Полного Присутствия исходит измерение существа.
Ни единого атома нельзя выдумать.
Следовательно, Будда не оторван от разума.
Измерение полного богатства существования —
Также Чистое и Полное Присутствие.
Из Чистого и Полного Присутствия
Исходит измерение полного богатства существования.
Феномены, возникающие из разума, не имеют формы
Вне измерения полного богатства существования.
Измерение призрачного существования
Является Чистым и Полным Присутствием.
Чистое и Полное Присутствие — это пять призрачных проявлений28.
Нет никакой пользы от существ
Вне Чистого и Полного Присутствия.
Все Будды трех времен не существуют
Вне Чистого и Полного Присутствия.
Будды прошлого видели и осознавали,
Что их собственный ум — это невыдуманное состояние.
Будды настоящего, осознавая,
Что их несозданные (невыдуманные) умы не выдуманы,
Даже сейчас являются причиной благополучия существ.
Будды будущего не будут учить,
Что этот самовозникающий факт осознания
Был предварительно придуман.
Это нынешнее невыдуманное состояние созерцания
Происходит от пребывания на невыдуманном пути.
Следовательно, в сфере этой невыдуманной, незапятнанной реальности три измерения существования и их изначальные сознания спонтанно присутствуют сами по себе, прямо сейчас, и не могут быть построены или разъединены.
Нет ни одного состояния, которое не являлось бы
Обширным состоянием присутствия.
Это — местонахождение и обиталище всего.
Так оставайтесь в нем, которое не может быть ни построено, ни разъято.
Здесь нет необходимости постепенного
Продвижения или очищения чего-либо.
Что ж, если я в настоящий момент действительно Будда, присутствуют ли шесть уровней осознания (реализации)? Они полностью, абсолютно присутствуют!
Знаком этого непрекращающегося,
Самовозникающего изначального осознания
Является полная ясность пяти органов чувств.
Это называется УРОВНЕМ СВЕТА ПОВСЮДУ.
Отсутствие какой-либо формы влечения или отрицания
Известно как ЛОТОС БЕЗ СТРАСТЕЙ;
Это — состояние Чистого и Полного Присутствия,
Которое не возникает и неразрушимо,
Я также называю неразрушимым пониманием.
Самовозникающее изначальное состояние
Распределено по всей моей неизмеримости, истинной природе,
Это известно как УРОВЕНЬ ИНТЕНСИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ.
Все явления, существующие в целостной структуре
Чистого и Полного Присутствия,
Моей собственной сущности,
Известны как УРОВЕНЬ ВЕЛИКОГО КОЛЕСА БУКВ.
Поскольку форма, общение и сознание ни происходят, ни уничтожаются,
Это известно как УРОВЕНЬ НЕРАЗРУШИМОГО ПОНИМАНИЯ;
Здесь причина и следствие не отличаются.
Явления, возникающие в уме, —
Хорошее и плохое, приятие и отрицание —
Изначально несуществующие.
Это я называю УРОВНЕМ НЕРАЗЛИЧЕНИЯ29.
Хотя мы можем выделить шесть аспектов в этом единстве, они ничто иное как единственное измерение самовозникающего изначального состояния. Таким образом, мы говорим об одном УРОВНЕ ПОЛНОЙ ЗАВЕРШЕННОСТИ.
Присутствующее (в настоящее время) осознание с самого начала не имеет препятствий и не отклоняется от реальности как таковой. Индивидуальная чистота пяти чувственных восприятий и индивидуальная чистота страстей, проявляющиеся как пять изначальных осознаний, известны как игра изначального осознания. Поскольку они полные сами по себе и их не нужно искать, нет необходимости надеяться или бояться.
Слушай: изначальное осознание Созидательности Вселенной
Не поддается оценке и лишено непоследовательности.
Оно ясное и бесплотное, как небо, мы называем его нерожденным.
Не отрываясь от единства самовосполняющегося изначального сознания,
Детали переживания ясно определяются, не будучи придуманными.
Тот, кто полностью осознает и действительно ощущает это,
Называется ДИТЯ ВЕЛИЧЕСТВЕННОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОСТИ.
Более того, нет цели, кроме осознания естественной свободы, не требующей усилий, совершенной, без изъянов, этого уникального факта осознания, самоизлучающего и свободного от дискурсивности.
Слушай: поскольку я являюсь спонтанно, без усилий завершенным,
Я убежден, что ты, осознав соответственно,
Будешь полностью понимать все события и значения, как я.
Вздохнешь с облегчением в этом состоянии,
Изначально не требующем усилий.
Я, Всеобщая Созидательность, гарантирую это.
И
Слушай: поскольку природа ума спонтанно совершенна,
Я не учу совершенству или несовершенству.
Не разделяю надвое удовольствие и тревогу.
Будь свободен от надежды на нирвану и страха сансары.
Видение восьми причинно ориентированных подходов предполагает причину и следствие; таким образом, необусловленная реальность соотнесена с фоном. Утверждают, что Будда — это не то же, что присутствующее сознание. Это все равно, что сказать: после очищения и преображения неба появится другое чистое небо, не такое, как настоящее. Точно так же можно сказать, что присутствующий разум есть сам Будда, и благодаря заботе о его истинной чистоте случайные концептуализации очищаются в измерение ума как такового, подобно тому как мы очищаем грязную воду30. Следовательно, это путь естественного, спонтанного совершенствования, изначальная йога, в которой три измерения существования возникают сами по себе.