Смекни!
smekni.com

Лонгчен Рабчжампа. Драгоценный Корабль. Разъяснение Смысла Бодхичитты — Царь Всетворящего (стр. 23 из 26)

Но даже если все-все взять
И в пустоте просозерцать —
Того, кто станет созерцать,
И улучшать, и улучшать —
Пустой идеей пустоты
Опутает неверный мозг.
Не следует природе тот —
Какую пользу в пустоте
Найдет?

Мечту с мечтой соединять,
Идей пркрасных и дурных
Довольно в жизни накопить —
Все так же строить без конца
Все тот же город бытия.
Кто думал о хорошем — два
Пути блаженства узнает,
Кто думал о плохом, тот три
Дурных участи найдет —
Но вихрь жизни все равно
Не победит!

Где нет причины для любых,
Хороших или же плохих
Деяний — нет и следствий их.
Кто не блуждает среди них —
В одежды неба облачен.

В поток существования
Корабль рассудка устремив,
И в гавань созерцания
Стараясь невзначай приплыть —
Из моря жизни и труда,
От утомления без конца
Спастись не может человек,
Из моря на берег другой
Не сможет выйти. У кого
Есть созерцающая мысль,
Есть созерцаемый предмет —
Тому с усилием результат
Удастся, может быть, достичь,
Но от вращения бытия
Не будет способа спастись.

Вверху, в небесной вышине,
Играет яростная мощь
Творения мудрости.
А царь несосредоточения
Не жаждет власти. Этот царь
От двойственного бытия
Совсем избавлен. Он живет,
Не зная «переноса душ»
И «становления в трех мирах».

Страданья жизни на того,
Кто ядом рвения, забот
Усилий, тяжкого труда
С усердьем сердце отравил,
Прольются ливнем.

Без забот бездельник —
Царь Блаженный Ум.
Само-Собой Свободный царь
Во всем уверенность обрел.
Распространив — соединив
Идеи, мысли и мечты,
Веселье мудро испытал.
Извечной мудрости достиг
Без заблуждений. В естестве
Величия проповедь узнал.

Уму свободу пожелав,
Врожденный ум не улучшай!
Ведь улучшать и улучшать —
Себя воистину связать.
Природный механизм ума —
Совершенно Безыскусный царь,
Обрадованный тем, что есть,
Без действий и усилий, вмиг
Спасающийся до конца.
С собой не споря никогда,
Слова «иметь» и «не иметь»,
«Дать», «взять» — оставил навсегда.
Забыв основу, путь и плод,
Совсем-Совсем Свободный царь
Не знает «переноса душ»
И «становления в трех мирах».

Нельзя сказать, вообразить
Как совершенно без конца
Сосредоточие бытия,
Где вовсе нечего спасать,
И вовсе не на что смотреть,
Нельзя «увидеть» и «назвать».
Оставь воображенный мир
И в «дельность» образов не верь,
Слова «иметь» и «не иметь»,
«И то — и то», «ни то — ни то»
Забудь!

Все четыре границы минуя,
В этом мире огромно-великом
Совершенной творящей природы,
В океане бездонно-безбрежном
Жемчугов, драгоценных сокровищ,
В средоточии луны и солнца,
Пустоты и врожденного блеска
Замечательно ясного света,
Во владениях царя недеяния,
Где не нужно копить богатство,
И нельзя с богатством расстаться,
Без оснований и причин
Во всех вещах увидишь свет
И собственную чистоту.

Не омраченный, сам собой
Свободный механизм ума
Мелькнул — задержка, засиял —
Вс-все свободно так, как есть.
Слова «свободно» или «нет»
Подобны снам, но если нет
Корней — свобода здесь и там.
Увы, все это лишь слова.

Царь знания в теле истины
Уверен, в ясном и пустом
Великом создидании,
Свободном всюду и всегда,
Уверен в вечной чистоте
И совершенстве без конца,
Не истребимом никогда,
Уверен в неизменности
Непринужденной цельности,
Разбившей основания,
В естественном величии
Всеобщего спасения.

Врожденной, юной, без затей
Обычной мудрости простой
Путь избавления и побед
Совсем свободен сам собой,
И в помощи ни у кого
Для улучшения его
Нужды нет. В средоточении
Всегда свободного ума
И нерожденной полноты
Все-все явления — друзья,
Источник заблуждения
«Принятия — отвержения»
Иссяк.

Большое чудо — знать
Все о прекрасном и дурном,
Все о блаженстве и любви,
Обрадоваться мудрости
Природы своего ума,
Мир и спасение не делить,
И различением их себя
Не обмануть.
Спасение всего в одном,
Единство мира не спасешь.
Так познается механизм
Всегда свободного ума.

Надстройки, основанья нет,
Свобода всюду, навсегда —
О изначальная страна!
И сущности по сути нет,
Свобода же обнажена —
О истинная пустота!
Друзей и родственников нет,
Свободно все само собой —
О наш пустой врожденный ум!
Везде все чисто, так, как есть,
Свобода вспыхивает вмиг,
В мгновение — о этот миг!
Свобода, просияв, взошла.
Пред ней равны все времена.
Всего, что «было», «будет» — нет.

Добро, припасы не копи.
Все так — оставь все так, как есть.
Все здесь и там — само собой
Появится и пропадет,
Но не старайся все узнать.
Не фантазируй чересчур,
Фантазий силой не держи.
«Внутри», «снаружи» мира нет —
Лишь пустота, как в небесах.
Внутри же «пустота ума»
Обширно распространена.
Явленья сведены на нет,
Сведен на нет и самый ум.
Лишь радость, радость без конца!

