И там же:
Вот мое, Царя Всетворящего, поведение:
Оставаясь расслабленном вне усилий, достигаешь завершения всех целей.
Собрав всё в сущностном смысле, будь вне обретения и устранения.
Отсечением надежд и опасений достигается уход в нирвану.
Постигни мое, Всетворящего, поведение,
Полностью выходишь за пределы понятий о «применении» и «неприменении»,
Пребывая в состоянии равенства вне порождения трех времен.
Так передается учение об отсутствии обретения и устранения.
Так, благодаря поведению самоосвобождения в недвойственности, рушится крепость применения средств отбрасывания, когда следует стоять на страже, бдительно памятуя о применении средств, — такой Дхармы не существует. Выйдя за пределы зависимости от надежд и опасений, не проходя пути, а спонтанно осуществляя истинное состояние не опирающегося на три времени Царя Всетворящего, достигнешь того, что называют прочным установлением бытия в состоянии блаженства дхарматы. Всё это служит развитию воззрения и медитации.
Вне этой природы ума каждого настоящего момента, изначально свободной природы, сущность которой не имеет ни основания, ни корня, нет никакого иного отдельного от нее Будды, которого нужно искать.
Так, в главе об отсутствии исправления говорится:
Внемли! Дхармакая — это бодхичитта,
В бодхичитте — дхармакая.
В ней никому не изменить ни единого атома.
Таким образом, нет никакого будды, кроме Ума.
Самбхогакая — это бодхичитта.
Из бодхичитты происходит самбхогакая, высшее бытие совершенного наслаждения.
Кроме совершенного наслаждения возникающими из Ума дхармами
Нет иного Высшего Бытия (sku).
Нирманакая — это бодхичитта.
Помимо пяти эманаций бодхичитты,
Нет никого, кто действует на благо живых существ.
Все будды трех времен —
Не что иное, как бодхичитта.
Череда прежних будд
В прошлом обрело постижение, узрев неисправляемую природу своего ума.
Нынешние будды этим неисправлением собственного ума
Осуществили постижение всего как оно есть без исправления
И действуют ныне, исполняя насущные цели живых существ.
Развивающиеся будды грядущего
Не смогут передавать учения, прежде чем постигнут неисправление
Самовозникающей природы ума.
Пребывая в созерцании каждого текущего момента, не исправляй ум,
Полностью вступи на путь неисправления!
Таким образом, когда пребываешь в состоянии природы ума вне исправления или искажения, тогда вне привнесения или изъятия чего бы то ни было присутствуют высшее бытие и изначальное знание — это есть самопроизвольная самоосуществленность.
В главе об отсутствии того, в чем надлежит упражняться, говорится:
Когда духовное измерение (klong) окрашено таким пребыванием состояния ума,
Там нет ничего, что бы не пребывало.
Но оно является местопребыванием всех состояний и всеми уровнями.
Находись в нем без привнесения или изъятия чего бы то ни было.
Здесь нет нужды ни в чем упражняться и нечего проходить.
Но возникает вопрос: «Если я уже будда, достигнуто ли совершенство шести (бхуми)?» Да, объясняется, что они полностью совершенны!
Там же говорится:
Признак непрерывности самовозникащего знания —
Полная ясность пяти врат чувств.
Это называют бхуми Всеобъемлющего света.
Если нет постижения чего-либо как объектов, то отсутствует привязанность.
Это называют бхуми Обладания Лотосом Непривязанности.
Поскольку бодхичитта — вне порождения и уничтожения,
Я объясню это как бхуми Держателя Ваджра.
Поскольку в безграничной природе истины — дхармате — собственной сущности (rang gi rang bzhin)
Равностно установлена природа истины — дхармата — из самого себя возникающего знания,
Это называется уровнем Установленности в Прочности (stug po bkod pa — эпитет измерения Акаништха).
Этот мандал собственной сущности бодхичитты,
Состояние, когда все дхармы пребывают в самом себе,
Есть бхуми Великой Совокупности Чакры Букв.
Поскольку в просветленных Теле, Речи и Уме нет ни порождения, ни уничтожения,
Это объясняется как Уровень Ваджрадхары.
Поскольку в бодхичитте нет двойственности причины и следствия,
И так как по отношению к дхармам, которые все возникают из Ума,
Изначально не может быть обретения или устранения хорошего и плохого,
Это описывается, мною как бхуми Отсутствия Различия.
То есть, хотя шесть аспектов и проявляются как отличающиеся друг от друга и выделяющиеся из единства, они не являются не чем иным, как единственной бхуми возникающего из себя самого знания, и поэтому Великое Совершенство называют Единой бхуми.
Таким образом, в ежемгновенном уме (da lta'i sems) изначально нет препятствий, и, не отходя от того, как оно есть, каждое из восприятий пяти врат просветляется, и каждая из пяти клеш просветляется как природа соответствующего ей одного из пяти изначальных знаний, — это и называется развертыванием игры изначального знания. Поскольку это и есть собственное совершенство без всяких исправлений, то благодаря этой ясности нет нужды питать надежды и опасения.
