«Отныне, по объяснению этого смысла, достигнуто состояние знания будд!»» — так следует учить, осуществляя передачу.
1. Поведение, самоосвобождающее клеши (nyon mongs — помрачения восприятия).
2. Поведение, властвующее над проявлениями.
3. Поведение, принимающее в качестве пути подвижничество (brtul zhugs).
В главе об отсутствии принятия и отказа говорится:
Пять страстей — это тоже активность ума, постигни это как практику поведения.
А также в главе «Несклоняющееся знамя» говорится:
Даже влечение, ненависть и неведение
Происходят из пути великого бодхи.
О всеобъемлющей практике поведения, включающей в себе пять видов чувственных удовольствий,
Проповедано как об украшении пространства дхарматы.
А также в главе об отсутствии медитации в совершенстве за пределами действия сказано:
Даже если следуешь всем неподобающим мирским, полностью неприемлемым принципам,
Как, например, пять клеш и даже пять действий без промежутка, —
Вступив на этот чистейший путь, достигнешь состояния царя равности.
Не нужно отказываться от женщин и т.п.
Здесь два вида практики поведения:
1 Поведение, когда объекты чувственных наслаждений, порождающие клеши, предстают как украшения.
2 Поведение, когда без привязанности к влечению или неприязни клеши самоосвобождаются.
Что бы ни проявилось: форма, звук, запах, вкус, осязаемое — всё это по сути своей подобно сновидению, иллюзии. Эти формы пустоты, звуки пустоты, запахи пустоты, вкусы пустоты и прикосновения пустоты — лишь видимости, не имеющие реальности, и в поведении следует относится к ним, как к некоему призрачному мареву, блесткам мишуры. И если — как говорится в главе, проповедующей, что собственный ум и есть учитель, — из состояния дхарматы возникают проявления, то в этот самый момент, бдительно наблюдая за ними, следует оставаться в полном покое, и тогда сознание, в котором нет никакого цепляния за эти проявления, обнаруживает себя в недвойственном состоянии самоосвобождения. Благодаря такой практике поведения, превращающей проявления в украшения дхарматы, объекты наслаждения становятся тем, что называют «украшения абсолютного измерения».
Что бы ни рождалось — привязанность, ненависть, глупость, гордость или зависть, — полностью погрузившись в них, в тот миг, пока еще не произошло накопление кармы, следует, во-первых, отчетливо их распознать, а во-вторых, бдительно наблюдать. Тогда, если остаешься в полном покое, какие бы из пяти ядов ни рождались, нет нужду их избегать, и самоосвобождащее ригпа обнаруживает себя как высшее изначальное знание состояний блаженства, ясности и немышления. При этом привязанность предстает как пустота-блаженство, различающее знание; ненависть предстает как пустота-ясность, зерцалоподобное знание; глупость предстает как пустота-проявление, знание дхармадхату; гордость предстает как пустота-ригпа, знание природы равности; зависть предстает как пустота-ригпа, знание совершения действий.
Без отбрасывания, как это делают шраваки и пратьекабудды, без очищения, как это делают бодхисаттвы, и без преображения, как это делают практики Тайной Мантры, все эти мысли, имеющие характер клеш, проясняются в свое собственное исходное состояние (rang sar dag). Это и есть самопроизвольная осуществленность (lhun gyis grub pa) Владыки Происходящего из Него Самого Всесовершающего Ригпа, о которой говорится как об исключительном качестве превосходства, отличающем (Ати) от всех других колесниц.
Таким образом, клеши, рождаясь, сразу освобождаются, обнаруживая себя как изначальное состояние, и тот же миг ты входишь в самую суть состояния (dgongs pa) абсолютного самосовершенства пробужденности.
В главе о чистейшем измерении говорится:
Распознав безгранично простирающуюся сущность без середины и краев,
Не принимая и не отбрасывая, пребывай в высочайшей равности.
Ум и кармические предрасположенности нераздельно слиты и суть одно и то же.
Мысленные представления и проявляющиеся видимости дхарм
Возникают как узоры твоего собственного потока бытия, а потому не избегай их и не отвергай.
И в «Несклоняющемся знамени» сказано:
Не создавая различия между «я» и «другими»,
В спонтанной осуществленности играй объектами как иллюзией.
И в главе о пребывании в сущности истинного смысла сказано:
Внемли! Благодаря овладению как ясностью царем-ригпа
В своей сущности природа каждого существа выходит за пределы усилия и осуществления,
И постижение наделяется высшей мудростью.
Это и есть мандал Царя Всетворящего.
