Здесь три пункта:
1 Предварительная практика: гуру-йога.
2 Основная часть: способ изложения наставлений.
3 Заключительная часть: метод предотвращения ошибок.
Обретение узнавания собственной сущности как изначального знания, постигающего природу ума, зависит от святого учителя. Это подразумевает необходимость применять гуру-йогу как стадию предварительной практики.
В 23 главе коренной тантры сказано:
Очень быстро постигающее знание, свободное от всяких помыслов,
Подобно великой драгоценности, происходящей от всех духовных друзей (bshes gnyen),
Вне любых представлений и не обнаруживающее никаких изменений,
По своей природе оно истинно исполняет все надежды.
Хотя его не обнаружить анализом, — если оставить его как есть, оно явится источником всякого блага.
Хотя конкретно не проявляется, оно указывает на себя во всех аспектах того, что влечет к себе (chags pa).
Тот, кто искусен в поучении без различения себе и других, — драгоценная сокровищница,
Ибо с состраданием, лишенным эгоизма, он указывает на то, что можно назвать объектом всех видов осуществления.
Сев на удобное сиденье, после /практик/ прибежища, сострадания, свободного от ограничений, и осознания того, что в абсолютном смысле твоя собственная сущность изначально не рождена, представь синий ХУМ как недвойственную природу собственных тела и ума. Исходящее из него сияние всепронизывающей сетью своих лучей очищает все проявления, предстающие внутренне и внешне как субъект и объект, и они видятся как природа мужских и женских божеств, пребывающих в Акаништхе.
Из этого состояния проявляешься как Саттваваджра, синего цвета, с одним лицом и двумя руками. Он сидит в позе бодхисаттвы, убранный шелками и драгоценностями. В правой руке у сердца он держит ваджр, а в левой у бедра — дильбу. Из его сердца подобно радуге излучается свет и как сияющая сеть распространяется в десяти направлениях.
Представь, что /у тебя/ на макушке, на сиденье, украшенном львами и драгоценностями, восседает коренной лама в облике Кунчжед Гьялпо, синего цвета, с одним лицом и двумя руками в мудре медитативного созерцания. Как символ дхармакаи, свободной от всех умственных построений, он являет себя в виде тела безо всяких украшений и одежды. Поскольку у него нет независимого бытия, он пребывает в позе ваджра.
Вокруг него — ламы линии преемственности, проявившиеся из его сияния в виде бесчисленного множества Будд пяти семейств. Все они не имеют независимого бытия, и каждый отмечен свойственными ему украшающими атрибутами. Из их тел в десяти направлениях вселенной расходятся бесчисленные лучи света, на концах которых проявляется бесконечное множество тел самбхогакаи, а также нирманакаи в виде шести Могущественных (муни), которые действуют на благо всей вселенной.
Произноси ОМ А ХУМ как можно дольше ваджрным начитыванием с помощью дыхания и голосом. В завершении этого всё собирается и растворяется в самом Кунчжед Гьялпо. Затем, свободно оставаясь в лишенном сущности состоянии, бессчетное число раз произноси А. В заключение, произнося «Пусть все дхармы сансары и ниваны освободятся в изначальном состояние!», можно вставать.
По своей сути это в высшей степени священное таинство. Если упражняться так полмесяца, возникает состояние постижения видимостей как суеты, похожей на сновидение и иллюзию. Благодаря этому само собой рождается сострадание к живым существам и постижение отсутствия собственного «я» всех дхарм. Разум перестает зависеть от отвлечений этой жизни и мирских устремлений, и с особой силой возникает удрученность мирским и устремленность к духовному (nges 'byung). Это способствует тому, чтобы сокровенное состояние Кунчжеда Гьялпо рождалось обнаруживаясь само собой.
(1) Воззрение, приводящее к окончательной уверенности.
(2) Медитация, преодолевающая рассудочное понимание.
(3) Поведение, устраняющее преграды.
(4) Плод, избавляющий от надежды и опасения.
(1) Достижение окончательной уверенности в том, что все явления (snang ba) — это развертывание игры (rol pa) ума.
(2) Достижение окончательной уверенности в том, что природа ума пуста.
Всё проявляющееся вовне и происходящее внутри (snang srid) невозможно определить иначе, как видения в собственном уме, подобным снам прошедшей ночи.
В 6 главе коренной тантры сказано:
Корень всех дхарм — Всетворящий, бодхичитта.
Как бы они ни проявились, в своей сущности — это я.
Как бы они ни возникали, это мое магическое действо.
Всё, что возникает как любые звуки и слова,
Есть выражение моего смысла, возникающее в словах и звуках.
