Смекни!
smekni.com

Классный руководитель в россии: страницы истории (стр. 13 из 61)

§ 18. Как организовать коллективную творческую деятельность детей?

Форма работы может быть коллективной и творческой — если она создается участниками деятельности в процессе совме­стного поиска. При этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого;

2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

3) коллективная работа позволяет каждому найти значи­мое место в общем деле;

4) данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности отличают­ся от других форм прежде всего характером постановки воспи­тательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе кол­лективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «от­крывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством со­здают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и уме­ния, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотруд­ничество, совместная деятельность всех членов коллектива — старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьни-

49

ков. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оце­нивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на об­щую пользу. На каждой стадии творческой совместной деятель­ности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз но­вый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередо­вание традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.

Наиболее распространенными являются коллективные твор­ческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (И. П. Иванов).

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрос­лые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют раз­личные варианты, которые могут быть предложены детям, про­думывают способы реализации своих замыслов, намечают дей­ствия, которые могут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятель­ности каждого участника.

Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь дей­ствуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): что лучше сделать? с кем вместе? для кого? когда? Взрослые — равноправные уча-стиники диалога с детьми.

Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлага­ет обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные зада­чи «на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководя­щий орган, совет дела, уточняет, конкретизирует план подго­товки и проведения КТД, затем организует его выполнение, по­буждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет еще умения преодо­левать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего то­варища, характер его воздействия ря детей, взаимодействия

50

с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-това­рищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замыс­ла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое дове­рие ответственным поручением: «Только ты можешь это сде­лать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано груп­пами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах де­монстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и под­готовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непред­виденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педа­гог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положитель­ные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенно­го КТД может осуществляться и с помощью других средств:

опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческих отче­тов. Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своем соб­ственном и своих товарищей), приобретенном в КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выд­вигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьни­ки приобщаются к выработке общественного мнения, созданию добрых традиций.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поде­лились своими впечатлениями, переживаниями, говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные реше­ния, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум уси­лий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление

51

тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определя­ются новые коллективные творческие дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различ­ные, они постоянно рождаются в работе объединений, исполь­зующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех ста­диях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важ­но, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате созда­ния специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна школьникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика органи­зации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей уча­щихся или по случайному принципу ( с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена ин­дивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по реше­нию какой-либо проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с по­мощью голосования или естественным путем, то есть участни­ки поиска определяют характер, форму своего участия реаль­ным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микрокол­лектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого по­иска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможно­стей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные ус­ловия. Во-первых, нельзя нарушать'последовательность дей-

52

ствий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, до­пускать извращение позиции, роли, которая определена педа­гогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и прове­дение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опи­рались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-вос­питательном процессе; ранее используемые формы КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далеких лю­дях, окружающем мире.

Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности кол­лектива. Как педагогическая технология коллективная твор­ческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть ис­пользованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по орга­низации коллективной творческой деятельности успешно ис­пользуются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

— доминирование целей развития индивидуальности и реа­лизации личности каждого в коллективной творческой деятель­ности;