Закономерен вопрос: почему же США, заявлявшие о желании поскорей прекратить агрессию, проявили мягкость в отношении Англии, Франции и Израиля и медлительность при обсуждении вопроса об агрессии в Совете Безопасности и на Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи?
Делали это США по многим причинам: и потому, что боялись разрушить НАТО; и потому, что стремились ослабить своих союзников в затяжной войне; и потому, наконец, что хотели, чтобы интервенционистские войска Англии, Франции и Израиля подготовили почву для усиления влияния в этом районе американского монополистического капитала. Иначе говоря, США рассчитывали руками своих союзников загребать жар на Ближнем и Среднем Востоке.
Огромное значение в борьбе миролюбивых сил против англо-франко-израильской агрессии имели Заявление Советского правительства о вооруженной агрессии против Египта (31 октября) и послания Председателя Совета Министров СССР Д. Эйзенхауэру, А. Идену, Ги Молле и Бен-Туриону (5 ноября). В этих исторической важности документах Советский Союз, призвав Англию, Францию и Израиль к немедленному прекращению кровопролития в Египте, предупредил их о той опасности, которой может привести продолжение агрессии. Советское правительство обратилось к Соединенным Штатам Америки с призывом объединить свои усилия в ООН для принятия решительных мер против агрессоров. Оно предложило, чтобы США и СССР по решению ООН использовали свои силы для пресечения агрессии против египетского народа, против стран Арабского Востока.
5 ноября Советский Союз призвал Совет Безопасности предложить правительствам Англии, Франции и Израиля немедленно прекратить военные действия против Египта и в трехдневный срок вывести с египетской территории войска. СССР рекомендовал также Совету Безопасности признать необходимым, чтобы все члены ООН, в первую очередь СССР и США, как постоянные члены Совета безопасности, располагающие крупными вооруженными силами, оказали Египту помощь путем посылки вооруженных сил, если Англия, Франция и Израиль не прекратят военных действий и не подчинятся решениям ООН.
Известие о том, что СССР предложил США использовать вооруженные силы для совместного отражения агрессии в Египте, произвело среди правящих кругов Англии и Франции впечатление разорвавшейся бомбы. Не случайно, некоторые исследователи и публицисты называют Заявление Советского Союза от 5 ноября «советской бомбой».
Получив ноту СССР, в Лондоне и Париже забеспокоились. Как пишет Бенуа-Мешэн, Иден был склонен думать, что это «блеф». Ги-Молле полагал, что русские слишком заняты событиями в Венгрии, чтобы предпринять эффективные меры на Ближнем Востоке. Тем не менее, всю ночь на 6 и утро 6 ноября французская и английская дипломатия посвятила выяснению проводимых СССР мероприятий, а также позиции Соединенных Штатов Америки в Случае одностороннего вмешательства Советского Союза в конфликт в Египте.
А позиция США была такова: на советское предложение о совместном применении вооруженных сил для того, чтобы положить конец агрессии, Белый дом ответил отказом. Официальным мотивом отказа была ссылка на то, что введение войск явится нарушением Устава ООН и обострит обстановку в регионе. В этом вновь проявилась двойственная позиция, которой США придерживались в течение всего кризиса. Желая поражения Англии и Франции, а следовательно, ослабления их позиций как конкурентов на Арабском Востоке, США вместе с тем не хотели разрыва отношений с этими странами – основными партнерами по НАТО.
Правящие круги Англии и Франции рассчитывали, что если Советский Союз выступит на стороне Египта, то США окажут им помощь. Но европейские союзники США по НАТО не дождались от Вашингтона того ответа, которого они так хотели. Предупреждение от 5 ноября сыграло свою роль. В ночь на 7 ноября 1956 г. военные действия в Египте были прекращены. Агрессия провалилась.
Согласие Англии, Франции и Израиля на прекращение огня не означало, однако, окончания тройственной интервенции против Египта. На египетской территории находились английские, французские и израильские войска. Не собирались отказываться от экспансионистских планов и правящие круги этих стран.
С прекращением огня на очередь встал вопрос о выводе иностранных войск с египетской территории. Это была не менее сложная и не менее трудная задача, чем прекращение военных действий, ибо колониальные круги Англии и Франции рассчитывали с помощью оккупационных войск добиться уступок со стороны Египта.