Тела-каи, знание и достоинства будд,
Тела живых существ, их психические предрасположенности (bag chags; санскр. васана) и тому подобное —
Всё, что составляет внутреннее и внешнее одушевленной и неодушевленной вселенной,
Изначально по своей сути есть бодхичитта.
Таким образом, отсутствие постижения того, что нет ничего, что бы выходило за пределы магического действия собственного ума, считается сансарой.
Там же говорится:
Если не постигнута моявсетворящая природа,
То в попытке осмыслить созданные мною дхармы как нечто конкретное,
В силу боязни и влечения их определяют как некие проявления,
И возникает страх перед непостоянством, имеющим природу иллюзии.
По сути, это всё равно, что быть беспомощным слепцом.
Например, следует приучиться к такому состоянию, когда два аспекта: дхармы, являющие себя уму, и собственный ум — в истинном смысле недойственны, подобно тому, как это происходит в сновидении.
В 15 главе коренной тантры говорится:
Поскольку изначально все проявляющиеся дхармы
И собственный ум, природа дхарм, дхармата, суть одно,
Не отклоняйся от этого, как это делают в традиции причины и следствия.
Не отклоняйся от собственного ума, имеющего природу таковости.
Что бы ты ни пытался обнаружить вне таковости своего ума —
Оказывается лишь сущностью твоего бодхи.
Итак, нужно провести десять дней, практикуя состояние, в котором вещи, проявляющиеся в результате анализа, такие как (элементы) земля, вода, огонь, воздух и т.п., не обнаруживаются как нечто внешнее. Это позволит понять, что ничто, вплоть до последнего атома, не существует как отличное от бодхичитты, и обрести способность освободиться от измышляющей деятельности ума (spros pa), создающей тягу к иным (внешним) объектам.
Далее, что касается сущности (ngo bo) внешних проявлений, то в аспекте пустоты в смысле отсутствия собственной природы они объясняются как бодхичитта сущности, а в аспекте неуничтожимости в смысле многообразия проявлений — как игра энергии (rol pa) бодхичитты. Однако неправильно принимать проявления за сам ум, так как эти проявления возникают как игра энергии бодхичитты, но по своей сути не есть факторы мыслительного процесса (sems byung). Те, кто поддерживает такое представление, не различают ум и просветленный ум (бодхичитту). Бодхичитта — это свободное от умозрительных понятий изначальное знание, Ясный Свет природы ума. Ум же — это мыслительное привнесение (kun tu rtog pa; санскр. парикальпита), причина сансары.
В «Двух истинах» сказано:
Ум и факторы мыслительного процесса — это принадлежащие существам трех сфер
Умственные привнесения. Таково мышление, обладающее понятийностью (rnam pa can rtog).
На том уровне нашей природы, который есть бодхичитта, прекращены как деятельность ума, так и факторы мыслительного процесса. Ум — это создание понятий об объектах, а просветленный ум, бодхичитта, не создает понятий об объектах. Поэтому и указано, что субъект, хотя он и склонен отождествлять себя с умом, в своем изначальном аспекте тоже есть дхармата.
В 22 главе коренной тантры сказано:
Внутри нет движения, внутри нет объектов, которые следует искать.
Нет ни пристрастия в отношении объектов, ни представления о пожертвовании в пользу каких-либо объектов.
Благодаря такому состраданию, невозникающему, неприменяемому, без «я»,
Осуществляется великое благо для других, но оно не приходит,
А просто пребывает изначально.
Итак, ежемгновенно бдительно наблюдай мысль о внутреннем, внешнем или промежуточном: откуда она вначале появляется, где пребывает и куда уходит в конце? Каким образом происходит конкретное восприятие цвета, формы, или каких-то определяющих признаков? В тот миг, когда она возникает, происходит ли это в проявляющемся снаружи объекте, или внутри — в скандхах, или в каком-либо пространстве между ними? Ни в состоянии остановки ума, ни в процессе исследования, а также при анализе или (мысленном) расчленении как проявлений вовне, так и дела внутри, ничего не обнаруживается. В этот момент следует обрести свободную от рассуждений уверенность в необнаружимости конкретного смысла десяти неотъемлемых признаков (тантры). Ведь после этого поиска, когда в уме не обнаружено ничего конкретного, разве в нем могут присутствовать как объект или субъект осуществления какие-либо воззрения, медитации, самайи, духовные действия ('phrin las), мандалы, посвящения, упражнения уровней бодхисаттв, прохождение путей, очищение препятствий, обретение изначального знания или состояния Будды? Исследованием и проверкой не обнаружишь сущности ни одного из них. Понимание десяти неотъемлемых признаков, чистых в своей основе, как сказано, и есть преодоление уровня рассудочного понимания состояния великой немедитации.