Французская и английская авиация подвергла Каир, Порт-Саид, Исмаилию и другие египетские города массированной бомбардировке.
31 октября 1956 г. Советское правительство выступило с заявлением по поводу вооруженной агрессии против Египта, потребовало прекращения агрессии и вывода войск интервентов с его территории. Советский представитель в Совете Безопасности разоблачил маневры англо-французской дипломатии, пытавшейся затянуть рассмотрение вопроса, чтобы позволить агрессорам расправиться с Египтом. 1 ноября 1956 г. собралась Чрезвычайная специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН для рассмотрения вопроса об агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта. 2 ноября Генеральная Ассамблея, несмотря на противодействие Англии, Франции и Израиля, призвала Египет и Израиль отвести все войска за линию перемирия. Однако правительства Англии и Франции отвергли рекомендации Генеральной Ассамблеи и заявили, что они будут продолжать военные действия против Египта. Израильское правительство усиленно готовило агрессивные действия и против других своих арабских соседей. 4 ноября 1956 г. Генеральная Ассамблея приняла внесенный 19 странами Азии и Африки проект резолюции, в котором подтверждалась резолюция Генеральной Ассамблеи от 2 ноября и содержался новый призыв о немедленном прекращении военных действий против Египта. На следующий день правительство Канады предложило создать с согласия заинтересованных государств контингент вооруженных сил ООН, чтобы обеспечить прекращение военных действий.
Правящие круги США на словах отмежевывались от действий своих союзников, на деле продолжали снабжать их нефтью и предоставили Англии заем — 500 млн. долл.
5 ноября соединенные силы Франции и Англии высадились в Порт-Саиде, начали оккупацию зоны Суэцкого канала. В этот критический момент, вечером 5 ноября 1956 г., Советское правительство направило главам правительств Англии, Франции и Израиля посланий с требованием прекратить вооруженную агрессию. В послании выражалась решимость СССР всеми мерами «восстановить мир на Востоке». Одновременно Советское правительство обратилось к президенту США с предложением о сотрудничестве, с тем чтобы пресечь агрессию, использовав военно-морской флот США, военно-морской флот и авиацию СССР. Однако правительство США не приняло советские предложения. Советский Союз обратился в Совет Безопасности с призывом принять резолюцию о прекращении, в течение 12 часов, военных действий и выводе в трехдневный срок с территории Египта войск интервентов. СССР предлагал оказать вооруженную и другую помощь Египту, если агрессоры не выполнят в указанный срок требования Совета Безопасности.
Советское предупреждение подействовало, агрессия была остановлена, а когда агрессоры попытались оттянуть вывод своих войск, последовало сообщение ТАСС о том, что если Франция, Англия и Израиль не выведут своих войск с территории Египта, то «соответствующие органы Советского Союза не будут препятствовать выезду советских граждан — добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость».
22 декабря 1956 г. вывод из Египта английских и французских войск закончился. 7 марта 1957 г. были выведены войска Израиля.
Тройственная агрессия провалилась.
4. Суэцкий кризис и Совет Безопасности ООН
Идея обращения по суэцкому вопросу в ООН для Англии и Франции была не нова. Она возникла и явилась логическим завершением их дипломатической и политической деятельности в августе — сентябре. О намерении Англии и Франции использовать в своих целях ООН западные газеты стали писать задолго до обращения этих держав в международный форум. Однако ни французская, ни английская дипломатия не спешили, опасаясь встретиться в ООН с большими трудностями. Вот почему они отклоняли предложения египетского правительства о созыве в Женеве международной конференции в рамках ООН с участием государств, суда которых проходят через Суэцкий канал.
Но в сентябре обстановка изменилась. Нажим на Египет, как и следовало ожидать, не дал результатов. Правящие круги Англии и Франции понимали, что с помощью ООН им не удастся добиться своих целей; тем не менее, они хотели воспользоваться последним средством для создания наилучших условий к началу агрессии. Французская газета «Франс-нуар» 9 сентября писала, что английское правительство намерено обратиться в Совет Безопасности и при помощи этого шага попытаться «достичь единодушия» общественного мнения Англии и других западных держав в проведении «твердой политики».
Таким образом, Англия и Франция хотели использовать Организацию Объединенных Наций, чтобы показать несговорчивость Египта, а заодно продемонстрировать свое «миролюбие». Истинные замыслы, однако, состояли в попытке использовать дебаты в ООН для окончательной военной подготовки к вторжению в Египет. «Пусть никто не обманывается. Обращение в ООН — это процедура, а не курс политики»,— писала английская газета «Дэйли экспресс».
