Смекни!
smekni.com

Лонгчен Рабчжампа. Драгоценный Корабль. Разъяснение Смысла Бодхичитты — Царь Всетворящего (стр. 9 из 26)

В сущности, они утверждают, что подобные тексты не проводят различия между сутрой и тантрой. Однако умы этих ученых просто поражены буддизмом и интеллектуализмом. Согласно им, даже широко используемого фундаментального термина дзогчена бодхичитта следует избегать, поскольку это термин парамитаяны. Если это так, то любой термин более низкого подхода не может быть использован в более высоком. Такое рабское подчинение словам, независимо от подразумеваемого, обусловленного ими контекстуального значения, не оправдано. В ати-дзогчене, как и в других учениях, следует пользоваться четырьмя правилами истолкования:

1. полагаться на смысл, а не на слова;

2. полагаться на учение, а не на личность учителя;

3. полагаться на истинное, а не на временное значение;

4. полагаться на изначальное осознание, а не на критическое восприятие.

Высшая реальность целиком выше всех объектов логического и философского анализа. Начиная с Трех Врат нашего существования, человек прямо вводится в их истинное состояние; затем, опираясь на практику расслабления (релаксации) до естественного, невымышленного состояния, он поворачивает колесо непрерывного созерцания. Это называется перспективой ати (Перспектива — таким термином автор заменил более привычное видение, или тибетское lta-ba. Прим Ред.)

Практикующие, создающие эту перспективу, благодаря несомненности их собственного опыта, не будут отвлекаться от нее объектами чувств или созданием каких-либо концептуализированных объектов утверждения или отрицания. Развитие понимания, рожденного в вас самих через перспективу, является путем, которым вы продолжаете и сохраняете состояние созерцания. Этот ценный метод прямого достижения высшей реальности, тайного сердца пространства, подробно преподается в главах 58— 84 «Кунжед Жалпо». Именно поэтому только эти главы вошли как содержащие изложение квинтэссенции вопроса в «Жудбум» Вайрочаны (rgyud-'bum).

Руководство Лонченпы

Переведенный текст «Корабль из драгоценных камней — руководство к пониманию Высшего управляющего принципа во Вселенной, к состоянию Чистого и Полного Присутствия» является превосходным средством переживания того, что является ключом проблемы, что подобно сущности пространства и что есть тайна. Написанное царем практиков дзогчена — Всеведущим Лонченпой (1308—1383) — это ясный комментарий в соответствии с пониманием великого обладателя знаний и замечательного ученого Вайрочаны (VIII в.). Текст не содержит научного лексикона. Его истинное происхождение можно представить следующим образом8: победоносно превосходящий все Высший управляющий принцип во Вселенной, проявляющийся из полного содержания существующего, создающий неразрушимую готовность познавательного реагирования. Это лишь спонтанная трансформация изначальной познавательной способности его самого и пяти типов пробужденных. Она перешла затем в измерение полной величия реальности, а затем в измерение конкретного проявления, где Высший Учитель Ганраб Дорже смог постигнуть его самоочевидную информацию. Благодаря отсутствию перерывов в преемственности аромат возбуждающей энергии этого глубокого учения не исчез со времени Ганраба Дорже. Поэтому это более чем просто текст, основанный на лингвистически созданных идеях. Основная суть учения дается в четырех частях:

1. Установление различительных признаков, исходя из перспективы учения;

2. Преодоление ограничений путем развития перспективы;

3. Преодоление препятствий посредством способа, в котором вы сами собой управляете;

4. Оставление надежды и страха — результат.

Поскольку этого сложнейшего и превосходнейшего пути трудно достигнуть, как и получить корабль, построенный из драгоценных камней, то работа и получила такое название.

Имея такой замечательный перевод, те, кто либо имел счастье вступить на путь драгоценного учения дзогчен, либо чувствует к этому влечение, могут быстро уяснить его глубокое и высочайшее значение, сущность которого подобна самому пространству. Сразу же освободившись с помощью этого метода, они, как я надеюсь и в чем глубоко убежден, принесут счастье и действительную пользу бесчисленным живым существам.

Написал практик дзогчена Намхай Норбу в день дакиней, 25-го числа в месяц Плеяд (smin drug), в год Дерева-Быка (1985 г.), перевел и аннотировал Кеннард Липман.

Лонченпа.
Корабль из драгоценных камней:
Руководство к пониманию Чистого и Полного Присутствия —
созидательной энергии Вселенной

Гимн

Естественно спокойную, не охватную, как космос,
Воплощающую целостность и единство
Всегда-юного осознания и его проекции,
Неизменную, беспристрастную,
Не отклоняющуюся ни к существованию, ни к несуществованию,
Приветствую Высшую всеобщую Созидательность!