Природа мира навсегда
Свободна от грехов ума.
В уме нет сути, а в миру
Нет загрязнения. Никогда
Не собирай и не бросай,
Не совершай, не прекращай,
Не жди, не бойся ничего!

Небывалый и беспричинный,
Несказанный, просто, безыскусный,
Навсегда и повсюду свободный
Механизм истины этой
Не нуждается в улучшении
Изнутри так же, как и снаружи.

Мощный царь совершенной свободы —
Непосредственный и непрерывный
Механизм познанья явлений
Цел и неисчерпаем. Познанье
Появляясь, рождает веселье.

Все хорошо само собой.
Не нужно ничего искать.
Кричать и думать прекрати.
Оставь, забудь предметы чувств.
Не «наблюдай», не «созерцай»
И слов таких не говори.
Так без хлопот рассудок наш,
Тупую силу обуздав,
Свое блаженство узнает.

Беспристрастна, без предубеждений
Все пронизывающая мудрость.
Светел, тих, прожденно распахнут
Несравненный, особенный смысл.
Кто искать его станет усердно —
Никогда так и не обнаружит.
Кто оставил его в покое —
Видит вспыхнувший свет обретения,
Пьет веселие в истинном теле.
Воссияв, этот свет не исчезнет,
И ничто его не потревожит.
Таково существо осознания,
А победу дарует учитель.

Заблуждения различных учений
И сомнительные рассуждения
Позабудь — и сама собою
Вспыхнет собственная свобода.
Что за чудо святое знанье!
Что за чудо!

Невообразимо совершенство
Ум, тихо стремящийся в небо сознания,
Единственным семенем без почвы
Вспыхивает в ясном небе природы.
Это достижение
Неизменно милосердного великого луча света —
Не вспышка и не пустота,
Но раздвигающее четыре границы
Всеобъемлющее средоточение
Пустых образов всего и вся.

Пусть этот исчерпывающий рассказ
О полном и целостном средоточении
Прирожденной свободы,
О преодолении четырех границ
На крыльях совершенства великого Гаруда
Послужит неотвратимому, бесконечному
Совершенству
Всех живых существ.

Лончен Рабжампа,
Бездеятельный исполнитель
Обширного сосредоточения
Написал его в славном святилище Чимпу.

Добро, добро, добро!

Перевел с тибетского Андрей Матвеев.

Лонгчен Рабжампа (Нацог Рандол). О главной цели йог — проповедь конечной цели

Привет лучезарному Самантабхадре!

Привет обнаружившим понимание
Совершенно чистого ясного света пространства основы
Славным спасителям — учителям
Тантры из проповеди Победоносного,
Тантры — сигнала держателя мантры,
Тантры в ухо индивидуумам.

О главной цели

Извечно самосовершенного ясного света
Расскажу, как я понял. Слушай!

Чистота и самосовершенство первоначально ясного света
Заключают в себе главное значение сущности, природы и энергии.

Не распространяющаяся, не пресекающаяся, не уклоняющаяся
Природа проявляется, не создаваясь нигде,
И живет в пространстве основы.

Подобный свету в хрустале,
Появился блеск самосовершенства.

Поэтому проявляющиеся в основе и не запоминающие общей основы,
В силу совершенства и с помощью творческой энергии сострадания
Узнают собственное лицо самопроявления.

Так не последовавший за миром —
Вспышка сама собой завершилась в начале,
И не ушедший от основы —
Как свет, собранный в хрустале,
Всеблагой Самантабхадра спасся в пике основы.

Они же, в силу природы трех заблуждений,
От света переходят в основу ошибки страны и тела.
Ошибаются в виде сознания,
Сомневающегося в творческой энергии сострадательного знания.

Так появляются отдельные проявления трех миров и шести областей.

Во время ошибки у живых существ
Блаженный Уход — Сугата охватывается сердцем.

И хотя тело, речь и ум закрываются скорлупой привязанности,
Свет живет в виде сущности, природы и энергии сострадания
Тела Юного Сосуда середины сердца.

Кто понимает правило появления
В пустоте Тела Истины — тела СУЩНОСТИ,
В блеске самосовершенства ясного света ПРИРОДЫ,
В виде Тела Волшебства знания СОСТРАДАНИЯ —
Смысл несоединимых и неделимых Тела и Мудрости,
Кто пожелает — благодаря связыванию в главном механизме
Рассматривания и проницательности
Живет в естественном проявлении знания пространства,
В цели ясного света,
Благодаря исчерпанности улучшения действительности
Опустошает сознание движения.

Так, подобно концентрации света в хрустале,
В первоначальной чистоте проницаемые явления
Спасаются от горя.
Основа трансформируется в плод.

Три мудрости полностью очищаются
В Теле Истины — Дхармакае,
В Теле Счастья — Самбхогакае,
В Теле Волшебства — Нирманакае.

Элементы основы равноценного проявления
В Дхармакае Самбхогакаи и Нирманакаи —
Самосовершенство и сострадание —
Глубоки, ясны и тонки,
Как чистое хрустальное яйцо.

С их помощью проявление основы
Становится проявлением плода,
И таким образом Сабхогакая и Нирманакая проявляются снаружи.
И в мире усмиряемых труд Пробуждения совершается безгранично.