Англо-французская дипломатия рассчитывала также обсуждением суэцкого вопроса в Совете Безопасности хотя бы частично реабилитировать свою политику в глазах мировой общественности после провала сепаратной конференции в Лондоне.
И, наконец, необходима отметить, что обращение Англии в ООН в известной мере отвечало настроениям правящих кругов ряда стран Содружества наций. Так, например, Канада настаивала на рассмотрении суэцкого вопроса в ООН. Другие страны Содружества также придерживались этой точки зрения.
Но, обратившись в ООН, Англия и Франция не отказались от политики, которую они проводили и раньше.
В последних числах сентября Советское правительство вновь обратило внимание Англии на то, что высказанные ранее опасения Советского Союза в отношении развития суэцкого кризиса подтверждаются фактами, свидетельствующими о том, что английское правительство совместно с правительствами Франции и США продолжает проводить политику нажима и угроз в отношении Египта.
Советское правительство предупредило западные державы, что «политика военных угроз и попыток вмешательства во внутренние дела Египта создает угрозу для мира на Ближнем и Среднем Востоке и чревата опасными последствиями».
Не могли оставаться равнодушными к обстановке на Арабском Востоке также правительства стран этого района мира. Правительства арабских стран, прежде всего Египта, продолжали укреплять обороноспособность своих государств.
23 сентября правительства Англии и Франции официально потребовали включить в повестку дня Совета Безопасности вопрос об «односторонних действиях» Египта, положивших конец системе международного управле
ния Суэцким каналом8. С передачей суэцкого вопроса в ООН для Лондона и Парижа, наступил последний дипломатический и политический этап подготовки агрессии против Египта.24 сентября Египет также обратился в Организацию Объединенных Наций и потребовал рассмотреть в Совете Безопасности вопрос о действиях Англии и Франции, создающих серьезную угрозу всеобщему миру и международной безопасности и являющихся вопиющим нарушением Устава ООН.
С чем же шли стороны в ООН и чего они хотели от Совета Безопасности?
В обращении в ООН египетское правительство вновь заявило, что создание «Ассоциации пользователей Суэцким каналом» явилось бы посягательством на достоинство и суверенитет Египта. Оно предложило создать орган для ведения переговоров, в который помимо Египта вошли бы представители других стран, пользующихся Суэцким каналом и придерживающихся различных точек зрения относительно суэцкой проблемы. Таким образом, египетское правительство, отвергая политику диктата, предлагало реальный путь к разрешению суэцкого вопроса мирным путем в рамках ООН.
В заявлении Советского комитета защиты мира, опубликованном после передачи суэцкого вопроса па рассмотрение Совета Безопасности, говорилось: «От лица всех советских сторонников мира Советский комитет защиты мира призывает Организацию Объединенных Наций при рассмотрении вопроса о Суэцком канале не отступать от тех принципов, которые положены в основу при ее создании, и настоять на принятии решений, обеспечивающих как соблюдение суверенных прав Египта, так и свободу прохождения по каналу судов всех государств».
Итоги обсуждения суэцкого вопроса в Совете Безопасности свидетельствовали об успехе миролюбивых сил; это признал активный участник событий тех лет, бывший премьер-министр Англии Идеи. В его мемуарах читаем: «Я вскоре (после закрытия заседания Совета Безопасности) узнал, что Советское правительство расценивает итоги обсуждения в ООН как победу Египта и самого Советского Союза. В этом оно было, несомненно, право».
Казалось, что соглашение близко и острота кризиса скоро спадет. Но таково было лишь внешнее впечатление. Представители Англии и Франции относились к переговорам формально. Они использовали их, как это стало ясно через несколько дней, как маскировку последних приготовлений к агрессии.
Затягивая переговоры, Англия и Франция находились на прежних позициях: любыми средствами добиваться односторонних уступок со стороны Египта.
Англии и Франции это нужно было для того, чтобы не допустить переговоров до начала интервенции. Английские и французские правящие круги решили, что дипломаты сделали свое дело, и 29 октября заговорили пушки. Так закончился еще один этап суэцкого кризиса, начался новый — самый драматический по событиям.
5. Провал англо-франко-израильской агрессии в Египте