Не отставал от своих партнеров и Израиль, правящие круги которого добивались отторжения от египетской территории ряда районов (г. Газы и побережья Акабского залива). В ООН представители трех стран заявили, что они отказываются вывести войска из Египта до тех пор, пока правительство этой страны не примет обязательств, на которых они настаивали.
Вопрос о выводе войск приобретал особую остроту и в связи с тем, что Англия, Франция и Израиль стремились использовать свои войска для того, чтобы оказать новое давление на Египет. Английские, французские и израильские представители в ООН выдвигали различные предлоги в обоснование задержки с выводом войск, а согласие на вывод оговаривали различными условиями. Такая позиция стран-агрессоров вызвала законное осуждение представителей многих стран.
Выступивший 7 ноября на заседании Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи советский представитель В. Б. Кузнецов заявил, что СССР, настаивая на немедленном выводе иностранных войск, которые вторглись в Египет, считает, что только это создаст условия для восстановления спокойствия в районе Среднего Востока.
10 ноября было опубликовано заявление ТАСС. В нем прекращение военных действии против Египта отмечалось как положительный факт. Вместе с тем высказывалось опасение, не явится ли заявление Англии и Франции о прекращении военных действий «лишь маневром, рассчитанным на выигрыш времени, на получение передышки для еще большего накопления сил в расчете
возобновить агрессивную войну против Египта и других стран Ближнего Востока в еще больших масштабах».«В руководящих кругах СССР заявили, что если Англия, Франция и Израиль, вопреки решениям ООН, не выведут всех своих войск с территории Египта, и под различными предлогами будут затягивать осуществление этих решении и накапливать силы, создавая угрозу возобновления военных действий против Египта, то соответствующие органы Советского Союза не будут препятствовать выезду советских граждан-добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость».
Если предупреждение Советского Союза от 5 ноября оказало решающее влияние на прекращение англо-франко-израильской агрессии, то заявление, ТАСС от 10 ноября 1956 г, сыграло решающую роль в выводе английских и французских войск из Египта.
После этого заявления в Лондоне и Париже проявили сговорчивость и, в конце концов, согласились с решением ООН.
22 декабря английские и французские войска покинули Порт-Саид и другие захваченные ими территории Египта. Но Израиль задерживал выполнение решения Генеральной Ассамблеи о выводе своих войск с египетской территории. Поэтому советская делегация на XI сессии Генеральной Ассамблеи продолжала борьбу за вывод из Египта израильских войск. Пока войска Израиля оставались па египетской земле, над Египтом висела угроза агрессии, ибо за спиной Израиля стояли западные державы.
28 марта было опубликовано заявление ТАСС, в котором обращалось внимание на серьезность обстановки на Ближнем и Среднем Востоке, созданной западными державами, прежде всего США. Советское правительство предупредило Израиль и стоящие за его спиной державы об опасных последствиях проводимой ими политики.
В конце концов, удалось сломить последнее сопротивление агрессоров - в марте 1957 г. с египетской территории были выведены также израильские войска.
6. Выводы
1. После прекращения огня в Египте Советский Союз значительно укрепил свои позиции в арабском мире. Политика Советского Союза нашла отклик и понимание в арабских странах. В результате отношения между СССР и арабскими странами заметно улучшились.
2. Успехи Израиля заключались в изгнании федаинов из районов, расположенных на границе с Египтом, и освобождение порта Эйлат, который превратился из небольшого поселка, насчитывавшего менее 1 тыс. жителей, в процветающий порт с населением свыше 15 тыс. человек. В следующем десятилетии Израиль стал ядерной державой, продолжил сотрудничество с Францией и заключил новые соглашения с Соединенными Штатами и Великобританией. В 1957 году эти государства объявили Тиранский пролив открытым для международного судоходства и заявили, что примут меры для обеспечения свободного прохода через него в залив Акаба. (Тиранский пролив несомненно представлял собой территориальные воды, но международное право требовало, чтобы прибрежные государства предоставляли всем судам право мирного прохода через такие проливы, если они ведут в международные воды или к территории другого государства.) Арабы продолжали говорить об уничтожении Израиля, но эти заявления стали казаться ширмой, за которой скрывалась тайная уверенность в том, что Израиль пришел, чтобы остаться. Тем не менее последовало не установление мира, а лишь приостановление боевых действий, сопровождавшееся все более частыми заявлениями с обеих сторон о необходимости нового раунда.