В главе о не встречающем препятствий изначальном знании говорится:
Внемли! Мое, Царя Всетворящего, изначальное знание
Не создает понятий и лишено всяких измышлений (spros pa).
Оно чисто, подобно абсолютно спокойному небу без единой пылинки.
О нем учат как об отсутствии порождения.
Само из себя возникающее знание не выходит за пределы единого,
Но, тем не менее, в соответствии с индивидуальными признаками, без исправления ясно воспринимает всё в различии.
Когда кто-либо осознает и постигает таким образом,
Это и есть то, как передается от одного к другому учения Царя Всетворящего.
Вот какова освещающая самоё себя, свободная от измышлений природа ума, которая без усилий не увлекается в крайности и не скатывается в частности. Кроме постижения ее как освобожденной основы, нет никакого другого плода реализации.
В главе о самопроизвольной осуществленности без поиска говорится:
Внемли! Не ищи меня, поскольку я есть самопроизвольное осуществление.
Благодаря переданному тебе учению о том, как следует постигать,
Так постигни все дхармы!
Поскольку изначально нечего постигать, вздохни с облегчением.
Такова передача учения Царя Всетворящего, моей сущности.
А также в главе о спонтанной осуществленности без надежд и опасений сказано:
Внемли! Поскольку собственная истинная природа ума спонтанно осуществлена,
Я не передаю учения о двойственности осуществления и неосуществления.
Не следует развивать представлений о двойственности счастья и страдания!
Устрани надежды и страхи по отношению к сансаре и нирване.
Поэтому, что касается восьми колесниц причины и следствия: тот, чье воззрение строится на двойственности — причине и следствии, поворачивается спиной к Несоставленному ('dus ma byas). То есть в них утверждается, что Будда — это нечто иное, нежели ум, пребывающий в присутствии настоящего момента. Это всё равно, что полагать, будто в будущем, благодаря очищению и преображению неба, помимо этого нынешнего неба вдруг появится некое другое совершенно чистое небо.
Однако здесь мы утверждаем, что истинная сущность Будды присутствует уже сейчас, в данный момент. Тогда, благодаря совершению медитации собственной ясности, подобно тому, как вода, отстоявшись, становится чистой и прозрачной, так и временное (glo bur) умственное привнесение (kun rtog) проясняется в состоянии природы ума, и тем самым в самом себе обнаруживаешь три каи. Это и есть Ати-йога, колесница, природа которой — спонтанная (lhun gyis) осуществленность (grub pa).
В своем объяснении я буду исходить из опыта собственных переживаний, который соответствует прямым наставлениям святых учителей.
Воззрение — вне крайностей и ни за что не держащееся; медитация — это собственная ясность и освобождение благодаря обнаружению (shar grol); поведение — спонтанно проявляющееся и свободное; плод — вне двойственности надежд и опасений. Обретая навык в их понимании, объединись с их смыслом.
При этом отклонением от воззрения будет, если понимать пустоту в буквальном смысле, отчего поведение становится неопределенным в отношении добродетельности и порочности и лишенным сострадания, — это отклонение в воззрение мары, полная одержимость черным (дурным). Тогда взывай к учителю, развивая благоговейную преданность состоянию чистого видения, практикуй медитацию любви и сострадания и воспитывай разумение (blo sbyong) в отношении причины-следствия и непостоянства.
Когда возникают пристрастие к конкретности вещей как обладающих определенными качествами, если воззрение освоено лишь теоретически, и внешние и внутренние дхармы предстают в восприятии в своей конкретности, будто они поистине суть то, чем они являются, — это отклонение в воззрение, опирающееся на признаки приверженности к «я». Тогда следует упражняться в воспитании разумения относительно всех дхарм как лишенных реальности и эфемерных, и в том, что любые явления проявляются (как) в сновидении, иллюзорно, и следовать им нет нужды.
Затем, когда возникает ригпа, которое не ухватывается за конкретность в проявлениях и не впадает в частности и ограничения, не отвлекаясь именно от этого состояния, в прозрачной ясности продолжай медитацию. Если она становится вялой и тускнеет, возникают измышления, строящие понятия об объектах. Практикуй в прохладном помещении, на высоком сиденье, очищай и укрепляй свою энергию.
Отклонения в медитации: когда возникают измышления и понятия, воспитывай разум в том, чтобы не следовать за ними. Если же всё-таки развивается множество мыслей, продолжай эту деятельность ума, не позволяя уму даже на самую малость остаться внутри самого себя. В тот момент, когда не остается каких-либо измышлений, проистекающих от восприятия в конкретности, нужно, не отвлекаясь от равностного состояния без умопостроений, постичь медитацией тот ум, который пребывает вне восприятия внешних проявлений, и, когда он обнаружит себя в ясности вне умопостроений, продолжай такую медитацию.