Внемли! Учитель учителей, Царь Всетворящий
Так устанавливает сущностный мандал Тела:
Как бы дхармы ни проявлялись вовне (snang) или происходили внутри (srid),
Установи состояние высшего измерения дхарм, которые не рождаются.
Поскольку, согласно сущностному пониманию, нет принятия и отвержения,
Это и есть установления меня, Всетворящего.
Внемли! Учитель учителей, Царь Всетворящий
Так устанавливает сущностный мандал Речи:
Что бы ни звучало и ни проявлялось,
Установи это как Речь, слова которой исходят из нерождающего высшего измерения.
Всё собирается в сущности Речи за пределами слов.
Это и есть установленное мной, Всетворящим.
Внемли! Учитель учителей, Царь Всетворящий
Так устанавливает сущностный мандал ригпа:
Какие бы воспоминания, мысли и представления ни возникали,
Узнавай их истинный смысл как нерожденную природу Всетворящего.
Это моя всетворящая природа Тела, Речи и Ума
Есть три мандала, оставленные в своей естественности без исправления.
Не сооружая их, а постигая окончательный смысл их одновременного мгновенного совершенства,
Проникаешь в истинный смысл самой сущности самопроизвольной осуществленности.
Все проявления форм, звуков, мыслей рассудочного ума с самого момента возникновения пребывают как три нерожденных мандала, поэтому, не рассуждая о них, применяй поведение самопроизвольной абсолютной недвойственности. Тем самым, благодаря постижению, что всё внутреннее и внешнее по сути своей есть мандал, всё то, что пресекает или осуществляют, отбрасывают или применяют как противоядие, неприменно освобождается в собственное состояние.
Когда радость или горе, счастье или страдание, чистота или гряз, страх или бесстрашие, болезнь или здоровье, враги или друзья, любовь или ненависть и тому подобное — всё двойственное, что мы склонны исправлять, пресекать или осуществлять, — предстают как объекты принятия или отвержения, оставайся в равноприятии (ro snyoms), осуществляя медитацию отбрасывания умопостроений.
Так, в главе о неколебимости вне желания говорится :
О махасаттва, не делай двух из одного!
И счастье и страдание — это одна пробужденность.
В природе ума живые существа и будды — одно.
В дхармате всё проявляющееся (внешне) и происходящее (внутренне), всё живое и неживое — одно.
В дхармате даже истинное и ложное, хотя и два, — равны.
Не обретая счастья и не отвергая страдания,
Осуществи всё пребыванием в своей истиной природе.
Стремление к счастью есть страдание.
Пребывание в этой всеобъемлющей ясности вне мысленных представлений —
Это и есть самовозникающее знание.
И в главе об отсутствии обретения и устранения говорится:
Внемли! Вот учение о поведении Царя Всетворящего:
Поскольку все представления о добродетельном и порочном, обретении и устранении, чистом и загрязненном, великом и малом
В нерожденной бодхичитте полностью едины,
Постигни отсутствие обретения и устранения как окончательный смысл.
Постигни отсутствие чистого и нечистого как природу всего.
Постигни отсутствие двойственности в том, как следует себя вести и как не следует.
Постигни, что нет различия между крайностями и серединой.
Постигни, что в бодхичитте нет почвы и корней.
Внемли! Вот учение о поведении Царя Всетворящего:
Как бы ни повел себя, это не будет отклонением,
Поскольку то и другое — действие и отсутствие действия — ничего не порождают.
Если это осознавать, то, каково бы ни было поведение, в истинном смысле оно ничего не порождает.
Внемли! В моем поведении Царя Всетворящего
Словно в небе, нет ничего, что можно перечислить или измерить.
Недвойственное, оно выходит за пределы того, чтобы быть таковыми или не быть.
Это учение о практике поведения всетворящей бодхичитты.
Постигни пять объектов чувств как поведение Ума.
Постигни пять клеш, таких как привязанность и ненависть, как поведение Ума.
Постигни пять украшающих причин (5 элементов) как поведение Ума.
Постигни три мира и три вида бытия как поведение Ума.
Я, прародитель всех победоносных, никогда не учил поведению,
Не постигающему отсутствие порождения.
Также в главе об отсутствии в равности обретения и устранения говорится:
Внемли! Я, Царь Всетворящий, Бодхичитта,
Не учу окружающее меня собрание
Дхарме, имеющей природу обретения и устранения.
Не слушай Дхарму, разделяющую единое надвое!
О том, что за пределами рассуждений и исследований, не рассуждай и не исследуй!
То, что неисправляемо, — не исправляй!
Я учу об освобождении путем того, чтобы оставаться вне помыслов
В истинной природе всех дхарм — любых действий и проявлений.