Предисловие

Здесь я разъяснил для блага будущих поколений смысл высшего пути жизни.
Этот подход к жизни, происходящий от спонтанно совершенной созидательности,
Является путем прямого переживания чистого факта осознания,
Которое находится в самой сути переживаний.
Этот подход не является постепенным процессом самосовершенствования,
С его помощью вы пробуждаетесь реально к тому, что есть, прямо сейчас.

Введение

Из сострадания истинно и полностью Пробудившийся со своим искусным знанием провозгласил множество стилей жизни и подходов к Учению. Во всех случаях он учил в соответствии со склонностями и способностями тех, кого предстояло обучать. То, чему он учил большинство людей, имело только косвенное, предварительное значение. Он даже ни разу не сказал о прямом, истинном значении.

Хотя Учитель через три измерения своего существования9
Объяснял реальность различными путями,
Это учение было непрямым и предварительным.
И, чтобы направить людей по приятному для них пути,
В течение первого поворота Учения, через три измерения его существования,
Учил существованию отдельных, постепенных путей.
Как путь приведения к истинному значению узко мыслящих людей,
Я10 был понимаем в ограниченных терминах предварительных писаний.
И,
...хотя Учитель создал Учение таким путем и учил действенно,
Эти писания всего лишь предварительные, непрямые.

Следовательно, подходы — от тех, кто удовлетворяется слушанием и проповедью, до тех, кто занимается высшим методом трансформации, — являются просто средством достижения врат самообновляющегося сознания, чистого факта осознания. Помимо этого они, по сути, не понимают до конца это знание, поскольку не преодолевают коренные ловушки и препятствия.

О, послушай, Махасаттва!11
Три цикла, возвещенные тремя Учителями12 Трех Времен,
Имеют ловушки и препятствия.
Вы можете недоумевать: как это может быть,
Что шесть подходов, ведущих к определенным знаниям,
Являются ловушками на пути к полной завершенности?

Хотя с сутью низших подходов вы можете познакомиться в жизни, вы не увидите реальности осознания, которому эти подходы противоречат.

Слушайте! Те, кто не понимает до конца меня — Всеобщую созидательность —
Привлекаются разнообразными учениями и погружаются в то,
Что через три измерения составляло намерение Учителя.
Они очень противоречат тому, чего я, Всеобщая созидательность, хочу.

Итак, писания истинного Учителя, прямое учение, которое не проповедовалось Буддами Трех Времен в трех временах, было высказано Учителем — Всеобщей созидательностью.

Слушайте! Я — Учитель, Всеобщая созидательность.
Об этих писаниях, которые являются сутью учения и корнем духовного поиска,
Не слишком много говорилось Учителями Трех Времен.
Об этом нерожденном изначальном состоянии Учителя
Не шло прежде речи у Будд Трех Времен,
Не говорилось позднее и не говорится теперь.
Неизменная созидательность Вселенной сообщала о нем прежде,
Будет говорить в будущем и говорит о нем сейчас.
Созидательность вселенной передает вам, счастливцам,
Это прямое учение, это писание о свободе,
К которой вам нет необходимости стремиться,
Это устная передача возвышенного учения,
Которое добирается до сути реальности, не преувеличивая, не преуменьшая.

Эта Всеобщая созидательность суммирует уникальную реальность, являющуюся сутью духовных поисков и учений.

Слушайте! Учитель Учителей, созидательность Вселенной,
В гуще непридуманной аудитории, в соответствии с внутренним источником всех
невыдуманных сущностных учений, описывает, как все возникло.
Когда вы постигнете объединенную структуру этого стержневого учения,
Все другие структуры будут отражены внутри этой созидательности,
Делающей все остальное возможным.
Так, если вы знаете меня — ум Вселенной —
Вы познаете непостижимую истину.
Если вы знаете меня — Величественную созидательность внутри всего —
Вы познаете и будете пребывать в согласии с реальностью всего остального.

Это — источник, в котором объединена истинность всех подходов к учению.

Я, созидательность Вселенной, Чистое и Полное Присутствие (Бодхичитта),
Являюсь истинным сердцем духовных поисков.
Три подхода со своими тремя Учителями
Не существуют в отрыве от этого подхода.
Это уровень созидательной энергии Вселенной, Чистое и Полное Присутствие.
Это — источник всех духовных поисков.

Перечень тем

Созидательная энергия Вселенной — продолжающееся абсолютное совершенство, находящееся на самой вершине восьми колесниц13. Самое главное в обучении начальному подходу к этой энергии изложено в трех главах.